Виды и органы финансового контроля в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 23:22, контрольная работа

Краткое описание

Финансы выполняют контрольную функцию. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются объектом и субъектом контроля.
В общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в выявлении отклонения от заданных экономикой и финансовой политикой нормативных предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений.
В более узком понимании контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства.

Вложенные файлы: 1 файл

финансове право.docx

— 55.77 Кб (Скачать файл)

Составление проекта бюджета  происходит в несколько этапов. Первый состоит в доведении Минфином по поручению Совета Министров до всех заинтересованных инстанций указаний о сроках составления республиканского и местных бюджетов.

Далее организуется работа по определению общего объема доходов  и расходов региона в целом  и каждого бюджета, суммы отдельных  видов доходов и расходов, размера  собственных доходов бюджета  каждого уровня, потребности в  суммах отчислений от общереспубликанских  и других налогов и доходов.

Составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетно-финансовой политики.

Министерство экономики, Министерство финансов и Национальный банк ежегодно до 1 августа года, предшествующего  планируемому финансовому году, разрабатывают  параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые представляются на рассмотрение Правительства и после их одобрения на рассмотрение Президента.

Составлению проекта бюджета  предшествует разработка соответствующих  организационных мероприятий: определяются основные этапы и виды работ; ожидаемое  исполнение доходов и расходов консолидационного  бюджета республики и его составных  частей за текущий финансовый год; производится анализ статистических отчетных данных о развитии экономики республики в целом и отдельных административно-территориальных  единиц; систематизируются для учета  в проекте бюджета принятые законодательные  и нормативные акты об изменении  налогового и другого законодательства, поручения Президента, постановления  Правительства о приоритетном финансировании отдельных отраслей экономики и  социальной сферы.

На основании этого  делаются прогнозные оценки поступлений  в бюджет. Планирование расходов осуществляется, исходя из расчетов, представляемых министерствами, ведомствами и другими органами управления, которые находятся на бюджетном финансировании. Исходя из этого. Министерство финансов и местные  финансовые органы определяют доходы и расходы бюджетов. Причем расходы  бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.

Прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского бюджета и местных бюджетов на предстоящий год и предложения  по сбалансированию бюджетов Министерством  финансов представляются Совету Министров, а финансовыми органами - исполкомам местных Советов депутатов.

Если на местах не представляется возможным сформировать сбалансированные по доходам и расходам проекты  бюджетов, исполнительные комитеты представляют в вышестоящий исполнительный орган в установленные сроки расчеты, на основании которых определяются нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также предложения об изменении состава объектов, финансируемых из данного бюджета. Эти предложения рассматриваются исполкомом вышестоящего Совета депутатов с участием представителей нижестоящих исполкомов, инициировавших эти предложения. Полное или частичное отклонение предложений должно быть оформлено протоколом разногласий. Для разрешения спора выше и нижестоящие органы представительной власти создают согласительную комиссию, решение которой доводится до обеих сторон.

Разработанные проекты республиканского и местных бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Совета Министров и  соответствующих исполкомов местных  Советов депутатов. Последние после  детального обсуждения принимают решения  о представлении бюджетов соответственно Президенту и в местные Советы депутатов.

С момента представления  материалов по проекту бюджета прекращаются определенные права и обязанности  и участников составления проекта  бюджета, однако они возобновляются в связи с составлением бюджета  следующего года.4

Такой порядок создает  правовую базу для обеспечения подготовки проектов всех бюджетов в установленные  сроки, четкость в прохождении всех этапов составления проекта бюджета.           

 

2.2 Рассмотрение и утверждение  бюджета. 

     

Рассмотрение и утверждение  бюджета, как правило, относится  к компетенции представительной власти. Однако элементы рассмотрения присутствуют и на стадии составления  проекта бюджета. Так, Совет Министров  рассматривает на своем заседании  представленный Министерством финансов проект республиканского бюджета и консолидированного бюджета республики, а также предложения о размерах нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и города Минска.

