Виды и органы финансового контроля в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 23:22, контрольная работа

Краткое описание

Финансы выполняют контрольную функцию. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются объектом и субъектом контроля.
В общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в выявлении отклонения от заданных экономикой и финансовой политикой нормативных предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений.
В более узком понимании контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства.

Вложенные файлы: 1 файл

финансове право.docx

— 55.77 Кб (Скачать файл)

Выделяемые из бюджета  средства поступают в распоряжение  руководителей бюджетных учреждений, которых  принято  называть  распорядителями  бюджетных средств. По определению  распорядители бюджетных средств  -  это  должностные лица, которым  законодательством предоставлено  право распоряжаться  денежными  средствами, выделенными из бюджета.

Распорядители  бюджетных   средств   подразделяются   на   главных   и нижестоящих.  К   главным   распорядителям   бюджетных   средств   относятся  руководители  министерств  и  ведомств,  управления   (отделов)   исполкомов местных Советов депутатов.  Нижестоящие  распорядители  -  это  руководители подчиненных органов  подведомственных организаций и  учреждении  (прежнее  название- распорядители  бюджетных кредитов).

Главные  и  нижестоящие  распорядителей  бюджетных  средств   наделены различными правами в  использовании  средств.  Главные  распорядители  имеют право не только расходовать  бюджетные средства на  содержание  возглавляемых им  учреждений,  но  и  распределять   выделенные   им   ассигновать   между  нижестоящими    распорядителями.    Нижестоящие   распорядители  бюджетных средств,  если  в  их   подчинении   подведомственные   учреждения,   должны использовать их частично на собственные нужды   и  частично  перераспределив  их  между руководимыми ими учреждениями. Руководители конкретных учреждений получают бюджетные средства для непосредственного  расходования.

Право на  получение бюджетных  средств распорядителя получают формально с момента утверждения  соответствующего   бюджета.  Фактическое  перечисление средств  с  соответствующих   счетов бюджетов производится лишь при  наличии утвержденных финансовых планов и смет.

Как главные, так и нижестоящие  распорядители бюджетных средств  обязаны использовать выделенные им ассигнования строго по целевому  назначению  и  в пределах  утвержденных  смет.   За   нарушения   в   использовании средств распорядители  несут предусмотренную законодательством  ответственность. В процессе исполнения бюджетов возникают различные отношения  между  звеньями бюджетной системы. Эти отношения регулируются законом  о  бюджетной  системе. Уже упоминалась  взаимоответственность  вышестоящих  и  нижестоящих  бюджетов при  принятии  решений,  приводящих  к  уменьшению  доходов  или  увеличению расходов соответствующих  бюджетов.  Но  могут  возникать  другие  случаи.  В частности,  при  принятии  Парламентом,  Президентом,   Советом   Министров, местными Советами депутатов и их исполкомами решений, вызывающих  увеличение доходов  или уменьшение расходов нижестоящих  бюджетов, образующиеся  в  связи  с  этим  излишки  доходов  или  экономия  в  расходах  подлежат  передаче  в вышестоящие бюджеты.

В случае принятия местными Советами депутатов решений,  противоречащих законам Республики Беларусь  и  решениям  вышестоящих  Советов  депутатов  в части  размеров  нормативов,  а  также  в  части  взаимных  расчетов,   либо несоблюдение ими  и  их  исполнительными  комитетами  указанных  Сложений  в процессе  исполнения  бюджетов,  средства,   причитающиеся   соответствующим бюджетам,  взыскиваются в бесспорном порядке.

Исполнение  бюджетов  завершается  31  декабря.  Однако  для решения расчетов  и   исполнения   обязательств   в   период   исполнения   бюджетов предусматривается льготный период, составляющий один  месяц.  Бюджетный год плюс льготные периоды определяются как бюджетный период.

 

 

 

2.5. Утверждение отчета.

