Предмет финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Финансы, определенные в современной науке как общественные экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, необходимых для решения определенных задач, играют одну из важнейших ролей в жизнедеятельности человека, а их существование объективно необходимо, поскольку оно обусловлено интересами общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Таня курсяк.docx

— 131.39 Кб (Скачать файл)

Принципиально важным является подход к оценке эффективности бюджетного контроля субъектов РФ, как с экономических, так и социально-правовых позиций. Необходимость повышения эффективности государственного бюджетного контроля определяется задачами формирования социального государства, продекларированными в Конституции РФ45

Многими специалистами высказано  мнение  о необходимости разработки на федеральном уровне единой концепции государственного финансового контроля, а также федерального закона «О государственном и муниципальном финансовом контроле». Такой федеральный закон должен содержать: положения, закрепляющие принципы организации и осуществления государственного и муниципального финансового контроля; систему органов государственного и муниципального финансового контроля и их полномочия в этой сфере; формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами, представительными органами местного самоуправления и исполнительными органами власти и местного самоуправления; методы государственного и муниципального финансового контроля; механизм взаимодействия между органами государственного и муниципального финансового контроля

Также на федеральном уровне необходимо разработать единый порядок привлечения к ответственности за неисполнение представлений и предписаний контрольно-счетных органов субъектов РФ, а также за непредставление (представление неполной или недостоверной) информации по запросам контрольно-счетных органов субъектов РФ.

В целях формирования унифицированного представления об объеме полномочий и функций контрольно-счетных органов, которыми они наделены и которые они призваны выполнять, предлагается внести следующую норму в федеральное законодательство: «Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации представляют собой постоянно действующие органы в области организации и функционирования внешнего бюджетного контроля и являются юридическими лицами».

В области налогового контроля рекомендуются  осуществление следующих мероприятий: улучшение системы правового регулирования деятельности контролирующих органов, повышение эффективности контрольных функций специализированных органов, сведение к необходимому минимуму мер текущего налогового контроля, сосредоточение ресурсов контролирующих органов на ключевых сферах, исключение дублирования контрольных полномочий различными государственными органами.

Далее рассмотрим пути усовершенствования отношений по взиманию налогов и сборов.

Налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции.

По сложившемуся мнению,   порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика.

Необходимо регулирование  реализации прав органов местного самоуправления в области установления местных налогов (сборов), судебной защиты нарушенных прав, обеспечения законности и правопорядка в бюджетно-налоговой сфере.

Также стоит обратить внимание на устранение пробелов в правовом регулировании компетенции органов местного самоуправления в налоговой сфере.

Особое внимание при совершенствовании  данного типа отношений стоит  уделить решению проблемы порядка взимания земельного налога, НДС, имущество организаций, на прибыль и т.д.

Рассмотрим отношения  по государственным и муниципальным  расходам

В области расходов бюджета, по мнению большинства экономистов, существуют следующие недостатки : бюджетные средства используются недостаточно эффективно, к сожалению, всё ещё распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения, несмотря на значительные суммы социальных расходов бюджета нашего государства.

В связи с этим основными  задачами в области бюджетных расходов являются следующие:

 − сокращение числа целевых программ, обеспечение концентрации средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

 − снижение расходов на содержание государственного аппарата;

 − развитие децентрализации инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

 − повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на перспективных научно-исследовательских работах в сфере ВПК;

 − снижение уровень дотаций отдельным отраслям;

 − усиление контроля за использованием бюджетных средств;

 − обеспечение приоритетного финансирования расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование

Доходы государственного бюджета должны проектироваться  на основе тщательного анализа национального общественного производства страны, сложившегося распределения расходов бюджета, уточнения и изучения всех имеющихся финансовых потоков.

