Финансовый контроль в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:48, реферат

Краткое описание

Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. Также велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.

Содержание

Введение.
1. Содержание, значение и задачи финансового контроля. Объект и субъект финансового контроля.
2. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля.
3. Государственный финансовый контроль.
4. Негосударственный финансовый контроль.
5. Пути совершенствования финансового контроля в РФ.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат +.docx

— 49.98 Кб (Скачать файл)

«Финансовый контроль в Российской Федерации».

 

 

Введение.

  1. Содержание, значение и задачи финансового контроля. Объект и субъект  финансового контроля.
  2. Характеристика видов,  форм  и методов  финансового контроля.
  3. Государственный  финансовый  контроль.
  4. Негосударственный  финансовый  контроль.
  5. Пути  совершенствования финансового контроля в РФ.

Заключение.

 

 

 

Введение.

 

Важным элементом бюджетного процесса является  финансовый контроль, который обеспечивает эффективность  функционирования государственной  финансовой системы.

Значение финансового  контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором  хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без  создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. Также велика   значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.

Эффективный и действенный  финансовый контроль является необходимым  условием сильной власти, важнейшим  фактором государственного строительства.

 

 

1. Содержание, значение и задачи  финансового контроля. Объект и  субъект  финансового контроля.

 

Контроль, являясь одной  из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и  проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов  управленческих воздействий на управляемый  объект.

Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют виды контроля: экономический, технический, административный и др.

Как форма реализации контрольной  функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах  с рыночной экономикой роль финансового  контроля особенно велика, т.к. важнейшим  направлением деятельности субъектов  хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение её эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом  уровне, обеспечивая надёжное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует  обеспечению финансовой безопасности.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдение субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Содержание финансового  контроля раскрывается через его  цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются:

– обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

– выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в  том числе перед органами государственной  власти и органами местного самоуправления;

– рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

– соблюдение финансовых интересов  всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей  деятельности;

–  повышение эффективности  финансовой политики государства.

В системе финансового  контроля выделяют как основные, так  и вспомогательные элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. В качестве основных элементов финансового  контроля можно выделить: объект и  субъект; информационное, правовое и  методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового  контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение  контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных  элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное  единство в процессе достижения целей  контроля, представляет собой систему финансового контроля.

Основными принципами финансового  контроля  являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций  и полномочий, системности.

Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

Осуществление финансового  контроля предполагает наличие ответственности  субъектов хозяйствования, органов  государственной власти местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных  лиц. При нарушении установленных  норм права возникают следующие  виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечёт применение определённых мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех  или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями.

Меры принудительного  воздействия, или санкции, применяются  органами государственной власти и  их должностными лицами в соответствии с их полномочиями при наличии  определённых оснований. Основанием для применения мер принуждения являются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств, несвоевременность и неполное перечисление бюджетных средств их получателям; непредоставление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчётности; уклонение от уплаты налогов и др. Эти нарушения отражаются в итоговом документе (например, акте ревизии и проверки), на основе которого применяются меры принуждения.

Объект, субъект финансового контроля.

В качестве объекта финансового  контроля выступают: процессы образования, распределения и использования  финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся  системой различных стоимостных  показателей (например, выручка от реализации, себестоимость,, налоги и др.)

Наиболее важным элементом  в системе финансового контроля являются субъекты контроля, т.к. они  в соответствии с действующим  законодательством непосредственно  осуществляют контроль и несут ответственность  за свои действия.

Субъектами финансового  контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные  органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные  специализированные организации), а  также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых  осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего  контроль.

 

 

 

 

2. Характеристика видов,  форм  и методов  финансового контроля.

 

 В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие определённые связи между объектами классификации.

Для определения видов финансово контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. В зависимости от определённых признаков классификации выделяют следующие виды финансового контроля (табл.1)

 

 Таблица 1.  «Основные виды финансового контроля»

Признак классификации

Виды финансового контроля

Субъект контроля

 

 

Объект контроля

Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)

Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный  и др.


 

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный  финансовый контроль и негосударственный  финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный  и общественный контроль.

В зависимости от объекта  контроля выделяют такие виды финансового  контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового  контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов  и расходов бюджета в разрезе  показателей, установленных законом  о бюджете на соответствующий  год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учёта. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.

Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут  осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового  контроля. Так, финансовый контроль в  страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские  организации. Финансовый контроль в  системе пенсионного обеспечения  в РФ осуществляют: Счётная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении  страхователей и пенсионеров), Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные  пенсионные фонды (по отношению к  управляющим компаниям), аудиторские  фирмы, органы внутреннего контроля.

Совокупность контрольных  действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей  от целого ряда факторов. С учётом этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить следующие формы финансового контроля (табл.2).

 

Таблица 2. «Основные формы финансового  контроля»

Признак классификации

Формы финансового контроля

Время проведения контроля

 

Направление воздействия  субъекта на объект контроля

Место проведения контроля

Полнота охвата проверяемого материала (информации)

Характер источников контроля

Периодичность проведения контроля

Полнота охвата проверяемых  вопросов

Повторяемость изучения источников контроля

Предварительный, текущий, последующий

Внешний, внутренний

 

Камеральный, выездной

Сплошной, выборочный

 

Документальный, фактический

Систематический, периодический, единовременный

Комплексный, тематический, встречный

 

Первичный, повторный, дополнительный


 

В зависимости от времени  проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

 Предварительный контроль  – контроль, осуществляемый до  совершения финансово-хозяйственных  операций, например, в ходе обсуждения  и утверждения проектов законов  (решений) о бюджете и иных  проектов законов (решений) по  бюджетно-финансовым вопросам, на  стадии составления смет доходов  и расходов бюджетных учреждений. Имеет большое значение для  предупреждения нарушений финансового  законодательства.

Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-кредитных  операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и  в связи с депутатскими запросами, при проверке органами  казначейства платёжных документов на осуществление  кассового расхода бюджета. Текущий  контроль позволяет получить необходимую  оперативную информацию, характеризующую  состояние  объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных  операций, отличается более глубоким  изучением деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны  для их исполнения.

Информация о работе Финансовый контроль в Российской Федерации