Предмет финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Финансы, определенные в современной науке как общественные экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, необходимых для решения определенных задач, играют одну из важнейших ролей в жизнедеятельности человека, а их существование объективно необходимо, поскольку оно обусловлено интересами общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Таня курсяк.docx

— 131.39 Кб (Скачать файл)

2.Анализ отношений,  регулируемых нормами финансового  права

2.1Имущественные  отношения

Имущественные отношения традиционно являются составной частью предмета гражданского права. В связи с этим наука гражданского права характеризует их как отношения по поводу имущества, в качестве которого выступают различные материальные блага, а именно вещи и неимущественные права.

Между тем в  науке гражданского и финансового права давно замечено, что финансовые отношения также имеют имущественные характер и характеризуются как властно – имущественные. Не случайно ГК РФ, принятый в 1994т году, установил, что к имущественным финансовым, в том числе налоговым, отношениям гражданское законодательство не применяется. Имущественными являются большинство отношений, составляющих предмет финансового права. Это отношения: по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов; по возврату из бюджета излишне уплаченных налогов; по взысканию налогов; по государственным расходам и другие. Имущественные отношения, составляющие предмет финансового права, имеют прежде всего некоторые различия в экономической природе в сравнении с имущественными отношениями, составляющими предмет гражданского права8.

Во – первых, по своей экономической природе эти отношения – исключительно финансовые, а значит они возникают на стадии распределения общественного продукта. Что касается имущественных отношений, относящихся к предмету гражданского права, то они являются отношениями товарно – денежного обмена. Соответственно, во – вторых, экономическим объектом имущественных отношений, составляющих предмет финансового права, являются финансовые ресурсы, выступающие в форме налогов, сборов, субвенций, субсидий и так далее. В отличие от этого экономический объект имущественных отношений в гражданском праве – это материальные блага в качестве товаров.

