Предмет финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Финансы, определенные в современной науке как общественные экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, необходимых для решения определенных задач, играют одну из важнейших ролей в жизнедеятельности человека, а их существование объективно необходимо, поскольку оно обусловлено интересами общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Таня курсяк.docx

— 131.39 Кб (Скачать файл)

К выбору конкретных объектов своего воздействия государство  относится весьма избирательно. Оно  воздействует на те конкретные доходы, накопления, финансовые ресурсы субъектов, которые в наибольшей мере отвечают его финансовой политике на том или ином этапе. Государство и муниципальные образования устанавливают правовой режим этих доходов, упорядочивают их движение в русле, обеспечивающем достижение своих целей в финансовой деятельности. Например, в части второй НКРФ государство, в частности, определило правовой режим годового дохода физического лица (при взимании налога на доходы физических лиц). Таким образом, в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований имеет место управляющее воздействие субъекта финансовой деятельности на ее объект и, соответственно, определенного рода подчинение объекта субъекту этой деятельности. Следовательно, между субъектом и объектом финансовой деятельности государства и муниципальных образований существуют отношения управления, а сама финансовая деятельность государства и муниципальных образований является управленческой деятельностью.

Характеристиками финансовой деятельности государства и муниципальных  образований являются ее функции, а  также средства, способы и формы, с помощью которых она осуществляется.

Функции финансовой деятельности государства и муниципальных  образований − это основные направления этой деятельности. Среди них:

а) образование государственных  и муниципальных денежных фондов;

б) распределение государственных  финансовых ресурсов;

в) использование государственных  и муниципальных финансовых ресурсов;

г) государственный и муниципальный  контроль за движением финансовых ресурсов

д) эмиссия денежных знаков.

Средствами финансовой деятельности государства и муниципальных  образований, используемыми в ходе этой деятельности и направленными на достижение ее целей, выступают правовые нормы, нормы бухгалтерского учета (технико-юридические в тех случаях, когда содержатся в правовых актах), операционно-технические, коммуникативные и транспортные средства

  Правовые нормы являются  важнейшим средством финансовой  деятельности государства и муниципальных  образований, поскольку финансовые, т.е. денежные отношения не  существуют сами по себе, а  обусловлены фактом существования  государства и проявляются не иначе как в формах, определенных государством.

Правовую основу финансовой деятельности государства и муниципальных  образований составляют нормы различных  правовых актов, однако, прежде всего  — конституционные нормы. Использование  норм бухгалтерского учета в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловлено финансами, имеющими денежный характер. Финансы требуют фиксации и контроля. Поэтому, для того чтобы государство и муниципальные образования могли следить за ходом мобилизации, распределения и использования денежных средств, не обходима система фиксации и отражения движения этих средств.

Это и делается с помощью  норм бухгалтерского учета, которые  «привязываются» к правовым нормам как средствам финансовой деятельности государства и муниципальных образований. По отношению к правовым нормам они являются вспомогательным средством. Через правовые нормы государство и муниципальные образования регулируют поведение конкретных субъектов, а в нормах бухгалтерского учета оно отслеживается. Зачастую правовые нормы и нормы бухгалтерского учета содержатся в одних и тех же правовых актах, в связи, с чем нормы бухгалтерского учета относятся к технико-юридическим.

Для эффективной финансовой деятельности государства и муниципальных  образований важное значение имеет соответствие и согласованность норм бухгалтерского учета и правовых норм.

К операционно-техническим  и коммуникативно-транспортным средствам  финансовой деятельности государства и муниципальных образований относятся: различные формы документов, которые утверждаются Минфином России и Центральным банком РФ (бланки платежных документов, расходные расписания, счета-фактуры, бюджетные поручения), а также факсы, телексы, телефоны и т.д. Средства, используемые в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, отличаются многообразием и разнообразием18.

На практическом уровне эти  средства задействуются разными  специалистами: законодателями, юристами, бухгалтерами, работниками финансовых служб и т.д., а на теоретическом  — исследуются представителями  различных наук: юриспруденции, бухгалтерского учета, экономики и т.д.