 

      Завершающим   этапом    последней    стадии   бюджетного   процесса   - исполнения бюджета, является  отчет об исполнении  бюджета.  В  отчете  можно выделить  три этапа - подготовка  отчета,  его  рассмотрение  и  утверждение.  Работа по составлению отчета  начинается  сразу  же  после   завершения бюджетного года. Организация  работы по  составлению  отчета  возлагается  на Правительство   и  исполкомы  местных   Советов   депутатов.   Непосредственно  составлением  отчетов  об  исполнении  бюджета   занимается   соответственно Министерство финансов  и финансовые органы.

Органы  исполнительной  власти  общей  компетенции  направляют   всем распорядителям  бюджетных  средств   письмо   с   требованием   предоставить информацию с фактическим  использованием бюджетных средств. Финансовые  органы на основе предоставляемых  им отчетных данных и своей  информации  составляют проект отчета об исполнении бюджета. Составляемые финорганами  отчеты передаются соответствующим   органам исполнительной  власти  для  их  рассмотрения  и  предоставления  в   органы представительной власти. Отчет  рассматривается в постоянных  комиссиях  и затем представляется для утверждения на заседании  органов  представительной власти Угождение  отчета оформляется постановлением  органа  представительной власти.

По республиканскому бюджету  отчет должен быть предоставлен в  Парламент не позже пяти месяцев  со  времени  окончания  отчетного  финансового  года. Сроки представления  отчетов  об  исполнении  местных  бюджетов зависят от уровня бюджетов и определяются местной представительной властью.

Общим правилом для всех видов бюджетов является и то,  что  отчеты  об исполнении  бюджетов  за  предыдущий  год  рассматриваются  и   утверждаются одновременно с  рассмотрением и утверждением  бюджетов  на  предстоящий  год. Отчет об исполнении бюджета публикуется для всеобщего сведения.

 

 

  1. Банковская система Республики Беларусь.

 

Правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь определены Банковским кодексом Республики Беларусь, другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь. Действия законов распространяется на кредитные учреждения, расположенные  на территории Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального  банка Республики Беларусь коммерческих банков.

 

    1. Национальный банк Республики Беларусь

 

Практически во всех странах  существуют законодательные акты, определяющие полномочия центрального банка и  регламентирующие его деятельность. Главной задачей центрального банка  является сохранение стабильной покупательной  способности национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойности  денежных платежей и расчетов в стране. Так, Немецкий федеральный банк обязан «обеспечивать стабильность национальной валюты»; главная цель Банка Франции  – сохранять «стабильность цен». Основными целями деятельности Национального  банка Республики Беларусь являются:

• защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.5

В соответствии со ст.7 Банковского  кодекса Республики Беларусь, Национальный банк является центральным банком и  государственным органом Республики Беларусь. Он регулирует кредитные  отношения и денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии  денег и выполняет иные функции, предусмотренные законодательством.

Правовой статус Национального  банка определяется ст. 24 Банковского  кодекса, Национальный банк (Центральный  банк)  и государственный орган  Республики Беларусь, действующий исключительно  в интересах Республики Беларусь.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.6

Национальный банк выполняет  следующие функции:

  • разрабатывает  и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит  единую  денежно-кредитную  политику  Республики Беларусь в порядке,  установленном  Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
  • осуществляет эмиссию денег;
  • регулирует денежное обращение;
  • регулирует кредитные отношения;
  • является    для    банков    кредитором  последней   инстанции, осуществляет их рефинансирование;
  • осуществляет валютное регулирование;
  • организует    и    осуществляет    валютный    контроль     как непосредственно,  так  и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • выполняет  функции  центрального  депозитария   государственных ценных  бумаг  и  ценных  бумаг  Национального  банка,  если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
  • осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;
  • организует  эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов;
  • консультирует, кредитует и выполняет функции финансового агента Правительства   Республики  Беларусь  и  местных  исполнительных   и распорядительных  органов  по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;
  • осуществляет  государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых  организаций,  производит  выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;
  • осуществляет  регулирование  деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых  организаций  по  ее  безопасному  и  ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;
  • устанавливает порядок осуществления банковских операций;
  • регистрирует    ценные    бумаги    банков    и    небанковских кредитно-финансовых  организаций  в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • разрабатывает  и  утверждает  методику  бухгалтерского  учета и отчетности    для    банков    и  небанковских   кредитно-финансовых организаций;
  • определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь;
  • осуществляет  операции,  необходимые  для  выполнения  основных целей деятельности Национального банка;
  • организует  расчетное  и  (или) кассовое обслуживание отдельных государственных   органов,  перечень  которых  определен  в   Уставе Национального банка;
  • принимает  участие  в  разработке  прогноза  платежного баланса Республики  Беларусь  и  организует  составление  платежного баланса Республики Беларусь;
  • создает  золотовалютные  резервы,  в том числе золотой запас, и управляет ими;
  • устанавливает    цены  купли-продажи  драгоценных  металлов   и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
  • организует инкассацию и перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей;
  • осуществляет  контроль  за  обеспечением  безопасности и защиты информации в банковской системе;
  • заключает  соглашения  с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;
  • дает    согласие  на  осуществление  банками  и   небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами;
  • выполняет  другие функции в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.7

