Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

В период укрепления государственности в Российской Федерации стало очевидным, что эффективный и действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства. Контрольная функция государства в финансовой сфере – это не только предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений, но и функционирование действенной системы государственного финансового контроля в целях повышения эффективности использования государственных средств, достижения более высоких результатов в управлении государством.

Содержание

Введение ……………………3
1. Понятие, виды и значение финансового контроля. 4
2. Формы и методы финансового контроля. 12
3. Органы, осуществляющие финансовый контроль в Российской
Федерации. 20
Заключение 30
Список использованных источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

ньорба.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

В период укрепления государственности  в Российской Федерации стало  очевидным, что эффективный и  действенный контроль является необходимым  условием существования сильного государства. Контрольная функция государства в финансовой сфере – это не только предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений, но и функционирование действенной системы государственного финансового контроля в целях повышения эффективности использования государственных средств, достижения более высоких результатов в управлении государством1.

Государственный финансовый контроль обеспечивает вскрытие отклонений от базовых правил и нормативных  требований к процедурам управления государственными финансовыми потоками. Любые государственные программы реформирования и развития экономики для их успешной реализации должны предусматривать эффективную систему государственного финансового контроля. Определяя соответствие целевому назначению, рациональности, полноте и своевременности направления и использования государственных финансовых ресурсов, выявляя отклонения от законности и эффективности финансово-хозяйственных операций, устанавливая полноту и своевременность расчетов с государственным бюджетом и внебюджетными фондами, выявляя резервы повышения роста доходов государственного бюджета, государственный финансовый контроль является действенным инструментом повышения эффективности государственного управления2.

Данная курсовая работа будет посвящена теме финансового контроля. Опираясь на нормативные правовые акты, необходимо будет уяснить, что представляет собой финансовый контроль, какие формы и методы ему присущи, а также какие органы в Российской Федерации имеют полномочия осуществлять финансовый контроль.

1. Понятие, виды и значение финансового контроля.

 

Контрольная функция  финансов проявляется через многогранную деятельность государственных органов  и органов местного самоуправления. Финансовый контроль охватывает своим  воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, то есть в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования3.

Финансовый контроль в современной России видится как деятельность уполномоченных государством органов и организаций по надзору и законностью действий в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики и хозяйственной деятельности в обществе для обеспечения прав и свобод граждан4.

Финансовый контроль выступает важнейшим средством  обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Объектом финансового контроля являются денежные средства, распорядительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов государства. Непосредственным предметом контроля выступают различные финансовые (стоимостные, количественные) показатели, такие как прибыль, доходы, расходы, налоги и сборы, различные отчисления в фонды и др. Финансовым контролем охватываются практически все проводимые финансовые операции (сделки) как с использованием денежных средств, так и без них (бартерные сделки, безвозмездные услуги и т.п.)5. Субъектами финансового контроля являются государственные и муниципальные органы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.

Цель финансового контроля – вскрытие отклонений от принятых стандартов и выявление нарушений установленных принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, а в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный государству ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем6.

Финансовый контроль можно классифицировать по различным основаниям: в зависимости  от осуществляющих его субъектов, по степени императивности, по времени проведения, по сферам финансовой деятельности.

В зависимости от осуществляющих его субъектов различают следующие виды финансового контроля: государственный, муниципальный, внутрихозяйственный (внутрифирменный), независимый, общественный.

Государственный финансовый контроль осуществляется Президентом РФ, федеральными органами законодательной и исполнительной власти, в том числе специально созданными органами. Он охватывает такие направления деятельности, как исполнение федерального бюджета, предоставление и использование бюджетных кредитов, государственных запасов и резервов, погашение государственного долга, предоставление налоговых льгот и др. В систему государственного финансового контроля входит и Центральный банк Российской Федерации, который контролирует всю банковскую деятельность и осуществляет контроль денежного обращения. Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации7.

Государственный финансовый контроль регулируется указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ». В соответствии с Указом, в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ8.

Государственный финансовый контроль охватывает более узкую область  отношений, связанную с государственными ресурсами, чем внешний государственный  финансовый контроль.