Сегодня на первый план выступают задачи усиления заинтересованности местных органов власти в наращивании собственных доходов, сокращении зависимости от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, обеспечении сбалансированности бюджетов, росте эффективности управления местными финансами. Решить их можно путем:

− формирования унифицированных механизмов межбюджетных отношений, не допускающих субъективизма и индивидуальных соглашений;

− четкого законодательного закрепления бюджетных полномочий и ответственности властей разных уровней в области формирования доходов;

− отказа от принятия решений, возлагающих на нижестоящие бюджеты дополнительные обязательства без предоставления источников их финансирования;

− расширения налоговых полномочий органов местного самоуправления в рамках единого налогового пространства;

− применения стабильных базовых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований;

− обеспечения поступления налоговых платежей дочерних компаний, филиалов и подразделений предприятий и организаций в соответствующие территориальные бюджеты;

− создания объективной стабильной системы финансовой поддержки территориальных бюджетов на основе сопоставления их нормативных бюджетных потребностей и налогового потенциала;

− внедрения принципа обоснованности предоставления финансовой помощи, разделения текущей и инвестиционной финансовой поддержки;

− усиления контроля за полнотой и целевым характером поступления доходов территориальных бюджетов;

− обеспечения правовых гарантий безусловного выполнения финансовых обязательств участниками межбюджетных отношений.

Без разработки и реализации новой  более совершенной модели бюджетного федерализма невозможно успешно  завершить процессы социально-экономической  стабилизации в стране и решить вышеперечисленные  задачи. Механизм бюджетного выравнивания в его нынешнем виде не может быть использован в качестве эффективного инструмента для реализации федеральной экономической и финансовой политики46.

В области отношений по денежному обращению и расчетам можно рекомендовать следующие мероприятия по их совершенствованию:

− развитие и усовершенствование системы безналичных расеттов4

 − усовершенствование программно – технического обеспечения банковской сферы и расчетно – кассовых операций

 − совершенствовать нормативную базу, упрощать процесс осуществления расчетов.

 − совершенствование межбанковских расчетов

 − совершенствование и защита инфраструктуры фондового рынка

 − совершенствования организации наличного денежного обращении

В сфере данных отношений необходимо уделить внимание необходимости совершенствованию инструктивных документов, регламентирующих кассовую работу в кредитных организациях. 
         Рядом специалистов в данной области предлагается расширить перечень банковских кассовых операций в операционных кассах вне кассового узла, в том числе разрешить прием там наличной денежной выручки от организаций-клиентов банка. Подобное расширение спектра разрешенных операций позволит улучшить кассовое обслуживание клиентов, создать сеть небольших банковских подразделений, принимающих наличные денежные средства для зачисления на расчетные счета клиентов и таким образом уменьшить объем денежной наличности в кассах предприятий, систематизировать и перенаправить налично-денежные потоки. Как следствие, это позволит вести поиск путей оптимального использования кредитной организацией имеющейся денежной наличности и в итоге снизить массу наличных денежных средств в обороте. 
          Кроме того, в практической работе необходимо иметь подробный перечень документов, регламентирующих работу операционной кассы вне кассового узла. Этот комплект документов позволит улучшить организацию работы кассовых подразделений банка, более качественно вести контроль их деятельности, своевременно принимать меры к устранению выявленных нарушений. 
          В целях усиления борьбы с проникновением фальшивых денежных билетов в налично-денежный оборот и своевременным выявлением таковых предлагается в разделе подробно описать порядок действия кассового работника при получении фальшивой купюры с указанием оформляемых им документов и приведением форм соответствующихбланков. 
       Одним из современных инструментов для получения наличных денежных средств являются пластиковые карты различных платежных систем. В настоящее время использование банкоматов при работе с денежной наличностью находит все большее применение. Поэтому становится актуальным подробное изложение порядка работы при использовании банкоматов, отдельно порядка работы с банкоматами круглосуточного действия, хранения отчетных форм (распечаток), отражающих проведенные операции. 
          Для улучшения ведения кассовой отчетности желательно включить примеры заполнения банковских документов по осуществлению кассовых операций (с указанием порядка их подписания должностными лицами) с учетом требований Правил ведения бухгалтерского учета.

В заключении стоит добавить, что совершенствование отношений, составляющих предмет финансового права, является  в настоящий момент важной задачей. Поэтому органам государственной власти необходимо уделить должное внимание данному вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современные государства  все больше уделяют внимание экономическим отношениям. Связано, это, в первую очередь, с их ролью в развитии страны. Российская Федерация не является исключением.

