Понятие, предмет,методы и система финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:36, контрольная работа

Краткое описание

Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Государственный финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие финансового контроля. Виды, формы и методы финансового контроля…………………………………………………………………………………………..…..7

1.1. Содержание финансового контроля, его значение и задачи в условиях рыночной экономики………………………………………………………………..7

1.2. Формы, виды и методы финансового контроля……………………………..10
Глава 2. Счетная палата Российской Федерации как высший орган

государственного финансового контроля…………………………………..17

2.1. Содержание и задачи Счетной палаты…………………..…………………..17

2.2. Направления контрольной деятельности Счетной палаты…………………20

Глава 3. Бюджетное устройство в РФ…………………………………………….27

3.1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения………………………..27

3.2. Уровни бюджетной системы…………………………………………………30

Заключение ………………………………………………………………………..35

Список использованной литературы…………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

кр по фин праву.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

    Все органы  государственной  власти  в  Российской   Федерации, органы местного самоуправления, Центральный Банк Российской Федерации, предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты Российской Федерации информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

          Счетная палата Российской Федерации в процессе исполнения  федерального бюджета контролирует полноту и своевременность денежных  поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их  анализ и вносит предложения по их устранению.

          Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых объектов. Сроки, объемы и способы  их проведения устанавливаются Коллегией Счетной палаты Российской Федерации.

           О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата Российской Федерации информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

    Счетная палата Российской Федерации систематически анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в   процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета.

        На основе полученных данных Счетная палата Российской Федерации разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного  законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы Российской  Федерации и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

    Контрольные органы Президента  Российской Федерации и Правительства  Российской  Федерации,  Федеральная служба контрразведки Российской Федерации, Служба внешней  разведки Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации,  правоохранительные органы, контрольные органы субъектов Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации и его  контрольно-ревизионное  управление, Министерство Финансов Российской Федерации и его контрольно-ревизионное управление, Государственная налоговая служба Российской Федерации и иные государственные контрольные органы, органы внутриведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок.

        При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции, Счетная палата Российской Федерации вправе привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе - негосударственные аудиторские службы и отдельных специалистов.

    По  результатам проведенных контрольных  мероприятий Счетная палата Российской Федерации направляет органам государственной  власти  Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений  и организаций  представления  для принятия мер по  устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц,  виновных  в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности.

        Представление Счетной палаты Российской Федерации должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения. О принятом по представлению решении и о мерах по его реализации Счетная палата должна уведомляться незамедлительно.

        В случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных денежных или материальных средств,  а также  иных злоупотреблений Счетная палата Российской Федерации незамедлительно передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы.

    При выявлении на проверяемых объектах финансовых нарушений, наносящих государству  прямой непосредственный ущерб и  требующий в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения  представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий Счетная палата Российской Федерации имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания.

          При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты Коллегия Счетной палаты Российской Федерации может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.

        Инспектора Счетной палаты Российской Федерации при выполнении своих служебных обязанностей имеют право:

        - беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения  независимо  от  форм  собственности,  воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

        - опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.

           Требования инспекторов Счетной палаты Российской Федерации,  связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для государственных органов,  а также для предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности.

    Воздействие на должностных лиц Счетной палаты Российской Федерации с целью воспрепятствовать исполнению ими своих служебных обязанностей либо добиться принятия решения в чью-либо пользу, насильственные действия, оскорбления, а равно клевета либо распространение искаженной информации о выполнении ими служебных обязанностей влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

    Независимость и объективность контроля Счетной палаты Российской Федерации обеспечивается необходимой организационной и функциональной независимостью от подконтрольных ему институтов, а также установлением равного права влияния на определение объекта и предмета контроля для субъектов с противоположно направленными интересами. Этот принцип реализуется путем предоставления равного права и большинству и меньшинству (в 20 %) депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации дать поручения Счетной палате на проведение контрольного мероприятия.

    Объективность внешнего государственного контроля, осуществляемого Счетной палатой Российской Федерации, обеспечивается сочетанием коллегиальности при принятии решений с персональной ответственностью каждого члена Коллегии Счетной палаты по вопросам об объектах и предмете контроля. Такое сочетание достигается посредством процедуры оформления членом Коллегии Счетной палаты, несогласным с ее решением, “особого мнения”, являющегося неотъемлемым приложением к этому решению.

    Одним из важнейших принципов деятельности Счетной палаты Российской Федерации, обеспечивающим объективность и законность контроля - является гласность. По существу, это механизм обеспечения общественного контроля за деятельностью уже самой Счетной палаты. И Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", кроме установления гласности как одного из основных принципов деятельности Счетной палаты, определяет и обязанность регулярного представления информации о результатах проведенных контрольных мероприятий средствам массовой информации.

    Необходимо  отметить, что не все вопросы деятельности Счетной палаты регламентированы Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" в расчете на то, что они должны были быть конкретизированы в принятом Коллегией Счетной палаты Регламенте Счетной палаты Российской Федерации. Однако, с учетом непростых взаимоотношений между членами Коллегии Счетной палаты, решение отдельных спорных вопросов должны взять на себя депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава  3. Бюджетное   устройство    в    Российской    Федерации

    3.1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения

 

    Бюджет  представляет собой форму образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

    Бюджету принадлежит ведущее положение  в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

    Содержание  этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.

    Формирование  бюджета самым непосредственным образом связано с развитием  национального дохода страны и его  перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:

    1) образование и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);

    2) организация налогов;

    3) финансирование отраслей народного  хозяйства; 

    4) формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.1

    Во  всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета  государственные и территориальные  власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

    В то же время бюджет правомерно рассматривать  как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как посредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

    Как экономическая категория бюджетные  отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции  финансов.

    Бюджет  выполняет следующие задачи:

    1) перераспределение национального  дохода;

    2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

    3) финансовое обеспечение социальной  сферы и осуществление социальной политики государства;

    4) контроль за образованием и  использованием централизованных фондов денежных средств.

    Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

    Основы  бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

    Составляющей  частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.2

    Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

    Унитарное (единое) государство - это форма  государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

Информация о работе Понятие, предмет,методы и система финансового права