Имущественные отношения, составляющие предмет финансового права, принципиально отличаются от имущественных отношений в гражданском праве и по юридической характеристике. Во – первых, это только те имущественные отношения, которые существуют и развиваются в рамках финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Во – вторых, это отношения, основанные не на равенстве и автономии воли участников, как это имеет место в гражданском праве, а на юридическом неравенстве в зависимости субъектов, действующих не в собственных, частных интересах, а интересах государства, муниципальных образований. В – третьих, юридический объект имущественных отношений в финансовом праве значительно уже нежели объект имущественных отношений в гражданском праве. В то время как объектом имущественных отношений в гражданском праве может быть любое имущество, имущественные отношения, составляющие предмет финансового права, складываются исключительно по поводу такого имущества, как деньги (вещи) и права требования к банку на денежные средства. Имущественные отношения имеют место в связи с уплатой налогов, сборов, неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды физическими лицами, притом наличными деньгами. Права требования к банку на денежные средства являются объектом имущественных финансовых правоотношений в случае уплаты налогов, сборов, недоимок, пеней организациями в безналичном порядке, а также при выделении средств из бюджетов получателям в безналичном порядке. Имущественные отношения, составляющие предмет финансового права, подразделяют на две группы. Первую группу составляют отношения, связанные с принадлежностью имущества (в виде денег и прав требования к банку на денежные средства), то есть это имущественные отношения, составляющие вещное право. Сюда входят отношения собственности, регулируемые финансовым правом. Прежде всего, это отношения собственности государственных и муниципальных образований на имущество, составляющие казну Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Согласно Бюджетному Кодексу9 РФ (ст. 215, 244) правомочие владения федеральными бюджетными средствами и средствами государственных внебюджетных фондов осуществляет РФ в лице Федерального казначейства. Правомочие распоряжения средствами казны РФ, субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют упомянутые субъекты в лице своих законодательных (представительных) органов в ходе утверждения соответствующих бюджетов. Правомочие пользования средствами казны осуществляют органы, уполномоченные исполнять бюджеты. Кроме того, финансовое право регулирует отношения собственности физических и юридических лиц. Регулирующая роль финансового права в отношении названных субъектов проявляется в том, что его нормы ограничивают право собственности налогоплательщика на свободное, беспрепятственное распоряжение своим имуществом. Так в частности, Конституционный Суд РФ в постановлении от 17 декабря 1996 г по делу о проверке конституционности п.2 и 3 ч. 1 ст.11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»10 установил, что налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Во вторую группу имущественных отношений, составляющих предмет финансового права, входят : отношения, связанные с уплатой налогоплательщиками налогов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. В сфере этих отношений происходит перемещение имущества, во – первых, из частной собственности в собственность государства и муниципальных образований (если налогоплательщик является физическим лицом или организацией – частным собственником); во – вторых – в рамках государственной или муниципальной собственности, если налогоплательщиком является государственной или муниципальное унитарное предприятие, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; в –т третьих отношения по осуществлению расходов из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. В сфере этих отношений происходит перемещение имущества от государства и муниципальных образований к различным субъектам: бюджетным учреждениям, хозяйствующим субъектам, субъектам РФ и муниципальным образованиям.- отношения, связанные с уплатой налогоплательщиками налогов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. В сфере этих отношений происходит перемещение имущества, во – первых, из частной собственности в собственность государства и муниципальных образований (если налогоплательщик является физическим лицом или организацией – частным собственником); во – вторых – в рамках государственной или муниципальной собственности, если налогоплательщиком является государственной или муниципальное унитарное предприятие, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; в - третьих отношения по осуществлению расходов из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. В сфере этих отношений происходит перемещение имущества от государства и муниципальных образований к различным субъектам: бюджетным учреждениям, хозяйствующим субъектам, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Отношение по уплате налогов, а точнее регулятивное налоговое правоотношение является, по сути, обязательственным, так как отвечает всем признакам обязательства. Во – первых, это правоотношение имущественное, потому что как уже отмечалось его объектом являются деньги и права требования к банку на денежные средства. Во – вторых, это правоотношение относительное, то есть его стороны строго определены и конкретны. Одной из сторон этого правоотношения является физическое лицо или организация, выступающие в качестве налогоплательщика, а другой – государство или муниципальное образование в лице Федерального казначейства и уполномоченных органов на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. В – третьих, это правоотношение активного типа, о есть такое, где одно лицо (налогоплательщик) обязано совершить в пользу другого лица (государства или муниципального образования) определенные действия. Таким образом, данное правоотношение возникает за счет активного поведения обязанного субъекта. В – четвертых, нарушение этого правоотношения обеспечивается санкцией в идее штрафа, предусмотренной в главе 17 НК11 РФ. Однако надо иметь в виду, что налоговое обязательство, отвечая основным признакам обязательства, в то же время имеет целый ряд черт, отличающих его от гражданско – правового обязательства. А поэтому понятие «налоговое обязательство» не подменяет понятие «гражданско – правое обязательство», а лишь позволяет наиболее точно выразить специфику налогового правоотношения.

2.2 Неимущественные отношения

В предмет финансового  права включаются и неимущественные  отношения. В их числе: отношения, складывающиеся в ходе осуществления государственного финансового контроля; отношения по установлению налогов и сборов, по исполнению бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Основным отличием входящих в предмет финансового права неимущественных отношений от имущественных является наличие в этих неимущественных отношениях нематериального объекта. В качестве объекта здесь выступает главным образом само поведение участников данных отношений. И только лишь в отношениях бюджетного процесса объектами являются проект бюджета, а также сам бюджет как закон  и плановый акт.

