Органы государственного финансового контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение системы государственного контроля в целом и исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих основных задач:
рассмотреть понятие и сущность государственного финансового контроля;
рассмотреть виды финансового контроля;
рассмотреть предмет и метод государственного финансового контроля

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 6
Понятие и сущность государственного финансового контроля 6
Виды финансового контроля 9
Предмет и метод государственного финансового контроля 12
Принципы государственного финансового контроля 17
2 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1 Финансовый контроль представительных органов государственной
власти 19
2.2 Президентский финансовый контроль 24
2.3 Финансовый контроль исполнительных органов государственной
власти 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Вложенные файлы: 1 файл

правовые основы государственного финансового контроля (курсовая).docx

— 73.18 Кб (Скачать файл)

Последующий финансовый контроль проводится по результатам финансовой деятельности уполномоченных субъектов. Проверке подлежит исполнение плановых показателей. Носит восстановительный характер2.

В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений и требований законодательства существуют обязательный и инициативный финансовый контроль.

Обязательный проводится:

  1. в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год;
  2. по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов, контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).

Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

В частности, в зависимости от особенностей правового статуса субъектов, осуществляющих его, выделяются следующие виды финансового контроля: государственный (на федеральном и на региональном уровнях), муниципальный, общественный и аудиторский3.

Государственный контроль осуществляется органами представительной власти и органами исполнительной власти общей компетенции.

Общественный контроль основан на положениях ст. ст. 24, 32 Конституции РФ4 и может осуществляться как отдельными гражданами и трудовыми коллективами, так и общественными объединениями.

Аудит также представляет форму вневедомственного контроля, но сущность его проявляется в том, что он является независимым контролем. Аудиторский контроль осуществляется за деятельностью предприятий и индивидуальных предпринимателей аудиторскими фирмами и частными аудиторами, имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

Государственный финансовый контроль можно подразделить (в зависимости от сферы действия) на подведомственный и внутриведомственный (сходные подразделения можно выделить и в муниципальном финансовом контроле).

Эту классификацию контроля, в свою очередь, можно подразделить в зависимости от видов органов, осуществляющих его, на финансовый контроль:

  1. представительных (законодательных) органов власти;
  2. Президента РФ;
  3. исполнительных органов власти общей компетенции;
  4. финансово-кредитных органов;
  5. ведомственный (внутриведомственный) контроль, дополняемый внутрихозяйственным (внутренним) контролем.

В зависимости от источников получения информации контроль подразделяется на документальный и фактический.

Деление контроля на документальный и фактический носит в известной мере условный характер, поскольку в основе этого разграничения лежат различные источники данных.

Так, источниками информации для документального контроля служат:

  • первичные документы;
  • регистры бухгалтерского учета;
  • бухгалтерская, статистическая и другая документация.

Документальный контроль предусматривает использование указанных (в первую очередь – первичных) документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, составления учетных регистров и отчетности.

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре, он не может быть всеобъемлющим ввиду непрерывности хозяйственных операций. При этом количественное и качественное состояния проверяемого объекта устанавливается путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания и других способов проверки.

К объектам фактического контроля относятся:

  • наличные деньги в кассе;
  • основные средства;
  • товарно-материальные ценности;
  • готовая продукция;
  • выполненные работы и услуги.

 

1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля

 

Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования.

Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

 Анализ литературы  о сущности методов контроля  позволяет выделить из них  две группы: общенаучные методы  и специфические контрольные  методы.

Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Собственные методические приемы государственного финансового контроля представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой. Формируются эти приемы в зависимости от целевой функции контроля. Например, методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа и других экономических наук. Вместе с тем методические приемы финансового контроля применяются в исследованиях других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т.п.)5.

Основными методами государственного финансового контроля являются:  

  • проверки;  
  • обследования;  
  • надзор;  
  • анализ финансового состояния;  
  • наблюдение (мониторинг);  
  • ревизии.

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки  соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта6.

Ревизии могут проводиться:

В зависимости от полноты охвата деятельности ревизуемого учреждения:

  1. полные – предусматривают проверку всей финансово-хозяйственной деятельности учреждений;
  2. частичные (неполные) – проверяются лишь определенные виды хозяйственных операций;
  3. комплексные – предусматривает глубокое изучение широкого круга вопросов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность учреждения (обычно проводятся бригадой ревизоров);
  4. тематические – предусматривают проверку ряда однотипных учреждений по отдельным специальным вопросам (темам);
  5. сквозные – проводятся одновременно в головном учреждении и в его филиалах.

По назначению:

  1. плановые – проводятся по первоначальному плану контрольно-ревизионной работы не реже одного раза в два года;
  2. внеплановые – проводятся в связи с грубыми нарушениями финансово-хозяйственной деятельности учреждений, при замене руководителя учреждения.

В зависимости от базы, от источников проверки:

  1. документальные – проверяются первичные бухгалтерские документы. Способы: формальная и арифметическая проверки документов, юридическая оценка, логический контроль, сплошное и выборочное наблюдение, встречная проверка, различные приемы экономического анализа;
  2. фактические. Способы: инвентаризация, экспертная оценка квалифицированными специалистами, визуальное наблюдение путем непосредственного обследования складских помещений, производственных подразделений.

По методам проведения:

  1. сплошная – предусматривает проверку всей финансово-хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех бухгалтерских документов и регистров за ревизуемый период;
  2. выборочная – предусматривает проверку не всех бухгалтерских документов, а только их определенную часть.

В зависимости от повторяемости контрольных действий:

  1. первичные – проверка проводится по первоначальному плану;
  2. повторные – возникают в случаях поверхностного проведения первичных ревизий, необъективного изучения фактов, нарушение инструкций, положений по проведенным ревизиям;
  3. дополнительные – проводятся для выявления новых обстоятельств, не вскрытых первичными и повторными ревизиями.

Результаты ревизии (комплексной ревизии) оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности. Поэтому акт должен быть написан доступным для понимания языком, объективно, с точным изложением фактов нарушений, со ссылкой на соответствующие документы и с указанием на конкретные факты несоблюдения Законов Российской Федерации, Указов и распоряжений Президента Российской Федерации,  постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, инструктивно-нормативных документов, а также виновных в этом должностных лиц и суммы причиненного ущерба.

 

1.4 Принципы государственного финансового контроля

Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.

В этой связи можно выделить следующие принципы.

Принцип плановости – он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.

Принцип системности  означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.

 Принцип непрерывности  означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно  осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному  оперативному и периодическому  последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное  наблюдение за ходом выполнения  планов и заданий, принятие мер  по корректировке деятельности  по мере выявления отклонений  от регламентированных значений (условий).

Информация о работе Органы государственного финансового контроля в Российской Федерации