Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 17:08, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы_ПО_ФИНАНСОВОМУ_ПРАВУ.doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)

32.Дотации и  субвенции как институт бюджетного права.

Закрепленные доходы бюджетной системы — это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы бюджета — это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов (бюджетного регулирования), в виде процентных отчислений от налогов и других платежей, находящихся в распоряжении вышестоящих органов власти, по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год. Дотация в бюджетных отношениях — это определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего представительного органа власти в нижестоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств. Субвенция в бюджетных отношениях — это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты для конкретных целей на безвозмездной и безвозвратной основах.

33. Бюджетные  права (компетенция) РФ.

Содержание бюджетных  прав (компетенции) РФ обусловлено ее суверенитетом, распространяющимся согласно Конституции РФ на всю территорию России. Посредством бюджетных прав РФ проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны и в конечном итоге единая социально-экономическая политика. Бюджетно-правовой статус РФ составляет совокупность бюджетных прав (полномочий). РФ имеет право на самостоятельный федеральный бюджет как необходимый атрибут государственности и суверенитета РФ. Право устанавливать налоги, сборы, другие источники доходов, подлежащие зачислению в бюджетную систему. Право разграничивать (распределять) бюджетные доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Право определять компетенцию субъектов Федерации и органов МСУ по установлению на подведомственной им территории налогов, сборов, других бюджетных доходов и их размеров. Право образовывать в федеральном бюджете оборотную кассовую наличность в размере, необходимом для покрытия временных кассовых разрывов, резервные и целевые фонды, в том числе Фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Полномочия по организации единой бюджетной отчетности по бюджетам всех уровней.

34.Бюджетные  права (компетенция) субъектов РФ.

Бюджетные права РФ и  бюджетные права ее субъектов  тесно связаны между собой  и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством российского гос, общие  принципы которого распространяются и на бюджетные отношения. Бюджетно-правовой статус субъектов РФ характеризует совокупность прав: Законодательное регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории, исходя из основ, установленных законодательством РФ. Право каждого субъекта РФ на самостоятельный бюджет — республиканский, краевой, областной и т.д., утверждаемый соответствующим представительным органом власти. Право объединять бюджетные ресурсы субъектов Федерации со средствами других бюджетов на договорной основе. Право устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ налоги. Право на получение закрепленных за бюджетом субъекта Федерации налогов и других источников дохода, а также отчислений от регулирующих доходов. Право контролировать использование средств муниципальными образованьями, выделенными им из бюджетов субъектов Федерации, а также соблюдение органами МСУ бюджетного законодательства. Право самостоятельно использовать доходы. Право на компенсацию потерь в доходах бюджета субъекта Федерации или увеличения его расходов за счет средств федерального бюджета в том случае, если они обусловлены принятием в ходе исполнения бюджета решений органа федеральной власти.

35.Бюджетные  права (компетенция) муниципальных  образований.

Все муниципальные образования, виды которых определяются законодательством субъектов РФ (районы, города и др.) в лице их органов МСУ обладают бюджетными правами. Право каждого муниципального образования на самостоятельный местный бюджет. Право на получение из вышестоящих бюджетов необходимых финансовых ресурсов при наделении органов МСУ государственными полномочиями. Право на получение собственных закрепленных федеральным и региональным законодательством за местными бюджетами доходов. Право самостоятельно расходовать средства местных бюджетов. Право образовывать в местных бюджетах в пределах объемов их бюджетов резервные и целевые фонды. Право объединять на договорной основе средства местного бюджета со средствами иных бюджетов. Право органов МСУ устанавливать местные налоги и сборы закреплено в Конституции РФ (ст. 132). Право на компенсацию увеличившихся расходов или уменьшившихся доходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами гос власти.  Право представительных органов МСУ самостоятельно определять организационные формы контроля за исполнением утвержденного им бюджета.

 

36.Принцип сбалансированности  бюджета, его механизм при наличии  бюджетного дефицита.

В характеристике расходов и доходов бюджета важной является не только качественная сторона (виды, направления и т. п.), но и количественная, в том числе соотношение объема доходов и расходов. В этом аспекте большое значение имеет принцип сбалансированности бюджета, закрепленный в законодательстве, т.е. соответствия объема расходов бюджета объему его доходов. Он является необходимым условием реализации намеченных расходов.

Негативным проявлением  отклонения от этого принципа является дефицит бюджета, т.е. превышение расходов над доходами. В настоящее время в условиях расстроенности экономики и финансов дефицит в бюджетной системе РФ стал трудно преодолимым явлением. В связи с дефицитностью бюджета в 1990 г. впервые в РФ (как и в тогда существовавшем СССР) было произведено организационное перестроение расходной части бюджета: в ней выделены две части бюджет текущих расходов и бюджет развития, что стало впоследствии общим требованием законодательства для бюджетов всех уровней.