Неимущественные отношения  в предмете финансового права  всегда производны, зависимы от имущественных и в этом смысле всегда связаны с ними. Все неимущественные отношения, составляющие предмет финансового права, могут быть подразделены на две группы. Первую группу составляют финансовые процессуальные отношения, обеспечивающие реализацию материальных имущественных отношений. В их число входят отношения бюджетного процесса, налогового процесса, а также отношения, опосредующие процедуры составления и исполнения бюджетов государственных бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Все перечисленные процедурно – процессуальные отношения производны от соответствующих материальных имущественных отношений, вторичны по отношению к ним, обеспечивают их реализацию и в этом смысле связаны с ними. В  частности, бюджетно  - процессуальные отношения обеспечивают реализацию материальных обязанностей и прав Российской Федерации, субъектов РФ по выделению дотаций и субвенций, по осуществлению иных видов расходов. Налогово – процессуальные отношения обеспечивают реализацию налоговой обязанности налогоплательщика12. Вторую группу неимущественных отношений составляют материальные неимущественные отношения и обеспечивающие их процедурные отношения. В их число входят: налоговые отношения по установлению налогов и сборов, являющиеся материальными; отношения  государственного и муниципального финансового контроля, имеющие материальную и процессуальную юридическую природу. Например, НК РФ определяет требования к установлению налогов и сборов. ФЗ от 11 января 1995 г №4 – ФЗ «О  счетной палате РФ»13 устанавливает материальные и процессуальные права и обязанности Счетной палаты РФ, реализация которых осуществляется в рамках соответствующих отношений. Все неимущественные отношения, входящие во вторую группу, зависимы от имущественных отношений, составляющих предмет финансового права, и в этом смысле связаны с ними.  Например, отношения государственного финансового контроля – это всегда сопутствующие отношения, то есть отношения сопровождающие конкретные имущественные отношения по собиранию, распределению и использованию денежных средств государством и муниципальными образованиями.

  В этом смысле они связаны с имущественными финансовыми отношениями как основные и производные. Отношения по установлению налогов и сборов, являясь неимущественными, связаны с имущественными отношениями в финансовом праве иначе. Они всегда предшествуют возникновению налоговых имущественных отношений. Иначе говоря, прежде  чем возникнет имущественное отношение по взиманию налога государством или муниципальным образованием, этот налог должен быть установлен в рамках неимущественного отношения. Однако неимущественное  отношение по установлению налогов и сборов функционально зависимо от имущественного отношения по взиманию налога. Оно возникает и существует исключительно для того, чтобы возникло имущественное отношение по взиманию налога.

 

         2.3 Финансовая деятельность государства и муниципальных образований, как сфера финансово – правового регулирования

 

Финансовая деятельность государства и муниципальных  образований представляет собой процесс планомерного образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения поставленных задач.

Финансовые отношения, возникающие  в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных  образований, рассматриваемые во взаимосвязи  с финансовой системой, охватывают ту ее часть, которая «замыкается» на государственных денежных фондах и денежных фондах муниципальных образований.

Это: бюджетные фонды, государственные  и муниципальные внебюджетные фонды, государственный и муниципальный  кредит, государственные и муниципальные страховые фонды, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Как видно, к числу финансовых отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, не относятся финансы всех предприятий независимо от формы собственности, а только финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Равным образом — не все страховые фонды, а лишь государственные и муниципальные.

Финансовая деятельность государства и муниципальных  образований осуществляется государством и муниципальными образованиями в лице соответствующих органов.

Государство как субъект  финансовой деятельности представлено государственными органами на уровне Федерации и ее субъектов. Следовательно, к субъектам финансовой деятельности государства относится государство в лице компетентных органов на уровне, как Федерации, так и ее субъектов. К таким органам относятся лишь те, для которых указанная деятельность является специальной или составляет часть их компетенции14.

В число этих органов, во-первых, входят представительные органы государственной власти. Финансовая деятельность составляет часть их компетенции (ст. 104, 106 Конституции РФ). Они устанавливают и взимают налоги и сборы, рассматривают и утверждают бюджеты, а также отчеты об их исполнений.