Внешний государственный  финансовый контроль – это государственный финансовый контроль за деятельностью системы государственной власти, осуществляемый извне этой системы. С учетом же того, что непосредственным управлением всеми ресурсами государства, как правило, занимаются правительственные структуры (исполнительная власть), внешний государственный финансовый контроль в более узком плане трактуется как контроль, осуществляемый специальными органами, независимыми от властно-исполнительных. В соответствии с такой трактовкой под понятие «органов внешнего государственного финансового контроля» подпадают институты, формируемые как парламентами, так и на основе совместных решений глав государств и парламентов. Ключевое условие здесь одно – реальная независимость контрольных структур от структур исполнительной власти9. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ» определяет статус Счетной палаты РФ как высшего независимого органа внешнего финансового контроля. Внешний государственный финансовый контроль субъектов Федерации осуществляют контрольно-счетные органы субъектов РФ.

Муниципальный финансовый контроль –  это составная часть государственного финансового контроля в системе  управления государственными финансами  в процессе формирования и использования  средств местного бюджета и управления муниципальной собственностью на основе контрольной функции финансов и управления с целью обеспечения законности и эффективности принимаемых управленческих решений и степени их реализации10.

Статья 270 Бюджетного кодекса  РФ предусматривает, что контрольные  и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Федеральным законом «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрена принципиальная возможность создания в муниципальном образовании специального контрольного органа, входящего в структуру органов местного самоуправления, осуществляющего контроль за исполнением местного бюджета, соблюдением порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью11.

Внутрихозяйственный (внутрифирменный) финансовый контроль проводится в рамках отдельного хозяйствующего субъекта по его инициативе или органа им управляющего имеющимися экономическими, финансовыми и юридическими службами.

Внутренний контроль осуществляется в интересах собственника, поэтому  его основной целью является оказание помощи руководству или органу управления по эффективному ведению финансовой деятельности12. Такой контроль осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности. Основными задачами данного вида контроля являются выявление случаев хищения, недостач денежных средств и материальных ценностей, а также соблюдение финансовой дисциплины. Внутрихозяйственный контроль охватывает сферы осуществления всех финансовых операций, ведения учета и отчетности, соблюдения договорных обязательств и др. В этих целях могут быть образованы специальные контрольные подразделения, например ревизионные отделы, внутрипроверочные комиссии. На практике функции внутреннего контроля возлагаются на руководителя и главного бухгалтера.

Независимый финансовый контроль проводится специальными организациями — аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности13. Аудиторский контроль осуществляет проверку предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. В отличие от других видов финансового контроля аудит является разновидностью предпринимательской деятельности и проводится на основе договора об оказании аудиторских услуг между хозяйствующим субъектом и аудиторской фирмой (аудитором). Аудиторский контроль не заменяет государственный и внутрифирменный контроль, поскольку его целью является выражение мнения о достоверности проведенных финансовых операций и соответствии ведения бухгалтерского учета действующему законодательству14.

Общественный финансовый контроль обусловлен правом граждан на создание общественных объединений, закрепленным статьей 30 Конституции РФ. На основании статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения создаются для защиты общих интересов и достижения общих целей, способствуют реализации прав и законных интересов граждан. В сфере финансовых отношений государства объектами общественного финансового контроля могут быть отчеты об исполнении бюджетов, публикующиеся в обязательном порядке; при отсутствии законодательных ограничений — аудиторские отчеты и заключения; деятельность различных фондов, использующих или распределяющих государственные (муниципальные) денежные средства; проведение государственных (муниципальных) лотерей и т.д. Данный вид финансового контроля имеет целью формирование общественного мнения относительно государственной финансовой политики, а также делает публичную финансовую деятельность более прозрачной.

По степени императивности выделяют обязательный и инициативный финансовый контроль.

Обязательный финансовый контроль возможен: в силу требования законодательства (аудит внебюджетных фондов; контроль Центрального банка РФ за деятельностью коммерческих банков и т.д.); по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления или правоохранительных органов (контроль территориальных органов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства РФ; документированные проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций всех форм собственности, проводимые контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ по мотивированным постановлениям органов прокуратуры и т.д.).

Инициативный финансовый контроль проводится по усмотрению хозяйствующего субъекта собственными силами (руководитель предприятия, бухгалтерия, финансовый отдел, юридическая служба) или с привлечением внешних специалистов (независимые эксперты, аудит)15.

По времени  проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

По сферам финансовой деятельности финансовый контроль можно разделить на: бюджетный, налоговый, валютный, денежно-кредитный, страховой.

Классификация государственного и  муниципального финансового контроля необходима для формирования четкого  понятийного аппарата, для выявления  отличий различных групп при разработке научных основ системы государственного (муниципального) финансового контроля16.

Публичные интересы в области финансового контроля состоят в успешной реализации финансовой политики, эффективном использовании публичных финансовых ресурсов. Общесоциальное значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются:

Информация о работе Финансовый контроль