Бюджетное право: понятие, предмет, методы и нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 08:39, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетное право – это основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 29.14 Кб (Скачать файл)

Задание 1

Бюджетное право: понятие, предмет, методы и нормы.

Бюджетное право – это основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества. Бюджетные правоотношения реализуются в процессе бюджетной деятельности субъектов. Это отношения по поводу функционирования всей бюджетной системы, определения бюджетного устройства, установления порядка взаимоотношения между бюджетами различных уровней, а также бюджетного процесса и контроля за исполнением бюджета. Таким образом, предмет бюджетного права следует определять как совокупность отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением. Качественную сторону бюджетной деятельности отражают методы бюджетного права, поскольку они позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений. Под методом бюджетно-правового регулирования следует понимать специфический способ, при помощи которого государство на основе определенной совокупности юридических норм обеспечивает нужное ему поведение субъектов бюджетного права. Вопрос о методе бюджетного права весьма актуален, ибо от его решения зависит практическое осуществление государством (муниципальными образованиями) права собственности на централизованные фонды денежных средств. Методология бюджетного права обусловлена регулируемыми бюджетными отношениями, которые в свою очередь вызваны законодателем к жизни необходимостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде централизованного фонда денежных средств - бюджета. Держателем и распорядителем бюджета как публичной собственности соответствующего уровня являются государство или муниципальное образование, вступающие в бюджетные правоотношения посредством своих компетентных органов. Но выступают эти органы в бюджетно-правовом обороте либо в виде органов - носителей государственного суверенитета, либо в качестве органов - юридических лиц. Поэтому и методы бюджетно-правового воздействия на иных участников бюджетных правоотношений различны: в первом случае проявляется императивность, во втором - испозитивность.

Нормы права по их юридической силе делятся на общие и специальные нормы бюджетного права. В зависимости от их назначения нормы бюджетного права делятся на:регулятивно-правоустанавливающие и охранительные. Назначение регулятивно-правоустанавливающих норм бюджетного права заключается в том, что в них содержатся правовые предписания, предоставляющие субъектам бюджетных правоотношений определенные права, возлагающие на них обязанности, и предписания, в целом регулирующие отношения в сфере бюджетного администрирования. Охранительные бюджетно-правовые нормы направлены на обеспечение эффективности функционирования бюджетной системы страны. Например, для этого нормами такого вида устанавливаются меры защиты бюджетных интересов государства и в целом - долженствующего быть правопорядка в сфере бюджетных правоотношений - меры юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

При классификации видов  норм бюджетного права в зависимости  от их содержания они могут подразделяться, например, на следующие виды:

- регулирующие бюджетное устройство РФ; 
- определяющие порядок осуществления межбюджетных отношений; 
- регулирующие расходы и доходы бюджета; 
- регулирующие бюджетный процесс и определяющие основные положения о правовом статусе его участников; 
- определяющие порядок, формы и методы осуществления государственного и муниципального финансового контроля (бюджетного контроля); устанавливающие ответственность за совершение бюджетных правонарушений и т. д.

При классификации видов норм бюджетного права в зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников регулируемых бюджетным правом общественных отношений бюджетно-правовые нормы делятся на две большие группы: материальные нормы и процессуальные нормы. При этом материальные нормы определяют количественные и качественные параметры прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений, в том числе компетенцию государственных органов в данной сфере, например: "материальные нормы бюджетного права определяют в стоимостной форме состав доходов и направления расходов каждого из уровней бюджета, механизм взаимоотношений между бюджетами и др. Процессуальные нормы закрепляют, в частности, порядок и процедуры  
осуществления бюджетного процесса.

При классификации видов норм бюджетного права по методу воздействия на поведение субъектов (или по форме выражения государственной воли) они делятся на:

- запрещающие;  
- обязывающие;  
- уполномачивающе-дозволительные;  
- стимулирующе-поощрительные;

Задание 2

Правила ведения  кассовых операций.

Для приема, хранения и расходования наличных денег предприятия —  юридические лица имеют кассу. Кассовые операции — это операции, связанные  с получением и расходованием  наличных денег непосредственно  из кассы предприятий. К ним относятся:

- поступление выручки от реализации продукции, товаров и оказания услуг;

- поступление взносов, авансовых перерасходов, сумм материального возмещения от порчи материального имущества;

- получение наличных денег по чеку в кредитных организациях на зарплату, авансы, командировочные, пособия, пенсия и другие социальные выплаты;

- выдача денег из кассы на зарплату, авансы, командировочные, пособия, пенсия и другие социальные выплаты;

- сдача выручки и сверхлимитных остатков денежных средств из кассы в банк на расчетный счет предприятия;

- выдача подотчетных сумм на осуществление хозяйственных расчетов предприятия с поставщиками и подрядчиками.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» на Банк России возложена функция определения порядка ведения кассовых операций. В связи с этим всем юридическим лицам Российской Федерации кроме кредитных организаций при осуществлении кассовых операций надлежит руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. № 40. Данный Порядок был установлен ЦБ РФ в соответствии с требованиями Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г., который последовал за известными событиями криминального характера конца 1991-го — начала 1992 г.