Во-вторых, к этим органам  относятся исполнительные органы государственной власти. Они осуществляют финансовую деятельность государства как часть их общей компетенции, а также специальной. Финансовая деятельность является частью компетенции Правительства РФ, органов исполнительной власти общей компетенции на уровне субъектов РФ, Государственного таможенного комитета РФ (далее ГТК России), министерств, имеющих централизованные фонды, а также выступающих в ряде случаев как уполномоченные государством органы по управлению казенными предприятиями. Так, Правительство РФ составляет федеральный бюджет, а органы исполнительной власти субъектов РФ — соответствующие бюджеты субъектов РФ. Органы ГТК России взимают налоги, пошлины и сборы при пересечении государственной границы, а министерства, имеющие централизованные фонды, формируют и выделяют финансовые ресурсы из этих фондов для решения общеотраслевых задач. Кроме того, некоторые министерства, управляя казенными предприятиями, устанавливают нормативы по распределению прибыли этих предприятий.

К органам исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющим финансовую деятельность, относятся Министерство финансов РФ (Минфин России) и финансовые органы субъектов Федерации, Федеральное казначейство РФ, Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России), Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП России), Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ и др.

Кроме того, финансовую деятельность государства осуществляют и органы судебной власти. В соответствии со ст. 1 и 3 Закона РФ «О государственной пошлин»15 от 9 декабря 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ осуществляют контроль за уплатой госпошлины при подаче в суд исковых заявлений и жалоб. Таким образом, финансовая деятельность государства составляет часть компетенции органов судебной власти.

Наконец, финансовую деятельность государства осуществляет Центральный  банк РФ и коммерческие банки. Центральный банк РФ участвует в собирании, распределении и использовании финансовых ресурсов государства тогда, когда выполняет свои обязанности по операциям с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга в соответствии со ст. 23 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»16 от 12 апреля 1995 г. Центральный банк РФ осуществляет финансовую деятельность и тогда, когда производит эмиссию денежных знаков, ибо само существование финансовой деятельности государства обусловлено и опирается на денежную систему РФ.

Таким образом, финансовая деятельность государства составляет часть компетенции Центрального банка РФ.

Коммерческие банки, являясь  негосударственными организациями, также  в ряде случаев осуществляют финансовую деятельность государства. Это имеет  место тогда, когда они реализуют  свои властные полномочия в сфере  государственных финансов, которыми их наделяет государство.

Во-первых, коммерческие банки  являются агентами валютного контроля. В этом качестве они наделены властными  полномочиями, ибо имеют право  в императивном порядке депонировать 75% валютной выручки предприятия на спецсчете. Эти полномочия коммерческого банка, хотя и косвенно, но обеспечивают поддержание валютного резерва Центрального банка РФ, за счет покупки валютных ресурсов у которого Минфин России осуществляет расходы в валюте для целей обслуживания внешнего долга.

Отсюда, деятельность коммерческого  банка как агента валютного контроля, хотя и косвенно, но все же обеспечивает финансовую деятельность государства.

Во-вторых, коммерческие банки  выступают как органы, наделенные государством властными полномочиями в случае установления предприятиям кассового лимита и контроля за порядком ведения кассовых операций. Благодаря этой деятельности коммерческого банка предприятие производит основную массу операций в безналичном порядке через расчетный счет и таким образом гарантируется своевременное внесение в бюджет налогов и других обязательных платежей. Так коммерческий банк оказывается вовлеченным в процесс финансовой деятельности государства.

Муниципальные образования  осуществляют финансовую деятельность через органы местного самоуправления, а также непосредственно через  население муниципального образования. Так, представительные и исполнительные органы местного самоуправления формируют и исполняют местный бюджет. Представительные органы местного самоуправления устанавливают местные налоги и сборы и предоставляют льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами. Кроме того, органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований, осуществляют эмиссию муниципальных облигаций, получают финансовую помощь в различных формах из бюджетов субъектов РФ и т.д.1 Финансовую деятельность непосредственно через население муниципальное образование осуществляет, принимая решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования17.

Государство и муниципальные  образования как субъекты финансовой деятельности воздействуют на объект этой деятельности. Объектом финансовой деятельности выступают экономические отношения, а точнее, отношения собственности, и, как результат —доходы, накопления и т.д. субъектов хозяйствования и физических лиц, а также собственные финансовые ресурсы государства и муниципальных образований.

Информация о работе Предмет финансового права