 Финансовая деятельность  государства и муниципальных  образований осуществляется не только с помощью определенных средств, но и с помощью определенных способов (методов). Способ — это конкретный путь, метод достижения целей финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Все способы осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований подразделяются на общие и специальные. Общие способы используются при осуществлении практически всех функций финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Это —командно-волевой (императивный), рекомендательный, согласовательный способы. Основным способом, используемым в процессе всей финансовой деятельности государства и муниципальных образований, является командно-волевой (императивный) способ. Его суть состоит в том, что государство и муниципальные образования в ходе финансовой деятельности через правовые акты, а также иные средства (нормы бухгалтерского учета, операционно-техническую документацию и т.д.) действуют по принципу ≪команда —исполнение≫. Государство и муниципальные образования в одностороннем порядке, без согласия адресата, дают ему команды, которые являются обязательными для исполнения. Наиболее последовательно этот способ представлен в праве, где он получил название императивного метода или метода властных предписаний. Рекомендательный способ все чаще используется в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. К примеру, в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год всегда имеется несколько статей, содержащих рекомендации в адрес субъектов РФ. Расширение рекомендательных начал в качестве способа финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловлено проведением в жизнь политики федерализма, реализацией курса на финансовую децентрализацию, самостоятельность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Способ согласования используется в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований весьма редко, в основном для решения вопросов, в которых заинтересованы два уполномоченных государством органа. Специальные способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований «работают» в процессе реализации определенных функций этой деятельности. Функция образования денежных фондов сопровождается применением таких методов, как установление обязательных и добровольных платежей. Кроме того, в современных условиях появился еще штрафной метод и метод финансовых изъятий.

Метод обязательных платежей является основным методом привлечения  денежных средств в государственные и муниципальные фонды. Он проявляется через установление налогов, сборов, поступающих в государственные и муниципальные фонды. Метод добровольных платежей проявляется через реализацию государственных и муниципальных займов физическим и юридическим лицам, продажу им государственного и муниципального имущества, добровольные пожертвования различных субъектов в пользу государства и т.д. Метод финансовых изъятий проявляется в изъятии государством свободного остатка прибыли казенного предприятия. Для казенных предприятий государство устанавливает финансовые нормативы деятельности, а все, что остается сверх этого, изымает. В отличие от этого при использовании метода обязательных платежей государство (и муниципальные образования) не устанавливают субъекту никаких финансовых нормативов, а лишь устанавливают налог или сбор, которые должны быть уплачены независимо от результатов деятельности субъекта. Штрафной метод как метод финансовой деятельности государства и муниципальных образований выражается в установлении и применении штрафов, пеней и других санкций за нарушение финансово-правовых норм.

В процессе осуществления  функции использования денежных средств применяются методы финансирования и публичного кредитования. Метод финансирования как метод финансовой деятельности государства и муниципальных образований означает безвозвратное и безвозмездное выделение денежных средств, а метод публичного кредитования означает выделение государственных и муниципальных денежных средств на началах возвратности и возмездности. Метод финансирования традиционно используется при выделении средств из бюджетов, а в связи с образованием государственных внебюджетных фондов денежных средств он стал использоваться и при выделении финансовых ресурсов из этих фондов. Метод публичного кредитования стал использоваться в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований лишь в последние годы. Примером такого кредитования является ежегодное выделение Правительством РФ из федерального бюджета средств определенным субъектам на условиях возвратности и платности в соответствии с законом о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год.

Специальные методы финансовой деятельности используются государством и при осуществлении функции  распределения финансовых ресурсов. К ним относятся: метод выделения  трансфертов, метод субвенций, метод  дотаций, субсидий, метод процентных отчислений от регулирующих доходов. Метод  процентных отчислений от регулирующих доходов состоит в выделении  субъектам РФ и муниципальным  образованиям соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов  РФ отчислений (в процентах) от федеральных  и региональных налогов и иных платежей. Метод субвенций основан на выделении сумм из бюджета вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели. Метод дотаций использовался в социалистической бюджетной системе и используется сейчас. Он заключается в выделении субъектам РФ и муниципальным образованиям финансовых ресурсов без целевого назначения.

Финансовая деятельность государства и муниципальных  образований осуществляется в различных формах. Прежде всего, он осуществляется в правовой и неправовой формах.