Основными документами, которые  регулируют в настоящее время  наличное денежное обращение в РФ, являются Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05 января 1998 № 14-П и Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный ЦБ РФ от 22 сентября 1993 № 40. Все кассовые операции, проводимые организациями, должны оформляться первичными документами (приходными, расходными кассовыми ордерами, платежными ведомостями и т. д.) Первичные кассовые документы должны быть заполнены четко, подчистки или исправления в этих документах не допускаются. Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» предусмотрены формы по учету кассовых операций:

"Приходный кассовый ордер", "Расходный кассовый ордер", "Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов", "Кассовая книга", "Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств"; «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов» применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов платежных (расчетно-платежных) ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов и др. до передачи в кассу организации. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других, приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи. Для учета поступлений и выдач наличных денежных средств организации, в кассе применяется кассовая книга по форме, в которую кассир записывает все поступления и выдачи денежных средств.

Каждый лист кассовой книги состоит из двух равных частей:

- одна из них заполняется кассиром как первый экземпляр,

- вторая заполняется кассиром  как второй экземпляр через  копировальную бумагу чернилами  или шариковой ручкой. Первые  и вторые экземпляры листов  кассовой книги нумеруются одинаковыми  номерами. Первые остаются в кассовой  книге, вторые (отрывные) являются  отчетом кассира и до конца  операций за день не отрываются. В конце каждого рабочего дня  кассир подсчитывает итоги и  выводит остаток в кассе на  следующий день. Второй экземпляр  (отрывной лист) в качестве отчета  кассир ежедневно передает в  бухгалтерию вместе с приходными и расходными кассовыми ордерами под расписку в кассовой книге. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации. Организация ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана мастичной печатью на последней странице. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. При организации бухгалтерского учета по автоматизированной форме кассовую книгу можно вести в электронном виде с обязательным ее выводом на бумажные носители.

Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

Применяется для учета  денег, выданных кассиром из кассы организации  другим кассирам или доверенному  лицу (раздатчику), а также учета  возврата наличных денег и кассовых документов по произведенным операциям.

На основании письма ЦБ РФ от 16 мая 2003 № 23 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования» в целях учета операций с наличной иностранной валютой, осуществляемых через кассу организации при расчетах с командируемыми лицами, организация может отражать операции по выдаче и приему наличной иностранной валюты, полученной со счета в банке для оплаты командировочных расходов, в соответствии с Положением ЦБ РФ от 25 июня 1997 № 62 «О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов», применяется с учетом особенностей, установленных Указанием ЦБ РФ от 20 октября 1998 № 383-У «О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации», по аналогии с порядком учета рублевых кассовых операций в кассовой  книге. При этом учет кассовых операций с наличной иностранной валютой должен осуществляться в отдельной кассовой книге.

В соответствии с положением по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  РФ организации должны производить  ревизию денежных средств в кассе. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»:

Ревизия кассы  и контроль за соблюдением кассовой дисциплины.

В сроки, установленные руководителем  предприятия, а также при смене  кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с  полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения. В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на Упрощенную систему налогообложения и Единого налога на вмененный доход, Налоговым Кодексом РФ, предусмотрена обязанность соблюдения порядка ведения кассовых операций как и для всех организаций.

Задание 3

В данном задании принадлежность к финансовым правоотношениям  имеют  правоотношения об аварии на железнодорожном  перегоне, так как железная дорога должна выплатить положенную страховую сумму пострадавшим пассажирам; правоотношениям о главе администрации Железнодорожного района, давшем указание о предоставлении материальной помощи детским клубам района, так как деньги будут выделены из местного бюджета. А правоотношение о гражданине Бракове, не получившем положенного им при увольнении расчёта, относится к трудовым правоотношениям, так как увольнение сотрудника и расчёт зарплаты регулирует Трудовой кодекс.

 

Задание 4

Директор унитарного предприятия  принял верное решение об поощрении  работников, добившихся высоких показателей в труде за счёт бюджетных средств, т.к. согласно статье 191 Трудового кодекса РФ работодатель  имеет право поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявить благодарность, выдать премию, наградить ценным подарком, почетной грамотой, представить к званию лучшего по профессии).

 


Информация о работе Бюджетное право: понятие, предмет, методы и нормы