Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

В период укрепления государственности в Российской Федерации стало очевидным, что эффективный и действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства. Контрольная функция государства в финансовой сфере – это не только предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений, но и функционирование действенной системы государственного финансового контроля в целях повышения эффективности использования государственных средств, достижения более высоких результатов в управлении государством.

Содержание

Введение ……………………3
1. Понятие, виды и значение финансового контроля. 4
2. Формы и методы финансового контроля. 12
3. Органы, осуществляющие финансовый контроль в Российской
Федерации. 20
Заключение 30
Список использованных источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

ньорба.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и муниципальными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами;

во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их публичным  интересам17.

Через финансы, и непосредственно, через оценку самой системы управления как финансами, так и взаимосвязанными с ними структурными составляющими государства, государственный финансовый контроль влияет на всю экономику и иные аспекты его жизнедеятельности. Таким образом, государственный финансовый контроль обеспечивает оптимизацию государственной деятельности, укрепление институтов государства. От эффективности системы государственного финансового контроля как части общей управленческой системы зависит эффективность функционирования государства, а при совокупности других важных факторов и само его существование. Эффективность государственного финансового контроля является одним из важных факторов финансово-экономического и социально-политического благополучия нации.

Роль государственного финансового  контроля вдвойне возрастает в условиях глубоких социально-экономических преобразований, когда приоритетом государственной политики становится укрепление бюджетной и налоговой дисциплины. Результаты финансового контроля могут представлять ключевую информацию для планирования и осуществления дальнейших экономических преобразований, обеспечения экономической безопасности государства, принятия решений в рамках бюджетного процесса, в области систем и структур государственного управления, по реструктуризации важнейших предприятий18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формы и методы финансового контроля.

 

Финансовый контроль является сложной, многоаспектной категорией. С одной стороны, это функция государственного управления, по отношению к которому выступает средством, инструментом реализации политики государства. С другой стороны, сам финансовый контроль можно рассматривать как управленческую деятельность, имеющую свои методы, способы, формы реализации19.

Форма финансового контроля — это  способ конкретного выражения и  организации контрольных действии. Под формой финансового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

В финансово-правовой теории и практике осуществления финансового  контроля традиционно выделяются следующие  его формы: предварительный, текущий и последующий20.

Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и  утверждения проектов формирования и использования государственных  средств. Предварительный контроль носит превентивный характер и направлен на недопущение возможности незаконного, нерационального или неэффективного использования государственных финансовых и материальных ресурсов21. Предварительный финансовый контроль основывается на проверке прогнозируемых показателей, расчетов, финансовых планов.

Результаты предварительного финансового  контроля внешне могут быть оформлены  в виде экспертных заключений по проектам соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, смет государственных и муниципальных  предприятий, по проектам нормативных  правовых актов всех уровней, затрагивающих бюджетные расходы или иные вопросы публичной финансовой деятельности.

Важное значение предварительный  контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий  финансовых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация государством или муниципальным образованием своих контрольных функций имеет большое значение для предупреждения правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Текущий контроль осуществляется на стадии совершения хозяйственных и  финансовых операций по формированию и использованию государственных  средств органами государственной  власти, юридическими и физическими лицами, опираясь на данные первичных документов, оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения22. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в целях выявления нарушений финансовой дисциплины, проверки соблюдения финансовых норм и нормативов, установленных показателей по формированию и использованию денежных средств государства. Текущий контроль предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании денежных средств, а также позволяет выявить недостатки или ошибки, допущенные в ходе предварительного контроля. При текущем контроле более точно учитывается экономическая ситуация, что дает возможность скорректировать финансовые планы, расчеты и тем самым получить больший эффект от проводимых финансовых операций23.

Текущий финансовый контроль реализуется как в деятельности контролирующих органов специальной  компетенции, так и в ходе рассмотрения отдельных вопросов финансовой деятельности на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих  групп, законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

Текущий контроль также  называют оперативным финансовым контролем, поскольку он позволяет контролирующим органам и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения законодательства и предотвращать потери и убытки.

Последующий финансовый контроль проводится после завершения финансовых операций путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации, проведения внешнего аудита отчетов об исполнении бюджетов, государственных внебюджетных фондов, отраслевых программ или смет государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Главной целью последующего финансового контроля является оценка результатов финансовой деятельности и эффективности проводимых операций. Основным критерием последующего финансового  контроля следует считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всей финансовой деятельности контролируемого субъекта.

