МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕЖДУНАРОДНЫ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В УПРАВЛЕНИИ»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине:
«Таможенные нормы и правила»
Вариант
№2
Минск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
- Таможенные органы Республики Беларусь…………………….3
- Правоохранительная деятельность таможенных органов…….5
- Список литературы……………………………………………….8
- Таможенные органы Республики Беларусь.
Таможенными
органами являются Государственный
таможенный комитет Республики Беларусь
и таможни (ч. 1 ст. 312 Таможенного
кодекса Республики Беларусь).
Таможенные
органы являются правоохранительными
органами и составляют единую систему.
Государственному таможенному комитету
Республики Беларусь непосредственно
подчинены таможни, а также создаваемые
им организации, деятельность которых
способствует выполнению функций, возложенных
на таможенные органы.
Основным
документом, регулирующим состав, структуру
и деятельность Таможенного комитета,
является Положение о Государственном
таможенном комитете Республики Беларусь
утвержденное Указом Президента Республики
Беларусь от 21.04.2008 г. №228.
Создание
и ликвидация таможен осуществляются
Государственным таможенным комитетом
Республики Беларусь по согласованию
с Президентом Республики Беларусь.
Таможни являются государственными
органами, обладающими правами юридического
лица, и действуют на основании
положений, утверждаемых Государственным
таможенным комитетом Республики Беларусь.
Основные функции таможенных органов
Таможенные
органы выполняют следующие основные
функции:
- осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
- взимают таможенные платежи, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты, принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей;
- обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу;
- осуществляют контроль за соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз из Республики Беларусь, установленных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь по основаниям экономического и неэкономического характера;
- обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
- ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации;
- осуществляют в пределах своей компетенции налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право на осуществление которых или на участие в осуществлении которых предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством;
- ведут таможенную статистику внешней торговли Республики Беларусь и специальную таможенную статистику;
- обеспечивают выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
- осуществляют информирование и консультирование по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
- осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов;
- проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.
Таможенные
органы имеют флаг и геральдический
знак - эмблему таможенных органов.
Права, обязанности
и ответственность таможенных органов
перечислены в главе 33 Таможенного
кодекса Республики Беларусь.
- Правоохранительная деятельность таможенных органов.
В рамках
осуществления правоохранительной
деятельности таможенные органы являются
органами дознания, осуществляют оперативно-розыскную
деятельность и ведут административный
процесс.
Таможенные органы как органы дознания.
В ходе своей
деятельности в качестве органов
дознания таможенные органы руководствуются
положениями Уголовно-процессуального
кодекса Республики Беларусь от 16.07.1999
г. №295-З (УПК РБ). В соответствии с п. 6 ч.
1 ст. 37 УПК РБ к коптетенции таможенных
органов отнесено дознание по уголовным
делам о контрабанде, незаконном экспорте
объектов экспортного контроля, невозвращении
на территорию Республики Беларусь историко-культурных
ценностей, об уклонении от уплаты таможенных
платежей (п. 6 ч. 1 ст. 37 УПК РБ). Законами
может быть отнесено к ведению таможенных
органов производство дознания по иным
уголовным делам.
6) таможенные
органы - по уголовным делам о
контрабанде, незаконном экспорте
объектов экспортного контроля,
невозвращении на территорию
Республики Беларусь историко-культурных
ценностей, об уклонении от
уплаты таможенных платежей;
На таможенные
органы при осуществлении дознания возлагаются
следующие функции:
- прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении;
- проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении, принятие по ним решения в соответствии со статьей 174 УПК РБ;
- производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам;
- проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, а также предупреждение и пресечение преступлений.
Оперативно-розыскная деятельность
таможенных органов.
В пределах
своей компетенции (то есть по уголовным
делам о контрабанде, незаконном экспорте
объектов экспортного контроля, невозвращении
на территорию Республики Беларусь историко-культурных
ценностей, об уклонении от уплаты таможенных
платежей) таможенные органы осуществляют
оперативно-розыскную деятельность. Порядок,
задачи и принципы ведения таможенными
органами оперативно-розыскной деятельности
определяются Законом Республики Беларусь
от 09.07.1999 г. №289-З «Об оперативно-розыскной
деятельности».
В целом,
при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности (ОРД) могут проводиться
следующие оперативно-розыскные мероприятия
(см. ст. 11 Закона №289-З):
- опрос граждан;
- наведение справок;
- сбор образцов для сравнительного исследования;
- проверочная закупка;
- исследование предметов и документов;
- наблюдение;
- отождествление личности;
- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
- слуховой контроль;
- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
- прослушивание телефонных переговоров;
- снятие информации с технических каналов связи;
- оперативное внедрение;
- контролируемая поставка;
- оперативный эксперимент.
Однако,
помимо этого, таможенные органы осуществляют
в рамках ОРД такое специфическое только
для них мероприятие как «контролируемая
поставка товаров, перемещаемых через
таможенную границу». Другие органы, ведущие
ОРД, могут осуществлять «контрорлируемую
поставку» только по согласованию
с таможенными органами (ч. 1 ст. 323 Таможенного
кодекса РБ). В ходе «контролируемой поставки»
преследуются следующие цели: предупреждение,
выявление и пресечение преступлений,
связанных с незаконным оборотом товаров.
Контролируемая
поставка может осуществляться по договоренности
c компетентными органами иностранных
государств. В этом случае контролируемая
поставка должна проводится с уведомлением
прокуратуры Республики Беларусь (ч. 2
ст. 323 Таможенного кодекса РБ).
Если
же в ходе контролируемой поставки
через таможенную границу страны
перемещаются товары, «свободная реализация которых
запрещена либо оборот которых допускается
по специальному разрешению в соответствии
с законодательством» (т.е. оружие,
наркотические или токсичные вещества),
то такие товары полностью или частично
изымаются или заменяются (ч. 4 ст. 323 Таможенного
кодекса РБ).
Таможенные органы в качестве органов,
ведущих административный процесс.
В рамках
осуществления ими правоохранительной
деятельности таможенные органы ведут
также административный процесс. Административный
процесс ведется ими только по делам, связанным
с административными правонарушениями
против порядка таможенного регулирования
(«административные таможенные правонарушения»).
Перечень таких правонарушений приведен
в главе 14 Кодекса Республики Беларусь
об административных правонарушениях
от 21.04.2003 г. №194-З .
К административным
таможенным правонарушениям относятся,
например:
- перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза вне определенных законодательством мест или в неустановленное время (ст. 14.1 КоАП РБ), недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст. 14.5 КоАП РБ),
- нарушение сроков представления таможенной декларации либо непредставление документов, на основании которых заполнена таможенная декларация (ст. 14.8 КоАП РБ),
- несоблюдение порядка таможенного транзита (ст. 14.10 КоАП РБ).
Порядок
ведения таможенными органами административного
процесса по подведомственным им нарушениям
регулируется Процессуально-исполнительным
кодексом Республики Беларусь об административных
правонарушениях от 20.12.2006 г. №194-З.
Список литературы
- Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями)// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.1999. №1.
- Таможенный кодекс Республики Беларусь от 04.01.2007 г. №204-З.
- Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16.07.1999 г. №295-З
- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 г. №194-З.
- Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 г. №194-З.
- Указ Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. №228 «О некоторых вопросах таможенных органов» (вместе с «Положением о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь»);
- Закон Республики Беларусь от 09.07.1999 г. №289-З «Об оперативно-розыскной деятельности».