Предмет финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Финансы, определенные в современной науке как общественные экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, необходимых для решения определенных задач, играют одну из важнейших ролей в жизнедеятельности человека, а их существование объективно необходимо, поскольку оно обусловлено интересами общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Таня курсяк.docx

— 131.39 Кб (Скачать файл)

Введение

Финансы, определенные в  современной науке как общественные экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, необходимых для решения определенных задач, играют одну из важнейших ролей в жизнедеятельности человека, а их существование объективно необходимо, поскольку оно обусловлено интересами общества.

Актуальность темы предмета права, не вызывает сомнения, так как указанная отрасль является одной из важнейших по своему приоритету для российской системы права  и в то же самое время одной из самых динамичных по своему развитию.

Связано, это прежде всего, с кругом отношений, охватываемых предметом финансового права.

Поскольку это и отношения  по собиранию налогов, их распределению, отношения связанные с государственными расходами, эмиссией денежных знаков, и ,наконец, отношения в сфере контроля за движением финансовых ресурсов.

Для современного государства  все эти отношения играют важную роль, так как напрямую связаны  с экономическим благосостоянием.

В Российской Федерации на сегодняшний момент практически  все виды отношений, охватываемых предметом финансового права, нуждаются в реформирование. Об этом свидетельствует и налоговая реформа, которая проводится до сих пор, и совершенствование банковской сферы, и, наконец, модернизация системы контрольных мер.

Предметом данной курсовой работы выступает предмет финансового  права. Объектом являются отношения, охватываемые им, а также пути совершенствования  законодательства в данной сфере.

В связи с этим задачами курсовой работы являются:

− изучение понятия предмета финансового права;

− изучение финансовой деятельности государства и муниципальных образований, как сферы финансово – правового регулирования;

− рассмотрение предмета международного финансового права;

− анализ отношений, составляющих предмет финансового права, а именно: имущественных и неимущественных отношений;

− предложение рекомендаций по совершенствованию отношений, составляющих предмет финансового права.

1.Предмет финансового права

1.1 Понятие предмета финансового права

Финансовое право  — одна из отраслей российского  права, которая, как и всякая другая, имеет свой предмет, т.е. круг общественных отношений, регулируемых нормами этой отрасли права.

В самом общем  виде предмет финансового права  определяется через отношения, возникающие в процессе  финансовой деятельности государства и муниципальных образований – это категория, выработанная финансово – правовой наукой1. Ее ценность заключается в следующем:

− с помощью этой категории удается выявить особенности отношений, составляющих предмет финансового права;

− эта категория позволяет отграничивать отношения, составляющие предмет финансового права, от иных отношений, близких к финансово – правовым, но охватываемых иным отраслевым регулированием.

Отношения, существующие в рамках финансовой деятельности государства и муниципальных образований и регулируемые нормами финансового права, весьма многообразны.

Прежде всего, отношения сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляющие предмет финансового права, подразделяются в зависимости от функций финансовой деятельности на следующие группы отношений, возникающих в ходе:

 − мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды;

− распределения финансовых ресурсов государства;

− использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;

− контроля за движением финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;

− эмиссии денежных знаков;

В первую группу включаются отношения по взиманию в  бюджеты налогов и сборов; возникающие  в связи с размещением государственных  и муниципальных займов; в связи с добровольным пожертвованиями в казну государства и т д. Во вторую группу включаются, в частности, межбюджетные отношения, то есть отношения по выделению дотаций, субвенций, субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации, а из последнего  - бюджетам муниципальных образований и т д. В третью группу включаются отношения по государственным и муниципальным расходам. В четвертую группу входят отношения по осуществлению бюджетного и налогового контроля, контроля банков за соблюдением предприятиями правил ведения кассовых операций. В пятую группу включаются все отношения в связи с эмиссией денежных знаков. Кроме того, отношения, составляющие предмет финансового права, подразделяются в зависимости от субъектов, между которыми они возникают.

Во – первых, это отношения, с одной стороны, между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований, а с другой стороны – организациями и физическими лицами. Примером могут быть отношения между налоговым органом и организацией по поводу проверок, наложения санкций. Во – вторых, это отношения между самими органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований. Примером являются отношения между федеральными органами исполнительной власти  и органами исполнительной власти субъектов РФ по поводу разработки проектов бюджетов2.

Помимо отмеченного  все отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, подразделяются по экономическому критерию на финансовые и нефинансовые. Финансовыми являются отношения, опосредующие движение денежных средств, имеющие распределительный характер и другие признаки, характерные для финансов. Среди них: отношения по взиманию налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды; отношения по государственным расходам.

 Другие отношения,  составляющие содержание финансовой  деятельности государства и муниципальных образований, с экономической точки зрения не входят в число финансовых, потому как они направлены на то, чтобы «создать» финансовые отношения, упорядочить, обеспечить их развитие. Например, без установления налогов, сборов, утверждения бюджетов, финансового контроля, что осуществляется в рамках нефинансовой (с экономической точки зрения) отношений, невозможны финансовые отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Наконец, все отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, подразделяются, исходя из критерия финансово – правового регулирования по финансово – правовым институтам, на:

а) бюджетные;

б) возникающие при формировании и исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов

в)возникающие по поводу финансовых государственных и муниципальных унитарных предприятий;

г) налоговые;

д) неналоговые;

е) отношения по государственному и муниципальному долгу;

ж) отношения по государственным и муниципальным расходам;

з) отношения по денежному обращению и расчетам;

и) отношения по валютному регулированию и контролю.

