Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 06:49, контрольная работа

Краткое описание

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Конкретным субъектом государственного финансового контроля, наряду с другими органами, является Счетная палата. Счетная палата была создана для усиления контроля со стороны Федерального Собрания Российской Федерации за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль государственного финансового контроля в бюджетном процессе на примере Счетной палаты РФ…………………………………………………………4
1.1.Сущность и виды финансового контроля…………………………………..…4
1.2.Цели и задачи финансового контроля…………………………………………5
1.3.Место и роль счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ……………………………………………………...7
Глава 2. Оценка эффективности планирования местного бюджета………………..10
Заключение……………………………………………………………………………..12
Список литературы…………………………………………………………………….13

Вложенные файлы: 1 файл

бюдж планир и прогнозир.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в  том числе специально созданными органами исполнительной власти. Конкретным субъектом государственного финансового контроля, наряду с другими органами, является Счетная палата. Счетная палата была создана для усиления контроля со стороны Федерального Собрания Российской Федерации за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.  Правовой статус Счетной палаты является наиболее высоким среди всех иных федеральных органов, осуществляющих контрольную деятельность, за исключением Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Это единственный федеральный контрольный орган, осуществляющий свою деятельность на основе соответствующего федерального закона.

Создание  стройной, четко очерченной системы, отражающей многоуровневый характер бюджетных отношений и единство государственных финансов, является объективной необходимостью формирования и развития целостной бюджетной политики государства. Определение места и роли высших органов финансового контроля в единой его системе, общих принципов и механизмов их организации и функционирования должно обеспечить унификацию и согласованность контроля за перераспределяемыми бюджетными средствами, сопоставимость показателей экономической эффективности использования государственных финансовых ресурсов в целом.

 

 

 

 

 

Глава 1. Роль государственного финансового контроля в бюджетном процессе на примере Счетной палаты РФ.

 

1.1. Сущность и виды  финансового контроля 

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную  деятельность специально созданных  контролирующих органов за соблюдением  финансового законодательства и  финансовой дисциплины всех экономических  субъектов;

2) неотъемлемый элемент  управления финансами и денежными  потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Контроль выступает  как кульминационный момент управленческого  цикла на той его стадии, когда  фактические результаты воздействия  на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

- государственный финансовый  контроль, который подразделяется  на вневедомственный и ведомственный;

- негосударственный финансовый контроль:

- внутрихозяйственный  контроль в составе корпоративного  и некорпоративного финансового  контроля;

 

- аудиторский контроль  как подсистема независимого  контроля в форме общего и  банковского аудита;

- гражданский финансовый контроль;

- общественный финансовый  контроль;

- правовой финансовый  контроль;

- страховой финансовый  контроль, и другие виды.

 

1.2. Цели и задачи  финансового контроля

 

Государственный финансовый контроль — это установленная  законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

- ошибок и злоупотреблений  в управлении государственными  денежными и иными материальными  ресурсами (капиталами), а также  используемыми в хозяйственной  деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

- несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

- недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

В общем и целом  цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

В соответствии с этим основными его задачами являются:

 

- организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- определение эффективности  и целесообразности расходования  государственных средств и использования  федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза  проектов федеральных законов,  а также нормативных правовых  актов федеральных органов государственной  власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных  отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью  и своевременностью движения  средств федерального бюджета  и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

- обеспечение поступления  в доходную часть государственного  бюджета налоговых, таможенных  и прочих платежей, обеспечивающих  формирование доходной части государственного бюджета;

- оценка эффективности деятельности  министерств и ведомств по  использованию средств государственного  бюджета и внебюджетных средств;

- контроль за правильностью  ведения бухгалтерского учета  и отчетности;

- улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

- выявление резервов роста доходной  базы бюджетов различных уровней  и снижения расходной части  бюджета;

 

- контроль за реализацией механизма  межбюджетных отношений;

- проверка обращения средств  бюджета и внебюджетных средств  в банках и других кредитных учреждениях;

- контроль за формированием  и распределением целевых бюджетных  фондов финансовой поддержки  регионов;

- пресечение незаконных решений  по предоставлению налоговых  и таможенных льгот, государственных  дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

- выявление финансовых злоупотреблений  в сфере бюджетных и межбюджетных  отношений;

- проведение профилактической  информационной работы с целью  повышения бюджетной дисциплины.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

 

1.3. Место и роль счетной палаты  РФ в системе государственных  органов финансового контроля  РФ.

Разобравшись в правовом статусе Счетной палаты РФ, следует прейти к рассмотрению той деятельности, ради которой она собственно и была создана. Центральное место Счетной палаты РФ среди органов государственного финансового контроля продиктовано в том числе и теми задачами, которые призвана решать Счетная палата РФ. Данный круг задач пределен в ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Он включает в себя:

- организацию и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- определение эффективности  и целесообразности расходов  государственных средств и использования  федеральной собственности;

- оценку обоснованности  доходных и расходных статей  проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовую экспертизу  проектов федеральных законов,  а также нормативных правовых  актов федеральных органов государственной  власти, предусматривающих расходы,  покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных  отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью  и своевременностью движения  средств федерального бюджета  и средств федеральных внебюджетных  фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

- регулярное представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения  федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий.

В процессе реализации этих задач Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Это в свою очередь предусматривает:

- организацию и проведение  оперативного контроля за исполнением  федерального бюджета в отчетном  году;

- проведение комплексных  ревизий и тематических проверок  по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- экспертизу проектов  федерального бюджета, законов  и иных нормативных правовых  актов, международных договоров  Российской Федерации, федеральных  программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;

- анализ и исследование  нарушений и отклонений в бюджетном  процессе, подготовку и внесение  в Совет Федерации и Государственную  Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию  бюджетного законодательства в целом;

- подготовку и представление  заключений в Совет Федерации  и Государственную Думу по  исполнению федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов в отчетном году;

- подготовку и представление  заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Оценка эффективности планирования местного бюджета

 

В целях более эффективного планирования расходов бюджета можно предложить следующие меры:

- Новые расходные обязательства принимать только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

- Дополнительно проанализировать  состав и объемы действующих  расходных обязательств исходя из первоочередности и результативности целей, для которых предусмотрено выделение бюджетных средств, в том числе по областным целевым программам.

- Оптимизация планирования  и мониторинг реализации инвестиционных  проектов, реализуемых за счет бюджетных средств.

В целях более эффективного управления средств бюджета области можно предложить следующие меры:

- Организация мониторинга  качества управления общественными  финансами и платежеспособности региональных образований.

- Снижение и ликвидация простроченной кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами  права деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Информация о работе Государственный финансовый контроль