Понятие, предмет,методы и система финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:36, контрольная работа

Краткое описание

Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Государственный финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие финансового контроля. Виды, формы и методы финансового контроля…………………………………………………………………………………………..…..7

1.1. Содержание финансового контроля, его значение и задачи в условиях рыночной экономики………………………………………………………………..7

1.2. Формы, виды и методы финансового контроля……………………………..10
Глава 2. Счетная палата Российской Федерации как высший орган

государственного финансового контроля…………………………………..17

2.1. Содержание и задачи Счетной палаты…………………..…………………..17

2.2. Направления контрольной деятельности Счетной палаты…………………20

Глава 3. Бюджетное устройство в РФ…………………………………………….27

3.1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения………………………..27

3.2. Уровни бюджетной системы…………………………………………………30

Заключение ………………………………………………………………………..35

Список использованной литературы…………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

кр по фин праву.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)
y">    Сужается  сфера действий государственного финансового  контроля и меняется его содержание. Он все более концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства.

    Происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного, чем и призваны заниматься органы федерального казначейства.

    Одновременно  расширяется сфера действий негосударственного финансового контроля со стороны  аудиторских фирм, кредитных организаций и т.д.

    Субъектами  оперативного управления финансами  в Российской Федерации являются Министерство финансов Российской Федерации  и другие финансовые контролирующие органы. Важным звеном государственных финансов является государственный кредит. В зависимости от вида кредитора, рынка размещения займов, валюты и других характеристик государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний долг государства.

    Верхние пределы государственного внутреннего  долга и государственных внешних заимствований Российской Федерации, а также объем расходов на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга держатся под контролем:

          - Правительства Российской  Федерации, при разработке проекта  федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год;

          - Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации, при принятии федерального  закона о федеральном бюджете  на соответствующий год;

          - Совета Федерации  Федерального Собрания Российской  Федерации, при одобрении (утверждении) федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год;

          - Президента Российской  Федерации, при подписании федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год;

          - Счетной палаты  Российской Федерации и других  органов государственного финансового контроля, при осуществлении контроля за исполнением федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.

          В связи с этим следует выделить задачи финансового  контроля:

  1. предупреждение, выявление финансовых нарушений и преступлений;
  2. способствовать укреплению доходной базы бюджетов и выявление резервов роста доходов бюджетов;
  3. обеспечивать целенаправленное, эффективное и экономное расходование бюджетных средств;
  4. обеспечивать сохранность государственной собственности и государственного имущества;
  5. обеспечение  своевременных платежей и расчетов;
  6. выявление резервов увеличения всех финансовых ресурсов;
  7. другие задачи.

    1.2. Формы, виды и  методы финансового  контроля

 

    Существует  две формы контроля – это государственный  и негосударственный (аудиторский).

    Финансовый контроль классифицируется по разным критериям:

    - по времени проведения:

  • предварительный;
  • текущий (оперативный);
  • последующий.
    • по субъектам контроля:
  • президентский;
  • контроль представительных органов власти и местного самоуправления;
  • контроль исполнительных органов власти;
  • контроль кредитно-финансовых органов;
  • внутрихозяйственный;
  • ведомственный;
    • по сфере финансовой деятельности:
  • бюджетный;
  • налоговый;
  • валютный;
  • кредитный;
  • страховой;
  • инвестиционный;
  • контроль за денежной массой.
    • по форме проведения:
  • обязательный (внешний);
  • инициативный.
    • по методам проведения:
  • проверки;
  • обследования;
  • надзор;
  • анализ финансовой деятельности;
  • наблюдение (мониторинг);
  • ревизии.

    Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых бухгалтерских операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макро уровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. А на микро уровне — это процесс разработки и утверждения финансовых планов,  смет и пр.

    Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и пр. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют органы федерального казначейства и централизованные бухгалтерские службы.

    Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии (проверки) отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для выявления случаев не целевого и нерационального использования бюджетных средств, оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов с фактически полученными результатами и пр.

    Проверки проводятся на основе отчетной документации и первичных приходных и расходных документов. При их проведении рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

    Обследование охватывает широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

    Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает проверку соблюдения ими установленных правил и нормативов.

    Анализ  финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственными средствами и эффективности их использования.

    Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны финансово-кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента. При этом, неэффективное использование полученной бюджетной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования.

    Ревизия — наиболее полный и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это сплошная проверка всех финансово-бухгалтерских документов (особенно кассовых и банковских) ревизуемой организации и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности этого экономического субъекта с целью проверки ее законности, целесообразности и эффективности.

    Ревизии могут проводиться:

    1. В зависимости от полноты охвата  деятельности ревизуемого учреждения:

      полные – предусматривают проверку всей финансово-хозяйственной деятельности учреждений;

    частичные (неполные) – проверяются лишь определенные виды хозяйственных операций;

    комплексные – предусматривает глубокое изучение широкого круга вопросов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность учреждения (обычно проводятся бригадой ревизоров);

    тематические – предусматривают проверку ряда однотипных учреждений по отдельным специальным вопросам (темам);

    сквозные – проводятся одновременно в головном учреждении и в его филиалах;

    2. По назначению:

    плановые  – проводятся по первоначальному плану контрольно-ревизионной работы не реже одного раза в два года;

    внеплановые – проводятся в связи с грубыми нарушениями финансово-хозяйственной деятельности учреждений, при замене руководителя учреждения;

    3. В зависимости  от базы, от источников  проверки:

    документальные – проверяются первичные бухгалтерские документы. Способы: формальная и арифметическая проверки документов, юридическая оценка, логический контроль, сплошное и выборочное наблюдение, встречная проверка, различные приемы экономического анализа;

    или фактические. Способы: инвентаризация, экспертная оценка квалифицированными специалистами, визуальное наблюдение путем непосредственного обследования складских помещений, производственных подразделений.

    4. По методам проведения:

    сплошная – предусматривает проверку всей финансово-хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех бухгалтерских документов и регистров за ревизуемый период;

    выборочная – предусматривает проверку не всех бухгалтерских документов, а только их определенную часть.

    5. В зависимости от повторяемости контрольных действий:

    первичные – проверка проводится по первоначальному плану;

    повторные – возникают в случаях поверхностного проведения первичных ревизий, необъективного изучения фактов, нарушение инструкций, положений по проведенным ревизиям;

    дополнительные – проводятся для выявления новых обстоятельств не вскрытых первичными и повторными ревизиями.

      Ревизии проводятся различными  государственными и негосударственными органами контроля (Счетная палата Российской Федерации, КРУ (ныне департамент) Министерство Финансов России, Центральный банк России, аудиторские службы), а также органами управления (министерствами, ведомствами) в отношении подведомственных им предприятий,  учреждений и организаций.

    Результаты  ревизии (комплексной ревизии) оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности. Поэтому акт должен быть написан доступным для понимания языком, объективно, с точным изложением фактов нарушений, со ссылкой на соответствующие документы и с указанием на конкретные факты несоблюдения Законов Российской Федерации, Указов и распоряжений Президента Российской Федерации,  постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, инструктивно-нормативных документов, а также виновных в этом должностных лиц и суммы причиненного ущерба.

    Акт ревизии (комплексной ревизии) не следует  загромождать описанием структуры учреждения, а также плановыми и отчетными данными, имеющимися в периодической и годовой отчетности. При наличии однородных или массовых нарушений эти факты должны группироваться в ведомости, таблицы, справки и прилагаться к акту, в котором приводятся только итоговые данные и краткое содержание этих нарушений со ссылкой на соответствующие приложения.

    В акт ревизии (комплексной ревизии) не допускается включение различного рода выводов и предложений со ссылкой на показания должностных  или материально-ответственных лиц, данные ими следственным органам. Он не должен также содержать квалификацию или оценку действий отдельных работников проверенной организации («присвоил», «расхитил» и т.д.).

    В тех случаях, когда по выявленным фактам нарушений необходимо принять срочные меры, составляется промежуточный акт с приложением объяснений. Промежуточные акты или справки составляются также при оформлении результатов проверки отдельных вопросов или участков деятельности проверяемого учреждения: ревизия кассы, инвентаризация материальных ценностей, контрольный обмер выполненных работ, выверка взаимных расчетов и другие. Промежуточные акты или справки подписываются проверяющими и должностными лицами, отвечающими за данный участок работы, и прилагаются к основному акту ревизии.

Информация о работе Понятие, предмет,методы и система финансового права