Помимо этого, в бюджете  текущих расходов предусмотрено  выделение защищенных статей, перечень которых должен определяться ежегодно при утверждении бюджета соответствующим представительным органом власти. К ним отнесены, например, расходы по заработной плате, пенсиям, стипендиям, хозяйственным расходам на аренду, охрану, отопление, освещение и др. По этим статьям предусмотрено обязательное производство расходов в полном объеме.

 

37. Понятие бюджетного  процесса, его стадии, финансовый (бюджетный)  год, бюджетная классификация.

Бюджетный процесс —  это регламентированная нормами  процессуального бюджетного права  деятельность гос и муниципальных образований по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению и утверждению отчета о его исполнении. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса: это стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения и заключения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют одна другую. Сам бюджет действует в течение одного года — с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории РФ длится 12 месяцев. По прошествии года по закону для завершения бюджета предоставляется еще один льготный месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Счетный период включает срок с 1 января по 31 декабря плюс льготный месяц. На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время. Бюджетная классификация — специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов.

 

38. Порядок составления,  рассмотрения и утверждение федерального  бюджета России.

При рассмотрении Гос  Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете РФ в первом чтении депутаты обсуждают его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год — основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Если федеральный бюджет на очередной финансовый год возвращают на доработку в Правительство РФ, то он дорабатывается в течение 20 дней с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях комитетов по бюджету и экономической политике, вносится доработанный законопроект на повторное рассмотрение Думы в первом чтении. При рассмотрении Гос Думой проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

В случае отклонения Президентом  РФ закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год указанный закон передается в согласительную комиссию.

39.Порядок исполнения  бюджета. Распорядители и получатели  бюджетных средств.

Исполнить бюджет значит обеспечить полное и своевременное  поступление всех предусмотренных  по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы. По расходам бюджет исполняется специальными субъектами — участниками бюджетных правоотношений, которые называются: Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган гос власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета — орган гос власти субъекта РФ, орган МСУ, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета. Распорядитель бюджетных средств — орган гос власти или орган МСУ, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соотв. год.

40.Казначейское  исполнение бюджета.

В настоящее время  в РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов через систему  органов казначейства.  Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета.  Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств из бюджета. Главная книга казначейства ведется на основе плана счетов, утверждаемого федеральным казначейством. Записи в Главной книге казначейства осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения федерального бюджета, и данные этой книги являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета. Необходимым документом для исполнения бюджета является бюджетная роспись. Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфин РФ и утверждается Министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия федерального закона федеральном бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ. Бюджетная роспись — обязательный документ для практического исполнения бюджета и для субъектов Федерации, и для органов местного .самоуправления (муниципальных органов).

41.Контроль за  исполнением бюджета. Отчет об  исполнении бюджета.

Бюджетный процесс завершается  составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета, что является важной формой контроля за исполнением бюджета. Отчет об исполнении бюджета составляется финансовыми органами на основании ведущегося ими через органы казначейства учета исполнения бюджета и отчетов учреждений и организаций, кредитных учреждений, участвующих в исполнении бюджета. Правительство РФ ежегодно в мае следующего за отчетным года представляет Федеральному Собранию отчетный доклад и отчет об исполнении федерального бюджета РФ за прошедший финансовый год. В субъектах Федерации и муниципальных образованьях отчет об исполнении бюджета составляется финансовыми органами, а затем представляется исполнительным органам власти, которые представляют его представительным органам власти. Конкретные сроки определяются соответствующими представительными органами власти в нормативных актах о бюджетном процессе на данной территории. Отчет об исполнении бюджета должен составляться по всем основным показателям доходов и расходов в установленном порядке с необходимым анализом исполнения доходов (в том числе по обеспечению уровня закрепленных доходов) и расходования средств. В случае принятия или отклонении проекта бюджета и отчета о его исполнении в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

42.Государственные  и муниципальные целевые фонды, их роль и система.

Целевые гос и муниципальные  фонды денежных средств — достаточно динамичное явление в финансовой системе РФ. В связи с достижением  этих целей они расформировываются, поэтому в финансовой системе  постоянно идет процесс создания новых и расформирования «отработанных» целевых фондов. В зависимости от целевого назначения целевые фонды делятся на экономические и социальные. По способу образования целевые гос и муниципальные фонды денежных средств подразделяются на: а) бюджетные, которые образуются в составе бюджетов и вместе с бюджетом; б) внебюджетные, которые образуются отдельно от него. В зависимости от уровня управления целевые фонды подразделяются на федеральные, региональные (субъектов Федерации) и муниципальные. Федеральные целевые денежные фонды — это такие, которые создаются исключительно на федеральном уровне. Региональные и муниципальные фонды — это такие, которые создаются соответствующими органами на уровне субъектов РФ или муниципальных образований. С точки зрения юридической природы целевые фонды подразделяются на две группы: а) фонды, которые создаются в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, но по решениям компетентных органов; 2) фонды, которые создаются в силу требований федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"