Помимо этого отношения, регулируемые финансовым правом, могут быть подразделены на имущественные и неимущественные.

В число имущественных  отношений, составляющих предмет финансового  права, входят отношения по уплате в  бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов, неналоговых платежей; отношения по перемещению денежных средств из государства и государственных внебюджетных фондов получателями этих средств. С экономической точки зрения эти отношения являются финансовыми, так как соответствуют всем признакам финансов3. С юридической точки зрения их следует рассматривать как имущественные, то есть отношения оп поводу имущества, в качестве которого выступают такие материальные блага, как деньги в наличной и безналичной формах.

 Вместе с тем, целый ряд отношений, составляющих предмет финансового  права, не опосредуют наличие и перемещение денежных средств, то есть являются неимущественными. Это отношения по составлению проектов бюджетов, их рассмотрению и утверждению; отношения, опосредующие порядок взыскания налогов, применение мер налоговой ответственности в рамках налогового права. С экономической точки зрения эти отношения не являются финансовыми, так как в рамках этих отношений не осуществляется движение денежных средств. В то же время с экономической и юридической точек зрения их можно рассматривать как неимущественные4.

Однако, названные отношения непосредственно связаны и производны от имущественных, составляющих предмет финансового права. Они не имеют самостоятельного значения, а служат исключительно для реализации имущественных отношений в рамках финансового права. Подразделение всех отношений, возникающих в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, на имущественные и неимущественные является определяющим для формулировки предмета финансового права. Это объясняете тем, что такое подразделение осуществляется как по экономическому, так и по юридическому критерию одновременно. Кроме того, именно такое подразделение отношений, реализуемых в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, позволяет наиболее эффективно отграничить отношения, составляющие предмет финансового права, от смежных отношений, прежде всего в административном праве.

С учетом отмеченного, предметом  финансового права являются имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности и муниципальных образований.

 

1.2 Предмет международного финансового права

 

Под международным финансовым правом ( далее МФП) понимается «система международно – правовых норм, регулирующих международные финансовые отношения»5.

МФП являются частью  международного права, а именно подотраслью международного экономического права.

МФП имеет собственный  предмет и особенности регулирования.

Объектом регулирования  МФП являются международные финансовые отношения, но не вся совокупность этих отношений, а только часть их.

В эту часть входят  следующие основные группы отношений:

− отношения между государствами, международными организациями по поводу трансграничного движения финансовых ресурсов;

− отношения между международными организациями по поводу внутренних правовых режимов, в рамках которых вращаются финансовые ресурсы и взаимодействуют между собой частные операторы (и приравненные к ним, то есть, например, государства, которые совершают те же действия и преследуют в международной финансовой системе те же цели, что и частные операторы).

 Имеется в виду, что трансграничное движения финансовых ресурсов так или иначе обслуживает международную торговую систему и международную инвестиционную систему, но в то же время представляет собой самостоятельное явление.

Примерами конкретных правоотношений, которые находятся в сфере регулирования посредством МФП, могут правоотношения, касающиеся:

− бюджетных дефицитов (профицитов);

− форм международных расчетов;

− состояния платежного баланса;

− соотношения валют и принципов формирования валютного курса;

− предоставления кредитов;

−условий погашения или реструктуризации государственного долга;

− условий оказания финансовой помощи;

− надзора за деятельностью коммерческих банков;

− общих подходов к борьбе с отмыванием денег, полученных преступным путем;

− изменения или унификации внутреннего законодательства по вопросам финансовой проблематики.

С одной стороны, все больше и больше вопросов внутренней компетенции государств попадает в сферу регулирования МФП. С другой стороны, МФП особенно заметны существенные пробелы, свидетельствующие о его некой «незрелости» это касается и проблем задолженности, и неконтролируемой перекачки финансовых средств, и очевидного недостатка «структуродержащих» международно – правовых принципов, и недостаточности, несовершенства многосторонних механизмов6.

В международной финансовой системе, как ни в какой другой наиболее заметно переплетение публичного уровня отношений с уровнем частным. Международные правоотношения, начинающиеся на публичном уровне, зачастую реализуется через частноправовые отношения, наоборот, частноправовые финансовые отношения могут своими проблемами или масштабами, так или иначе, выходить на публичный уровне.

В рамках каждого уровня  решаются свои задачи и проблемы. Так, например, международные платежно-расчетные отношения на частно – правовом уровне осуществляются  для обеспечения платежей с помощью транснационального права, обычаев делового оборота.

Платежно-расчетные отношения на межгосударственном уровне возникают, как правило, для обеспечения потребностей внешнеторгового оборота, в связи с платежными балансами государств или когда требуется унифицировать внутренние правовые платежно-расчетные режимы. Соответственно осуществляются такие отношения на основе, главным образом, международно – правовых норм – норм МФП.

Таким образом, международные  финансовые отношения можно представить  как отношения на микроуровне (между  частными операторами и\или  по отдельным  вопросам) и на макроуровне (между  публичными  лицами и\или по общественным вопросам).7

В заключении можно отметить, что предмет финансового права  охватывает большой круг разнообразных по своему содержанию экономических отношений: по сбору налогов, по распределению денежных средств, по контролю за их распределением. Особое внимание уделяется финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Наконец, необходимо добавить, что предмет международного финансового права

Информация о работе Предмет финансового права