В ходе осуществления  финансового контроля по окончании  отчетного периода определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются правонарушения и закладывается  база для дальнейшего совершенствования государственной и муниципальной финансовой деятельности. Последующий контроль отличается углубленным анализом финансовой деятельности какого-либо субъекта за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего финансового контроля24

Статья 265 Бюджетного кодекса  РФ устанавливает формы финансового  контроля законодательных органов: предварительный контроль – в  ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам; текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов25.

Практическая реализация финансового  контроля осуществляется с использованием определенных методов. Методы финансового контроля представляют собой совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций26.

Можно выделить шесть  основных методов финансового контроля: наблюдение, обследование, анализ, проверка, ревизия и финансово-экономическая экспертиза.

Наблюдение представляет собой визуальное ознакомление с объектом контроля. С помощью наблюдения можно определить направления финансовой деятельности предприятия, организации, их организационную структуру управления, а также сделать предварительные выводы об их рентабельности, системе доходов и расходов. Следует учесть, что при наблюдении нельзя в точности определить финансовое состояние проверяемого объекта. Однако в большинстве случаев сделанные выводы являются достоверными, что подтверждается результатами непосредственной проверки. Наблюдение как метод финансового контроля используется и при осуществлении проверок, обследования и ревизии27

Обследование представляет собой оперативное выявление положения дел по определенному вопросу финансово-хозяйственной деятельности в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения ревизии или проверки28. Обследование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении финансовой дисциплины (или о ее нарушениях), также определения целесообразности более глубокой, всесторонней проверки подконтрольного объекта. Основная цель обследования — общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков. Эта цель достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения государственных (муниципальных) расходов и др.29.

Анализ представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики: сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных, относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный, табличный и графический методы, построение экономико-математических моделей на базе расчетных коэффициентов. Анализ предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования и т.п.  Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей — выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми органами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органами, внебюджетными фондами и т.д.). В результате анализа финансовой деятельности контролируемого объекта производится доначисление налогов или уточнение налогооблагаемой базы, что значительно влияет на рост доходов государственных или муниципальных бюджетов.

Особая роль анализа  проявляется в системе управления государственными и местными финансами, поскольку его всестороннее проведение служит основой для выработки  долгосрочной бюджетной политики, а также регулирования социально-экономических процессов30.

Под проверкой понимается контрольное действие по определенному  кругу вопросов, участку или эпизоду  финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации. Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации31. В ходе осуществления проверки контролирующие органы анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений. Субъектами, имеющими право на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля.

Формой завершения проверки служит акт о выявленных нарушениях (акт проверки) или (в случае отсутствия нарушений) письменное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются все основные выявленные нарушения и недостатки в целях последующего рассмотрения дела компетентным органом (должностным лицом).

Наиболее глубоким и всеобъемлющим  методом финансового контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством возложена ответственность за их осуществление.

Характерными чертами  ревизии являются максимальный охват  экономических и юридических  сторон деятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различных приемов финансового контроля32.

Вопросы организации  проведения и содержания ревизии  регулируются различными нормативными правовыми актами, например, приказ ГТК России от 11июня 2004 № 663 «Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии»; Приказ Минфина России, МВД России, ФСБ России от 7 декабря 1999 № 89н/1033/717 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)», письмо ЦБ РФ от 7 декабря 1994 № 24 «О Методических рекомендациях об организации проведения документальных ревизий учреждений системы Центрального банка Российской Федерации»33.

Ревизии можно классифицировать по нескольким основаниям.

По своему содержанию ревизии бывают документальные и фактические. Документальные включают в себя проверку финансовой документации, ведения учета и отчетности. В ходе фактической ревизии осуществляется проверка наличия материальных ценностей, денежных средств.

По объему проверяемой  деятельности ревизии делятся на комплексные и тематические. Комплексные ревизии охватывают все направления финансовой деятельности субъекта, а тематические применяются для проверки какой-либо одной сферы (например, правильное использование фонда заработной платы, расходование целевых средств и т.п.).

По времени проведения ревизии подразделяются на плановые и внеплановые. В основном ревизии  проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих  органах, министерствах и службах, но в определенных случаях могут  проводиться и внеплановые ревизии.

Информация о работе Финансовый контроль