Органы государственного финансового контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение системы государственного контроля в целом и исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих основных задач:
рассмотреть понятие и сущность государственного финансового контроля;
рассмотреть виды финансового контроля;
рассмотреть предмет и метод государственного финансового контроля

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 6
Понятие и сущность государственного финансового контроля 6
Виды финансового контроля 9
Предмет и метод государственного финансового контроля 12
Принципы государственного финансового контроля 17
2 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1 Финансовый контроль представительных органов государственной
власти 19
2.2 Президентский финансовый контроль 24
2.3 Финансовый контроль исполнительных органов государственной
власти 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Вложенные файлы: 1 файл

правовые основы государственного финансового контроля (курсовая).docx

— 73.18 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ                                                                                       6

    1. Понятие и сущность государственного финансового контроля                 6
    2. Виды финансового контроля                                                                         9
    3. Предмет и метод государственного финансового контроля                     12
    4. Принципы государственного финансового контроля                               17

2 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

   В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                                                      19

2.1 Финансовый контроль представительных органов государственной

власти                                                                                                              19

2.2 Президентский финансовый контроль                                                        24

2.3 Финансовый контроль исполнительных органов государственной

власти                                                                                                              28

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                            36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.

Государственный финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Актуальность темы курсовой работы вызвана тем, что вопросы организации контроля за общественными финансами играют важнейшую роль в жизни любого государства, а хорошо отлаженная система контроля является неотъемлемой частью эффективно функционирующего демократического общества. Проблема повышения эффективности государственного финансового контроля в связи с объективной необходимостью вывода России на траекторию устойчивого роста становится одной из важнейших. От того, каким образом в обществе решен вопрос организации финансового контроля, во многом зависит то, какими путями, какими темпами будет осуществляться его развитие, как государство будет обеспечивать социально-экономическое благополучие своих граждан и многое другое.

Объект данной курсовой работы - это государственный финансовый контроль, и органы, в полномочия которых он входит. Исходя из этого можно выделить предмет - суть и значение государственного финансового контроля в экономической политике государства, а также организация контрольной работы, проводимой соответствующими финансовыми органами.

Целью работы является изучение системы государственного контроля в целом и исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях.

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих основных задач:

  • рассмотреть понятие и сущность государственного финансового контроля;
  • рассмотреть виды финансового контроля;
  • рассмотреть предмет и метод государственного финансового контроля;
  • исследовать принципы государственного финансового контроля;
  • изучить финансовый контроль представительных органов государственной власти;
  • изучить президентский финансовый контроль;
  • изучить финансовый контроль исполнительных органов государственной власти.

Цели и задачи работы определили её структуру.

Курсовая работа состоит из следующих частей:

  • Введение, в котором определяется объект и предмет исследования, описываются цели, задачи, структура курсовой работы;
  • Теоретическая часть, состоящая из двух глав и семи параграфов, в которой излагаются  общие положения о государственном финансовом контроле и об органах государственной власти, осуществляющих государственный финансовый контроль;
  • Заключение, содержащее общие выводы и предложения в целом по работе;
  • Список использованных источников, состоящий из 19 источников.

Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, научные труды российских ученых, а также экономические интернет ресурсы.

Достижение цели и решение задач настоящего исследования обусловили использование в процессе его проведения как общенаучных (диалектический, анализ и синтез, индукция и дедукция), так и частно-научных (системный анализ, формально-логический, исторический, сравнительно-правовой) методов познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Понятие и сущность государственного финансового контроля

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечений процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает, так как он является формой реализации контрольной функции финансов, которая определяет его назначение и содержание. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации1. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:

  • контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств;
  • оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль, в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.), связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов.

Конкретные формы и методы организации финансового контроля – это практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:

  1. проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов – собственных, заемных и привлеченных;
  2. анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми;
  3. финансовую оценку результатов инвестиционных проектов;
  4. правильность и достоверность финансовой отчетности;
  5. контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Следовательно, финансовый контроль – важный элемент системы управления финансами. Экономические и политические преобразования в РФ в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке системы контрольных органов. В частности, в 1990 г. были упразднены органы народного контроля, в связи с новой политической властью во главе с Президентом РФ возник президентский контроль.

Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий - клиентов и за деятельность самих коммерческих банков со стороны Центрального банка РФ, так и за деятельностью самого Банка России со стороны законодательных органов.

В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевают значительные уточнения, вызванные изменением роли государства в экономике, в частности, сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций и т.д. и меняется его содержание; происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного.

Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов. Этому способствует и создание специальных контролирующих органов представительской власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков.

Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля.

Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективности во многом зависит от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне

 

1.2 Виды финансового контроля

Классификация финансового контроля может быть осуществлена по различным основаниям.

В зависимости от времени его проведения выделяется:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до начала осуществления финансовых операций с целью корректировки соответствующих показателей, он носит ярко выраженный превентивный характер. Осуществляется на стадии утверждения финансовых документов, таких как проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки.

Текущий финансовый контроль — осуществляется в ходе осуществления финансовой деятельности субъектами финансово – правовых отношений, и носит пресекательный характер. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля.

Информация о работе Органы государственного финансового контроля в Российской Федерации