Представленный Президентом  проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии Парламента рассматривается в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок  существует и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению представленных материалов по проекту бюджета постоянные комиссии имеют право привлекать представителей Правительства и Министерства финансов. По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения о принятии проекта бюджета или его отклонении.

При обсуждении вносимых поправок в представленный проект бюджета  первоначально обсуждаются и  утверждаются поправки, предусматривающие  сокращение расходов, затем поправки, предусматривающие сокращение расходов, поправки, предусматривающие их увеличение.

Принятый Национальным собранием  республиканский бюджет оформляется  законом, в котором отражаются:

- превышение доходов над  расходами бюджета или расходов  над доходами (бюджетный дефицит), предельный размер дефицита по  республиканскому бюджету, бюджетам  областей и города Минска, внутренние  и внешние источники финансирования  дефицита республиканского бюджета;

- распределение доходов  между республиканским и местными  бюджетами и нормативы отчислений  от республиканских налогов и  других обязательных платежей  в бюджет областей и города  Минска;

- доходы республиканского  бюджета в общей сумме, по  разделам и подразделам функциональной  бюджетной классификации и по  ведомственной бюджетной классификации;

- перечень республиканских  целевых программ, финансирование  которых предусмотрено из средств республиканского бюджета;

- объем ассигнований на  государственные капитальные вложения  в отраслевом разрезе, финансирование  которых предусмотрено из средств  республиканского бюджета;

- перечень защищенных  статей; размер оборотной кассовой  наличности по республиканскому  бюджету.

В законе о бюджете устанавливается  также размер прироста внутреннего  и лимит внешнего государственного долга, лимит участия Национального  банка в кредитовании республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком внутреннего государственного долга.

В случае отклонения Парламентом  представленного проекта бюджета, постоянные комиссии должны внести предложения  об увеличении доходов, сокращении расходов или внесении изменений в налоговое  законодательство. Проект бюджета возвращается Правительству на доработку.

При несогласии с решение  Парламента глава государства вправе в соответствии с Законом о  Президенте, не позднее, чем в 10-дневный срок, возвратить его со своими возражениями в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Если Парламент большинством (не менее двух третей от избранных депутатов) подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан в трехдневный срок подписать закон. Если по истечении указанного срока закон о бюджете не возвращается в Парламент, он считается подписанным в той редакции, в которой был направлен главе государства.

Закон о бюджете должен быть опубликован в республиканских  газетах для всеобщего сведения.

Как на республиканском, так  и на местном уровнях бюджеты  должны быть приняты до 1 января очередного финансового года. Каждый нижестоящий  бюджет утверждается после утверждения  соответствующих вышестоящих бюджетов.

После принятия закона о  бюджете у Министерства финансов возникают дополнительные обязанности, в частности, оно должно сообщать министерствам и другим получателям  бюджетных средств показатели по ассигнованиям из республиканского бюджета. Областным и Минскому городскому Советам депутатов Министерство финансов доводит нормативы отчислений от республиканских налогов и  других обязательных платежей в бюджет областей и города Минска.

До начала фактического производства финансирования расходов Министерство финансов по согласованию с министерствами, другими органами государственного управления устанавливает поквартальное  распределение доходов и расходов республиканского бюджета. Это является основанием для разработки и утверждения  Министерством финансов специального документа: Росписи доходов и  расходов бюджета, источников покрытия дефицита республиканского бюджета.

 

2.4. Исполнение бюджета.

 

Все предшествующие стадии бюджетного  процесса  обеспечивают  государство основным финансовым планом. Его реализация происходит в процессе  исполнения бюджета.  Эта  стадия относится  в   компетенции   исполнительной   власти. Последняя  ежегодно разрабатывает и доводит  до всех заинтересованных  правила  исполнения  бюджета.  Вместе  с  тем,  можно  выделить   основные   принципы исполнения бюджетов всех уровней:

1. В процессе исполнения  бюджетов могут быть  внесены  изменения в их  расходную   и  доходную  части.  Делается  это  на  основании решений  органов представительной и исполнительной  власти.