Последние десятилетия характеризуется  постоянной нестабильностью в этой области. Это объясняется, прежде всего, с мировыми катаклизмами финансовых рынков. Однако, основной проблемой все же является законодательство, регулирующее данные отношения. В частности, нормы, регулирующие отношения, охватываемые предметом финансового права.

В данной курсовой работе было рассмотрено понятие предмета финансового  права. Выяснилось, что существует несколько  видов отношений, охватываемых им, прежде всего, отношения по взиманию налогов  и сборов, отношения по распределению денежных средств, отношения, касающиеся государственных и муниципальных расходов, отношения по бюджетному и налоговому контролю.

Во второй главе курсовой работы анализировалась судебная практика по данным отношениям. Был сделан вывод о том, что действующее законодательство требует изменений.

Особое внимание было уделено  вопросу о финансовых органах, как  субъектах досудебного урегулирования налоговых споров. Было обосновано, что они не являются таковыми.

Также необходимо отметить, что были изучены имущественные  и неимущественные отношения, составляющие предмет финансового права.

В заключительной главе даются следующие рекомендации по совершенствованию положений законодательства, регулирующих отношения, составляющие предмет финансового права:

− предлагается в разделе подробно описать порядок действия кассового работника при получении фальшивой купюры с указанием оформляемых им документов и приведением форм соответствующихбланков;

− предлагается расширить  перечень банковских кассовых операций в операционных кассах вне кассового узла;

− обратить внимание на обеспечение поступления налоговых платежей дочерних компаний, филиалов и подразделений предприятий и организаций в соответствующие территориальные бюджеты;

− создать объективную стабильную систему финансовой поддержки территориальных бюджетов на основе сопоставления их нормативных бюджетных потребностей и налогового потенциала;

− внедрить принцип обоснованности предоставления финансовой помощи, разделения текущей и инвестиционной финансовой поддержки;

− усилить контроль за полнотой и целевым характером поступления доходов территориальных бюджетов;

− обеспечить правовые гарантии безусловного выполнения финансовых обязательств участниками межбюджетных отношений;

− повысить эффективность государственного бюджетного контроля определяется;

− разработать на федеральном уровне единую концепцию государственного финансового контроля

− регулировать  реализацию прав органов местного самоуправления в области установления местных налогов (сборов), судебной защиты нарушенных прав, обеспечения законности и правопорядка в бюджетно-налоговой сфере

− сократить число целевых программ, обеспечив концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

 − снизить расходы на содержание государственного аппарата;

 − развивать концепцию децентрализации инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

−и др.

Таким образом, можно заключить, что цель курсовой работы достигнута.

В заключении хотелось бы добавить, что отношения, составляющие предмет финансового права являются одними из наиболее важных во всей сфере финансово – правового регулирования.

 

Список литературы

КНИГИ

Одного автора

1 Ашмарина Е.М. Некоторые аспекты расширения предмета финансового права в Российской Федерации: проблемы и перспективы/ Е.М. Ашмарина. – Москва, 2006. -  С397 с.

2 Билюков П.Н. Международное финансовое право: учебн. пособие/ П.Н. Билюков – Москва, 2007. -  121 с.

3 Карасева М.В. Финансовое право: Учебник/М.В. Карасева . -  Юрист, 2007. –643с.

4 Лебедев В. А. Финансовое право/ В.А. Лебедев.-  СПб., 2008. – С. 67 – 81.

5 Толстой Ю.К. Гражданское право/ Ю.К. Толстов. – Спб, 2005. – 302 с.

 

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ДОКУМЕНТОВ

Статьи из сериального  издания

1 Бабаков В.К.  Постановления суда по рассчетно-кассовым операциям/В.К. Бабаков  //  Обзор судебной практики. – 2008. -  №4. -  57 с.

2 Голомазова Л. А. Обжалование решений и письменных разъяснений государственного органа / Л.А. Голомазова// Ваш налоговый адвокат. -  2006.  - № 2. -  97 с..

3 Горбунова О. Н. О  предмете и системе финансового  права / О.Н. Горбунова. -  Юридический мир. – 2002. -  №5.  – 127 с..

Информация о работе Предмет финансового права