Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 17:08, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы_ПО_ФИНАНСОВОМУ_ПРАВУ.doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)

10.Центральный  банк (Банк России). Особенности правового положения, функции.

Как и другие банки, ЦБ РФ имеет статус ЮЛ. Однако получение  прибыли не является целью деятельности Центрального банка РФ. Гос не отвечает по обязательствам Центрального банка  РФ, так же как и банк не несет ответственности по обязательствам гос, кроме случаев, когда они сами приняли на себя такие обязательства или это предусмотрено федеральными законами. Однако ЦБ РФ выступает в качестве органа гос регулирования, наделенного властными полномочиями в области организации денежно-кредитных отношений. Основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Монополией ЦБ РФ является осуществление эмиссии (выпуска в обращение) наличных денег и организация их обращения. В пределах предоставленных полномочий ЦБ РФ независим в своей деятельности, органы гос власти и МСУ в нее не вмешиваются. По вопросам, отнесенным к его компетенции, ЦБ РФ издает нормативные акты. Они обязательны для органов гос власти и МСУ, всех юридических и физических лиц.

11.Федеральное  казначейство: правовое положение, функции.

В состав этой системы  входят Главное управление федерального казначейства Минфин РФ и подчиненные ему территориальные органы по субъектам Федерации, городам, районам и районам в городах. На органы казначейства возложены следующие задачи: организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета; регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и гос (федеральными) внебюджетными фондами; краткосрочное прогнозирование объемов гос финансовых ресурсов и оперативное управление ими; управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ гос внутреннего и внешнего долга РФ; Органы федерального казначейства наделены необходимыми правами. Среди них ряд прав, обеспечивающих контрольные функции казначейства производить проверки денежных документов, смет и т.п. в органах управления, организациях, банках; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих федеральные бюджетные и внебюджетные средства; изымать у предприятий, организаций и учреждений документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов.

12. Понятие и  предмет финансового права, основные особенности финансового права как отрасли права.

ФП — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) гос и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач. Предмет ФП составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности гос и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач. В нормах ФП закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности гос и органов МСУ, методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Четкость правового регулирования финансовых отношений важна не только для обеспечения должной организованности работы гос органов, органов МСУ, но и для соблюдения интересов гос, муниципальных образований, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в конечном итоге — для выполнения госм своих функций.

13.Система и  источники финансового права.

Это объективно обусловленное  системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Наиболее крупные подразделения российского ФП — части: Общая и Особенная. К Общей части относятся нормы ФП, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности гос и муниципальных образований, систему гос органов, общие положения организации финансового контроля. Нормы Общей части ФП конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Главный источник ФП — Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Федерации. В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности гос (или субъектов Федерации) в целом и по отдельным ее направлениям соответственно используемым звеньям финансовой системы. Источники ФП РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. Нормы ФП содержатся в указах Президента и постановлениях Правительства РФ. Большую группу источников ФП составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам и др. (приказы, инструкции и иные акты).

14. Финансовые  правоотношения: понятие, особенности  и виды.

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами ФП общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию гос и муниципальных денежных фондов и доходов. Основная особенность, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования гос денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности гос и органов МСУ. Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает гос и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган МСУ. В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение госм или органами МСУ в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности.

15. Субъекты  финансового права. Порядок защиты  прав и законных интересов  субъектов финансовых правоотношений.

Субъект ФП — это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями. Гос и его территориальные подразделения: РФ; субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа; муниципальные образования — городские, сельские поселения и иные территории; населенные пункты. Коллективными субъектами ФП являются гос и общественные организации, к числу которых относятся: органы гос власти и управления; органы МСУ; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации. Индивидуальные субъекты ФП,  — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.  Административный порядок действует главным образом в случае применения мер гос принуждения в данной области к органам гос и МСУ, предприятиям, организациям, учреждениям.