Главная форма финансовой деятельности − правовая. Государство и муниципальные образования осуществляют мобилизацию, распределение и использование финансовых ресурсов, принимая финансово-правовые акты.

Финансово-правовые акты классифицируются по юридическим свойствам, по юридической  природе, по органам, издающим финансово-правовые акты.

Индивидуальные финансово-правовые акты регулируют конкретные финансовые отношения с участием конкретных субъектов с помощью ненормативных (не обладающих юридической общеобязательностью) правовых средств.

Например, индивидуальными  финансово-правовыми актами являются: решение финансового органа о предоставлении конкретному субъекту инвестиционного налогового кредита на основе требований ст. 67 НК РФ; налоговое извещение об уплате налога на имущество, присланное физическому лицу в соответствии с Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц»19 от 9 декабря 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями». Смешанные финансово-правовые акты одновременно содержат нормативные и индивидуальные предписания. К ним относится закон РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Такой закон из года в год содержит как общеобязательные, так и индивидуальные финансово-правовые предписания.

По юридической природе  финансово-правовые акты подразделяются на: законодательные и подзаконные. К законодательным финансово-правовым актам относятся законы РФ и законы субъектов РФ, регулирующие отношения, составляющие предмет финансового права. К подзаконным относятся все остальные акты. Среди них: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ по вопросам государственных финансов, инструкции и письма МНС России, ГТК России, конкретизирующие законодательные акты о налогах и сборах, и т.д.

Разновидностью финансово-правовых актов являются финансово-плановые акты.

Финансово-плановые акты принимаются  соответствующими органами и организациями в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований и содержат плановые показатели по доходам и расходам. В их числе:

а) федеральный бюджет, бюджеты  субъектов РФ, бюджеты муниципальных  образований;

б) сметы бюджетных учреждений;

в) финансовые планы государственных  и муниципальных унитарных предприятий;

г) бюджеты государственных  внебюджетных фондов и др.

В ходе финансовой деятельности возникают и организационные  отношения, которые не приобретают  правовой формы. Это отношения, имеющие  локальный характер, т.е. обеспечивающие реализацию отдельных процедур. Например, еще до внесения проекта федерального бюджета на 2001 г. в Государственную Думу была собрана трехсторонняя комиссия из представителей Правительства РФ, Государственной Думы и Совета Федерации по вопросам бюджета. Создание такой комиссии не предусмотрено в БК РФ, поэтому ее деятельность следует рассматривать как организационную, а не правовую форму в бюджетном процессе.

Вместе с тем, в ходе финансовой деятельности нередко отношения, возникающие как организационные, приобретают правовое оформление. Например, на уровне субъектов РФ отношения по порядку предоставления налоговых льгот, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, долгое время существовали как фактические и лишь начиная с 1995 г. стали обретать свое правовое оформление в законах субъектов РФ.

С организационной точки  зрения финансовая деятельность государства  и муниципальных образований осуществляется в форме создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Государственные и муниципальные централизованные фонды денежных средств представлены федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований, а также государственными и муниципальными внебюджетными фондами денежных средств.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что финансовая деятельность государства и муниципальных  образований представляют собой  одну из важных частей отношений, составляющих предмет финансового права. Так  как, они в свою очередь, охватывают основные финансовые аспекты деятельности государства и муниципальных  образований. Стоит только сказать, что к органам государственной  власти, осуществляющих финансовую деятельность, относится Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Пенсионный Фонд и другие органы. Муниципальные органы осуществляют финансовую деятельность через органы местного управления. Наконец, необходимо отметить, что объектом финансовой деятельности государства и муниципальных образований выступают экономические отношения, которые занимают одно из важнейших мест деятельности властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рекомендации по совершенствованию  финансового законодательства

3.1 Финансовые органы как субъекты досудебного урегулирования налоговых споров

 Сегодня актуален вопрос о возможности отнесения к субъектам досудебного урегулирования налоговых споров финансовых органов. Анализ полномочий финансовых органов позволяет сделать вывод об отсутствии оснований включения их в круг субъектов досудебного разрешения налоговых споров.

Информация о работе Предмет финансового права