Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:54, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также выявления каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.

Содержание

Введение
Необходимость и содержание финансового контроля
Виды, формы и методы финансового контроля
Основные задачи и функции органов государственного контроля
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый контроль.docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

Органы Государственной  налоговой службы имеют право  в соответствии с налоговым законодательством  проверять любые денежные документы  у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных  граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки  и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по итогам в бюджет.

Для обеспечения экономической  безопасности РФ и укрепления государственной  дисциплины в области налогообложения  созданы федеральные органы налоговой  полиции, которые включают Федеральную  службу налоговой полиции, территориальные  и местные органы ее.

Налоговая полиция, взаимодействуя с органами Государственной налоговой  службы, призвана решать следующие  задачи:

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций;

защиту сотрудников налоговых  инспекций от противоправных посягательств  при исполнении ими служебных  обязанностей;

предупреждение, выявление  и пресечение коррупции в налоговых  органах.

Для осуществления финансового  контроля в сфере страхования  в соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. "О государственном  страховом надзоре РФ" была образована служба государственного надзора за страховой деятельностью. Основные задачи и функции этой службы были определены Законом РФ "О страховании" от 27 ноября 1992 г.

В Федеральную службу страхового надзора (Росстрахнадзор), подчиненную  Правительству РФ, помимо центрального органа входят территориальные органы страхового надзора по республикам (региональные инспекции Росстрахнадзора) и группам областей (кустовые инспекции  Росстрахнадзора).

Федеральная служба по надзору  за страховой деятельностью, помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляет контроль за обоснованностью  страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков. С  этой целью устанавливаются правила  формирования и размещения страховых  резервов, методика расчета соотношений  между активами и обязательствами  страховой фирмы, а также порядок  учета страховых операций и формы  отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных  Росстрахнадзором нормативов. В случае неоднократного выявления нарушений  законодательства и нормативных  документов органы Росстрахнадзора  имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском  о их ликвидации.

Перестройка банковской системы  и возникновение коммерческих банков в значительной мере изменили функции  банков в области финансового  контроля. Если в условиях плановой экономики контроль со стороны отделений  Госбанка СССР за деятельностью всех предприятий и организаций был  всеобъемлющим, то по закону коммерческие банки обязаны контролировать, главным  образом, соблюдение их клиентами - физическими  и юридическими лицами - установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем коммерческие банки  по своей инициативе анализируют  финансовую деятельность хозяйствующих  субъектов для оценки их кредитоспособности при предоставлении ссуды и осуществляют контроль в форме наблюдения (мониторинга) за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием для определения вероятности возврата ссуды с начисленными процентами в установленные сроки.

Особая роль в осуществлении  финансового контроля принадлежит  Центральному Банку России (ЦБР). Как  орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные  отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное  подразделение - Департамент банковского  надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского  законодательства и установленных  ЦБР нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений  или при предоставлении банками  неполной или недостоверной информации ЦБ в зависимости от вида нарушения  вправе прибегнуть к определенным методам  воздействия: штраф в размере  от 0,1 до 1% от минимальной величины уставного  капитала; выполнение требований ЦБР  по финансовому оздоровлению, реорганизации, замене руководства коммерческого  банка; применение более жестких  нормативов; запрет на проведение отдельных  операций и на открытие филиалов на срок до одного года: назначение ЦБР  временной администрации банка  на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера - отзыв лицензии и ликвидация банка.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями  министерств, ведомств, государственных  комитетов и других органов государственного управления за финансово-хозяйственной  деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Ревизии и проверки назначаются  руководителем государственного органа и проводятся комплексно - один раз  в год в коммерческих организациях и один раз в два года - в  остальных учреждениях и организациях. Деятельность контрольно-ревизионных  служб министерств и ведомств находится, в свою очередь, под контролем  Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов Федерации. Сфера  ведомственного финансового контроля - сохранность и использование  материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние бухгалтерского учета и отчетности.

Роль финансового контроля в создании адекватной современным  экономическим условиям системы  управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования  финансового контроля с целью  повышения его действенности  и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления  контроля положительных результатов  намеченным целям с одновременным  учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Повышение роли государственного финансового контроля

Совершенствование финансового  контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового  контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам  хозяйствования получить четкие ориентиры  в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а  также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового  контроля и т.п. Следует также  законодательно определить: виды финансового  контроля, субъекты и объекты финансового  контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации  финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.

В вопросах совершенствования  финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов  финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные  вопросы осуществления того или  иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы  методологии финансового контроля.

Ключевым направлением совершенствования  государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового  контроля в РФ и повышения его  эффективности является принятие единой концепции государственного финансового  контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ  оценки эффективности деятельности органов государственного финансового  контроля и их сотрудников.

В современных условиях отсутствует  механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение  органа, обладающего статусом высшего  контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов  государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии  финансового контроля. До сих пор  не решен вопрос о необходимости  разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный  закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных  органов.

В целях повышения эффективности  расходования государственных средств  перспективным направлением совершенствования  контроля является переход к аудиту эффективности государственных  расходов, который представляет собой  направление деятельности контрольных  органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных  расходов, не определены критерии и  показатели эффективности использования  государственных средств. Требует  завершения работа по конкретизации  и законодательному закреплению  критериев неэффективного использования  бюджетных средств, распоряжения государственной  собственностью, а также ответственность  за их неэффективное использование.

Значительную долю в общем  объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового  контроля, является нецелевое использование  бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым  использование бюджетных средств  может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности  за нецелевое и неэффективное  расходование государственных средств.

Важной проблемой осуществления  контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам  проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять  комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных  должностных лиц за нарушение  требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных  лиц за неисполнение предписаний  Контрольных органов; по установлению правовых норм, закреп-Яйощих механизм возврата бюджетных средств и  ответствен-Н0сти должностных лиц  за предоставление необеспеченных бюд-явегных  кредитов и ссуд и т.п.

Для повышения эффективности  проведения ревизий финансово-хозяйственной  деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить  основы проведения ревизии, определив  цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих  Право на проведение ревизии, их права  и обязанности; определить права  и обязанности ревизуемых организаций  и т.п.

Важным вопросом совершенствования  контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся  в совершении различными органами своих  функций в отношении одних  и тех же объектов контроля, - Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных  органов, созданных главными распорядителями  и распорядителями бюджетных  средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Органы налогового и таможенного  контроля должны более тесно взаимодействовать  с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной  палатой РФ. Кроме того, повышению  эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или  не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов  хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона  направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями  налогоплательщиков; совершенствование  программного обеспечения процедуры  камеральных проверок, а также  стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения  совершенствования эффективности  государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов  государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых  технологий открывает перспективы  повышения эффективности использования  государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность  в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной  информации о финансово-хозяйственной  деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной  деятельности. Для формирования единого  информационного пространства необходима информационная совместимость результатов  деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных  мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между  контрольными органами и т.п.

Информация о работе Финансовый контроль