Судебный порядок применяется  и при защите финансовых интересов и прав гос во взаимоотношениях с гражданами. Особое место в защите прав и законных интересов субъектов ФП принадлежит Конституционному Суду РФ. Важная роль в обеспечении соблюдения прав субъектов финансовых правоотношений принадлежит Прокуратуре РФ.

 

16. Понятие и значение финансового контроля.

Финансовый контроль — это контроль за законностью  и целесообразностью действий в  области образования, распределения  и использования денежных фондов гос и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов. Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются: а) проверка выполнения органами гос власти и МСУ функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции; б)  проверка выполнения финансовых обязательств перед гос и органами МСУ организациями и гражданами; в) проверка правильности использования гос и муниципальными предприятиями, учреждениями, организация ми находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств); г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями; д) выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств; е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и. гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба гос, организациям, гражданам.

Эффективность финансового  контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций.

17. Санкции, применяемые  за нарушение норм финансового  права, их особенности и виды.

Санкции предусматривают  последствия нарушения правовой нормы, определяют виды и меру юридической, в данном случае — финансово-правовой ответственности нарушителей финансово-правовых норм. Основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм ФП. Финансово-правовым санкциям в сравнении с санкциями норм других отраслей права свойствен ряд особенностей. Они имеют, как правило, денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства (прямым или косвенным путем). При изъятий денежных средств в качестве финансово-правовых санкций эти средства зачисляются в государственную или муниципальную казну. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы. Для современных условий характерно расширение круга финансово-правовых санкций, большее разнообразие их в сравнении с допереходным к рыночным отношениям периодом.

18. Виды и  органы финансового контроля.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций. Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций. Обязательный контроль проводится: а) в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год; б) по решению компетентных гос органов. Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов. Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль: а) представительных органов гос власти и МСУ; б) аппарата Президента РФ; в) исполнительных органов власти общей компетенции; г) финансово-кредитных органов; д) ведомственный и внутрихозяйственный; е) общественный; ж)аудиторский.

19. Финансовый  контроль, осуществляемый представительными  органами государственной власти  и местного самоуправления.

Контрольные функции  в области финансов осуществляют представительные органы гос власти субъектов РФ, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы МСУ. В отношении последних правовой основой их контрольной деятельности являются: законодательство субъектов федерации; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении), а также нормативные акты представительных органов, МСУ — уставы муниципальных образований, положения и др.

На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. органы) как органы постоянно действующего гос финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создаваемых органами власти соответствующих субъектов. Названные счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ. Представительные органы МСУ также образуют на своем уровне контрольные органы.

20.Финансовый  контроль, осуществляемый налоговыми органами.

Налоговые органы действуют как система специализированных органов финансового контроля, деятельность которых направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет, а также в установленных случаях — во внебюджетные фонды. Налоговые органы наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства. В сфере налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ осуществляют контроль таможенные органы, к полномочиям которых относится и валютный контроль. Функции гос страхового надзора, осуществляемые Департаментом страхового надзора Минфина России также ограничены особой сферой — страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений, в связи с чем производится контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков. Важное место в их функциях занимает предварительный контроль, осуществляемый ими в процессе выдачи лицензий на осуществление страховой деятельности.

21. Финансовый  контроль, осуществляемый Министерством  финансов  РФ и его территориальными  контрольно-ревизионными управлениями.

На Минфин РФ возложено: контроль за целевым использованием федерального бюджета и средств  гос внебюджетных и целевых бюджетных  фондов; за расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом; за формированием и сохранностью гос фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; контроль за использованием и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними, а также страховой надзор и контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков; контроль за качеством аудиторских проверок. В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств. Важной стороной в деятельности в данной области Минфинав РФ является выполнение функций по обеспечению организации финансового контроля: осуществление методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, утверждение типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, осуществление лицензирования и т.п. Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения Министерства финансов РФ соответственно их компетенции. Минфин РФ имеет в своей структуре и специальные подразделения, предназначенные именно для проведения финансового контроля или надзора: Департамент гос финансового контроля и аудита, Департамент страхового надзора. В его ведении находятся Федеральное казначейство и др. органы.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"