 

Национальный банк - единая централизованная организация, состоящая  из центрального аппарата, структурных  подразделений и организаций, находящихся  на территории Республики Беларусь и  за ее пределами.

В соответствии со ст. 58 Банковского  кодекса Республики Беларусь органами управления Национального банка  являются Правление Национального  банка и Совет директоров Национального  банка.

Высшим органом управления Национального банка является Правление  Национального банка - коллегиальный  орган, определяющий основные направления  деятельности Национального банка  и осуществляющий руководство и  управление им.

 Правление Национального  банка состоит из Председателя  и десяти членов.

 Компетенция Правления  Национального банка и порядок  созыва его заседаний определяются  Уставом Национального банка.  Правление Национального банка  организует свою работу в соответствии  с регламентом.

 Члены Правления Национального  банка не могут занимать другие  государственные должности, если  иное не предусмотрено Конституцией  Республики Беларусь и иными  законодательными актами Республики  Беларусь, а также состоять в  политических партиях.

Председатель и члены  Правления Национального банка  назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет. Одно и  то же лицо может занимать должность  Председателя Правления Национального  банка не более двух сроков подряд.

Президент Республики Беларусь вправе освободить Председателя и (или) членов (члена) Правления Национального  банка от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случаях:

 истечения срока полномочий;

 неспособности исполнения  служебных обязанностей по состоянию  здоровья на основании заключения  медицинской комиссии;

 отставки;

 ухода на пенсию  по собственному желанию;

 несоблюдения Конституции  Республики Беларусь, законов Республики  Беларусь, декретов, указов и распоряжений  Президента Республики Беларусь  и иных обязательных для Национального банка актов законодательства Республики Беларусь при исполнении должностных обязанностей;

разглашения сведений, составляющих государственную или служебную  тайну;

 признания виновным  в совершении преступления по  приговору суда;

 совершения виновных  действий, которые дают основания  для утраты доверия к данному  лицу;

 в иных случаях,  предусмотренных законодательными  актами Республики Беларусь.

Совет директоров Национального  банка является исполнительным коллегиальным  органом Национального банка. Председатель Правления Национального банка  является руководителем Совета директоров Национального банка.

 

 

    1. Коммерческие банки Республики Беларусь.

 

 

Согласно ст. 70 Банковского  кодекса Республики Беларусь  Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном  законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.

Банк может создаваться  в форме акционерного общества или  унитарного предприятия.

В Республике Беларусь могут  создаваться в соответствии с  законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами Национального банка универсальные  банки, имеющие лицензию на осуществление  всех видов банковских операций, а  также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление  отдельных банковских операций.

Банк имеет устав, утверждаемый в порядке, определенном законодательством  Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.  В уставе банка должны содержаться:

    • наименование банка;
    • указание на его организационно-правовую форму;
    • сведения о месте нахождения (юридический адрес) банка;
    • перечень банковских операций и видов деятельности;
    • сведения о размере уставного фонда;
    • сведения об органах управления, в том числе исполнительных  органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;
    • иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Банк должен иметь наименование и фирменное наименование, соответствующие  требованиям законодательства Республики Беларусь. Наименование банка должно содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования  слова "банк", а также на его  организационно-правовую форму.

Информация о работе Виды и органы финансового контроля в Республике Беларусь