Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

В период укрепления государственности в Российской Федерации стало очевидным, что эффективный и действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства. Контрольная функция государства в финансовой сфере – это не только предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений, но и функционирование действенной системы государственного финансового контроля в целях повышения эффективности использования государственных средств, достижения более высоких результатов в управлении государством.

Содержание

Введение ……………………3
1. Понятие, виды и значение финансового контроля. 4
2. Формы и методы финансового контроля. 12
3. Органы, осуществляющие финансовый контроль в Российской
Федерации. 20
Заключение 30
Список использованных источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

ньорба.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

По обследуемому периоду  деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По окончании ревизии составляется акт ревизии, в котором указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, лица, виновные в данных нарушениях, а также предлагаются меры по устранению обнаруженных нарушений и меры ответственности виновных лиц.

Финансово-экономическая  экспертиза — проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности и контролируемого субъекта за проверяемый период. В ходе проведения экономической экспертизы финансовой деятельности какого-либо субъекта анализу подвергаются планы-прогнозы развития территорий, бизнес-планы предприятий, периодическая и годовая отчетность, на основании которых исследуются главные экономические показатели финансовой деятельности проверяемых субъектов.

Методы финансового  контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависят достижение конечного результата и эффективность контроля34.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          3. Органы, осуществляющие финансовый контроль в Российской     Федерации.

 

Многообразие финансовых отношений, субъектами которых выступают государство и муниципальные образования, обуславливает широкую сферу деятельности государственного и муниципального финансового контроля. Перечень задач, решаемых органами государственного и муниципального финансового контроля, весьма разнообразен. Это обстоятельство предопределяет разделение функций между институтами финансового контроля путем закрепления за каждым органом определенной сферы деятельности, то есть его компетенцию35.

Органы финансового  управления и контроля делятся на органы общей компетенции и специальной компетенции.

Органы общей  компетенции осуществляют финансовый контроль как одно из направлений своей деятельности. К данным органам относятся Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ. Органы специальной компетенции созданы для управления финансами и финансового контроля. К ним относят: Министерство финансов РФ, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу по финансовому мониторингу, Счетную палату РФ, Центральный банк РФ.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления  внутренней и внешней политики государства, в том числе экономической, бюджетно-финансовой, денежно-кредитной, инвестиционной, налоговой, и соответственно приоритеты и ключевые задачи государственного финансового контроля.

Непосредственный контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ, включая финансовую сферу, осуществляет самостоятельное подразделение в структуре Администрации Президента РФ – Контрольное управление Президента РФ. Будучи самостоятельным подразделением, Контрольное управление наделено широкими полномочиями по осуществлению президентского контроля на всей территории России, обеспечивает контроль от имени и по поручению Президента РФ, в том числе по бюджетным и финансовым вопросам. Оно выполняет функции государственного контроля, проводит проверки, имеющие общегосударственное значение. В частности, Контрольное управление осуществляет контроль за реализацией общенациональных проектов, бюджетных посланий и иных программных документов Президента РФ. Оно уполномочено организовывать и проводить проверки и иные мероприятия по контролю, привлекать с этой целью сотрудников иных контрольных органов, взаимодействовать с органами финансового контроля исполнительной власти всех уровней, со Счетной палатой РФ36.

По вопросам финансового  контроля к ведению Совета Федерации, согласно статье 102 Конституции РФ, относится назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. К ведению Государственной Думы, в соответствии со статьей 103 Конституции РФ, относятся: назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов37.

Правительство РФ осуществляет финансовый контроль в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ». В соответствии со статьей 15 данного закона Правительство РФ: обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен38.

В пределах своих полномочий Правительство  РФ осуществляет нормативное регулирование  в финансовой сфере, а также контроль за деятельностью органов исполнительной власти в этом направлении.

Центральное место в  системе органов исполнительной власти, осуществляющих финансовый контроль, отведено Министерству финансов РФ. Минфин России, согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства39. К числу его основных функций отнесено проведение контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Реализуя свои контрольные полномочия в сфере финансов, оно также разрабатывает и утверждает порядки составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и составления отчетности об их исполнении. Кроме того, на Минфин РФ возложены обязанности по составлению проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и организации исполнения федерального бюджета. В данном случае оно осуществляет финансовый контроль в процессе разработки проекта федерального бюджета, поступления и расходования бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов, а также контролирует направление и использование государственных инвестиций40. Министерство финансов РФ осуществляет анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов, а также анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля41. Она выполняет функции контроля за: использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; соблюдением требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления федерального законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

В целях реализации полномочий в установленной сфере  деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях – получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

Росфиннадзор осуществляет свою деятельность также и через  свои территориальные органы. Им практически  присущи те же функции, что и Федеральной службе, но на территории одного или нескольких субъектов РФ42.

Следующим органом исполнительной власти, которому также отведено важное место в системе финансового  контроля, является Федеральное казначейство. Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе», это федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета43.

В соответствии со статьей 267 Бюджетного кодекса РФ Федеральное  казначейство осуществляет контроль за: непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств; непревышением бюджетных ассигнований, распределенных главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями; непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями; непревышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над доведенными до них бюджетными ассигнованиями; соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета; наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Министерством финансов Российской Федерации, возникновение у него денежных обязательств44. Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе», Федеральное казначейство с целью реализации полномочий имеет право организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок в установленной сфере деятельности45.

Федеральная служба страхового надзора (ФССН России), согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора», является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). ФССН России осуществляет контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств; составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика. Федеральная служба страхового надзора имеет право организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, включая научные исследования, по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности46.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке  государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями47. ФТС России  имеет право организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности, осуществлять финансовый контроль за деятельностью таможенных органов и представительств Службы за рубежом.

Федеральная служба по финансовому  мониторингу (Росфинмониторинг), согласно Постановлению Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу», осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства; осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет проверку полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом; осуществляет контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом. Росфинмониторинг имеет право проводить в пределах установленной сферы деятельности проверочные мероприятия по вопросу выполнения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля48.

Информация о работе Финансовый контроль