2.  Главным  документом,  на   основании   которого   осуществляется исполнение  бюджетов,  является  бюджетная  роспись   доходов   и   расходов, составляемая  финансовыми органами.

3. В исполнении бюджетов  принимают  участие  все   республиканские  и местные  государственные органы, предприятия,  организации и  учреждения  всех форм собственности, а  также определенная часть населения.

4. Законодательство предусматривает  санкции и  меры  ответственности  к юридическим и физическим  лицам  за  нарушения  против  бюджета  Республики Беларусь.

Решающая роль в исполнении бюджетов принадлежит Министерству финансов, местным финансовым органам, Главной государственной  налоговой  инспекции  и региональным государственным  налоговым  инспекциям.  Министерству  финансов предоставлено право получать  от  министерств,  других  центральных  органов управления, предприятии, объединений, организаций  и  учреждений  информацию об   осуществлении   бюджетно-финансовых   операций   по   формированию    и использованию государственных  финансовых средств; осуществлять  контроль  за целевым и  эффективным  использованием  бюджетных  ассигнований.  Ему  также

вменяется  в  обязанности  ограничивать  и  приостанавливать  финансирования расходов  за  счет  государственных  средств  в   случае   несоблюдения   их получателями требований нормативных актов, непредставления  ими  информации о  движении  государственных  финансовых  средств.   Идентичными   правилами наделены финансовые органы.

Важная роль в исполнении бюджетов принадлежит казначейству, в  функции которого входит управление доходами и расходами республиканского  бюджета  и контроль за его исполнением.

Обязательным условием исполнения бюджетов является кассовое исполнение бюджета. Законами о бюджетной системе  и о Национальном банке  оно  возложено на банковскую систему. Кассовое исполнение  бюджета  заключается  в  приеме, хранении и выдаче бюджетных  средств. В основе кассового  исполнения  бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что  все  доходы  данного  бюджета аккумулируемся на одном счете в конкретном кредитном учреждении. Из  него  в установленном порядке  производится  выдача  средств  получателям  бюджетных назначений.  В  процессе   кассового   исполнения   бюджета   осуществляется координация работы на этом участке кредитных учреждений и казначейства.

Принцип сбалансирования  бюджета означает,  что  каждый  бюджет  должен быть сбалансирован  не только по году, но и в  каждом  квартале.  В  процессе исполнения бюджета, если в каком-то квартале  недостаточно  поступлений  для  осуществления запланированных  расходов, может быть  временно  Позаимствована оборотная кассовая наличность и свободные  остатки  средств,  образовавшиеся на начало года.

Поквартальное распределение  бюджетных средств производится по  каждому министерству, управлению (отделу) исполкома, по каждому виду  доходов  и  по каждой свободной  смете расходов. Составленное  таким  образом поквартальное распределение  доходов и расходов служит основанием  для  разработки  росписи доходов  и расходов соответствующего бюджета.  А  это,  как  уже  отмечалось, основной  документ,  регулирующий  отношения  между   субъектами   бюджетных отношений в процессе исполнения бюджета. Это не только чисто  финансовый,  но и юридический  акт, удостоверяющий право руководителей  субъектов-получателей бюджетных  назначений на использование бюджетных  средств в течение года.

В утвержденные росписи доходов  и расходов бюджета Могут  быть  внесены изменения  в  случаях  принятия   законодательных   и   подзаконных   актов, вызывающих  изменения  доходов  и  расходов  бюджета.  Изменения  в  роспись  доходов  расходов  могут  также  быть  внесены  руководителем  финансовых органов  в пределах предоставленных  ему прав.  Для  нижестоящих  финорганов  основанием для внесения изменений  в  показатели  утвержденного  бюджета  служат  также уведомления  по  взаимным  расчетам,  направленным  вышестоящим  фннорганом, Взаимные расчеты вышестоящего бюджета с нижестоящими бюджетами  могут  иметь место при издании, после утверждения бюджета, новых  законов,  постановлений и распоряжений Правительства.

Информация о работе Виды и органы финансового контроля в Республике Беларусь