Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:54, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также выявления каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.

Содержание

Введение
Необходимость и содержание финансового контроля
Виды, формы и методы финансового контроля
Основные задачи и функции органов государственного контроля
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый контроль.docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

В зависимости от времени  проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль - контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения  проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.

Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-хозяйственных  операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и  в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платежных документов на осуществление  кассового расхода бюджета. Текущий  контроль позволяет получить необходимую  оперативную информацию, характеризующую  состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных  операций, отличается более глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны  для их исполнения.

Исходя из направления  воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем понимают: по отношению  к органам государственной власти - контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов  государственной власти субъектами, т. е. специально созданными контрольными органами; по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской  организацией). Под внутренним финансовым контролем понимают: по отношению  к органам государственной власти - контроль, осуществляемый непосредственно  в системе органов государственной  власти (например, ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый соответствующей  службой (внутреннего контроля).

При проведении финансового  контроля используют определенные методы, к которым традиционно относят  обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.

Обследование - это сбор и  общий анализ информации по конкретному  вопросу в целях определения  целесообразности дальнейшей детальной  проверки.

Проверка представляет собой  единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определенных финансово-хозяйственных  операций субъектов хозяйствования.

Ревизия - это система  обязательных контрольных действий по документальной и фактической  проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных  в проверяемом периоде финансово-хозяйственных  операций, а также законности и  правильности действий должностных  лиц. Ревизия в отличие от проверки дает наиболее полную и достоверную  информацию о положении дел в  проверяемой организации, так как  предполагает сплошной охват проверяемых  документов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому  в большей степени содержит риск необнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты ревизии содержат конкретное документально подтвержденное определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов.

По полноте охвата проверяемых  вопросов проверки и ревизии бывают: тематические (проводятся по определенному  кругу вопросов) и комплексные (т. е. охватывают практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности). По характеру источников контроля проводят: документальные проверки и ревизии (проверка финансовой отчетности и документов, образующихся в деятельности организации) и фактические (используются такие приемы, как проведение инвентаризации денежных средств и материальных запасов и т.п.).

Надзор представляет собой  систему периодических контрольных  действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью  субъектов хозяйствования с целью  соблюдения ими условий лицензирования.

Мониторинг в отличие  от надзора представляет собой систему  постоянно совершаемых контрольных  действий и операций по наблюдению с целью определения текущих  изменений в деятельности субъекта хозяйствования.

Методы финансового контроля - это приёмы исследования <#"justify">Метод  финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное  изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности  хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования  учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием  фактического состояния объектов контроля.

По информационному обеспечению  различают методы документального  и фактического контроля.

Документальный контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной  операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном  и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной  документации, учете и отчетности.

Фактический контроль состоит  в определении действительного, реального состояния объекта  проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и  других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.

Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия  по устранению имеющихся недостатков.

Основными методами финансового  контроля являются:

·проверки;

·обследования;

·надзор;

·анализ финансового состояния;

·наблюдение (мониторинг);

·ревизии.

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной  деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия  по их устранению.

Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к  ним, расчеты по налогам и т.п.

Обследование в отличие  от проверки охватывает более широкий  спектр финансово-экономических показателей  обследуемого экономического субъекта для определения его финансового  состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут  осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор производится контролирующими  органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или  иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных  правил и нормативов, нарушение которых  влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны  ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России - за страховыми фирмами.

Анализ финансового состояния  как разновидность финансового  контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным  капиталом и эффективности его  использования.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций  за использованием выданной ссуды и  финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности  может привести к ужесточению  условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового  контроля, представляющий собой взаимосвязанный  комплекс проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью  определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия  проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности  совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности - для выявления  нарушений и недостатков в  деятельности ревизуемого объекта.

Классификация ревизий:

. По ведомственной принадлежности  ревизуемых органов

-ведомственные

-внутриведомственны

внутрихозяйственные

. По полноте охвата

-полные

-частичные

комплексные

тематические

. По глубине проведения

-сквозные

-локальные

. По степени охвата  данных

-сплошные

-выборочные

комбинированные

. По характеру материала

-документальные

-фактические

. По отношению к плану

-плановые

-внеплановые

. По очерёдности исследования  одних и тех же документов

-первичные

-дополнительные

повторные.

Результаты ревизии оформляются  актом, на основании которого принимаются  меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению  виновных к ответственности.

 

3. Основные задачи  и функции органов государственного  контроля

 

Содержание и органы государственного финансового контроля

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и  в Конституциях (Уставах) субъектов  Федерации, предусматривает контроль за финансовой деятельностью органов  исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении  проектов федерального и нижестоящих  бюджетов, государственных и местных  внебюджетных фондов, а также при  утверждении отчетов об их исполнении.

Для проведения финансового  контроля со стороны представительных органов созданы специальные  структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной  Думы, Счетная палата РФ.

Начало такому контролю было положено созданием в 1992 г. Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих  действиях ни от Правительства РФ, ни от администрации Президента. В  настоящее время основная часть  его функций передана Комитету Государственной  Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты которого проводят экспертно-аналитическую  работу по всем финансовым вопросам. Так, подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются оценкой  законодательных предложений соответственно по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.

Особое место в системе  финансового контроля со стороны  представительных органов принадлежит  Счетной палате РФ, деятельность которой  определяется Федеральным Законом  РФ от 11 января 1995 г. Это не зависимый  от Правительства РФ, постоянно действующий  орган государственного финансового  контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Сфера полномочий Счетной  палаты - контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические  лица - государственные органы и  учреждения, включая государственные  внебюджетные фонды и ЦБР; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные  некоммерческие организации - в части, связанной с получением, перечислением  или использованием ими средств  федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной  собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и  иных льгот, предоставленных федеральными органами.

Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие  задачи: организация контроля за исполнением  федерального бюджета и внебюджетных фондов; подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений  и улучшению бюджетного процесса; оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных  на возвратной основе, и использования  федеральной собственности; определение  степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов; финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных  законов для бюджета; контроль за поступлением и движением бюджетных  средств на счетах банков; регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также  контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга  РФ, а также деятельность Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга; эффективность использования  иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным  государствам и международным организациям.

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, - тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству  ущерба и привлечению виновных к  ответственности, в том числе  уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и  бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный  в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству  прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений  Счетной палаты, она имеет право  давать предписания, обязательные для  исполнения. В том случае, если предписания  не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной  Думой может принять решение  о приостановлении финансовых, платежных  и расчетных операций по счета  проверяемого юридического лица. Предписание  может быть обжаловано в судебном порядке.

Информация о работе Финансовый контроль