Финансовый контроль, сущность, формы, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:22, реферат

Краткое описание

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля. В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль. Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны.

Содержание

1. Понятие, сущность и функции финансового контроля
2. Формы, виды и методы проведения финансового контроля
3. Задачи и функции органов государственного финансового контроля в Российской Федерации
4. Негосударственный финансовый контроль
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат финансовый контроль.docx

— 43.56 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

1. Понятие, сущность и  функции финансового контроля

2. Формы, виды и методы  проведения финансового  контроля

3. Задачи и функции  органов государственного финансового  контроля в Российской Федерации

4. Негосударственный финансовый  контроль

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, сущность и  функции финансового контроля

Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а  финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов.

 Необходимость финансового  контроля, его сущность и значение  определяются Конституцией Российской  Федерации.

Финансовый контроль есть практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент  управления финансами и денежными  потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля. В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.[3]

Государственный финансовый контроль призван отслеживав стоимостные  пропорции распределения валового национальной продукта. Он распространяется на все каналы движения денежные ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.                             

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).[9]                                       

Государственный и негосударственный  виды контроля, не. смотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать; государственные издержки управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. В то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.                                 

Система и принципы финансового  контроля. Система финансового контроля в развитых западных странах в  целом однотипна и включает следующие  элементы:                       

• ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата)  подчинением  непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства — общий контроль за расходованием государственных средств;

• налоговое ведомство  с подчинением президенту, правительству  или министерству финансов, контролирующее поступление в казну налоговых  доходов;

• контролирующие структуры  в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии  подведомственных учреждений;

• негосударственные службы контроля, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;

      • службы  внутреннего контроля, основная  задача которых — снижение  издержек, оптимизация финансовых  потоков и увеличение прибыли.

Принципы финансового  контроля:                    

• результативность;

• четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;

• неподкупность субъектов  контроля;                   

• обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивносп (предупреждение вероятных финансовых нарушений);

• презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;

• согласованность действий различных контролирующих органов  и др.[5]

Принимая законы, прямо  или косвенно затрагивающие систему  организации финансового контроля, государство ориентируется на вышеназванные  принципы. В то же время в каждом государстве существует свой регламент (порядок и последовательность) контрольных  действий, что в конечном итоге  сказывается на результатах.

Основные методы государственного финансового контроля — комплексные  ревизии и тематические проверки. Способы проведения ревизий и проверок зависят от конкретных задач, которые ставит перед контролерами направившее их ведомство. Если ревизия предполагает контроль законности и правильности проведения финансовых операций и достоверности финансовой информации, то проверки преследуют цель контроля качества управления финансовыми ресурсами на всех стадиях их планирования и использования, оценки эффективности и целесообразности произведенных финансовых операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формы, виды и методы проведения финансового  контроля

Формы и методы проведения финансового контроля многообразны.

Формы контроля принято классифицировать по следуюшим критериям:

• Регламент осуществления  — обязательный (внешний);

инициативный (внутренний).                      

• Время проведения —  предварительный, текущий (оперативный), последующий.                                 

• Субъекты контроля — президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский.

• Объекты контроля —  бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Различают следующие методы проведения контроля:

- проверки;

- обследования;

- надзор;

- анализ финансового состояния;

- наблюдение (мониторинг);

- ревизии.

Формы контроля, различающиеся  регламентом и временем проведения.

Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым s основном внешними, независимыми контролерами.[5]

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает Оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс доставления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.[2]

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии  отчетной финансовой и бухгалтерской  документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности  осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

Виды финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим критериям:

1. Регламент осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

2. Время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;

3. Субъекты контроля — президентский, контроль законода-тельных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;

4. Объекты контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Методы контроля.

В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и  расходных документов рассматриваются  отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие  от проверки охватывает более широкий  спектр финансово-экономических показателей  обследуемого экономического субъекта для определения его финансового  состояния и возможных перспектив развития.

 Надзор производится  контролирующими органами за  экономическими субъектами, получившими  лицензию на тот или иной  вид финансовой деятельности, и  предполагает соблюдение ими  установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансового состояния  как разновидность финансового  контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным  капиталом и эффективности его  использования.

Наблюдение (мониторинг) —  постоянный контроль со стороны кредитных  организаций за использованием выданной ссуды. [6]

и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового  контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью  проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть:

• полные и частичные;

• комплексные и тематические;

• плановые и внеплановые.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также  различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового  контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). Результаты ревизии  оформляются актом, на основании  которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального  ущерба и привлечению виновных к  ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Задачи и функции органов государственного финансового контроля в Российской Федерации

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и  конституциях (уставах) субъектов Федерации, предусматривает контроль финансовой деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов  представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных  и местных внебюджетных фондов, а  также при утверждении отчетов  об их исполнении.

С этой целью созданы соответствующие  структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной  Думы, Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ.

Особое место в системе  финансового контроля со стороны  органов представительной власти принадлежит  Счетной палате РФ, деятельность которой  определяется Федеральным законом  РФ от 11 января 1995 г. Это не зависимый  от Правительства РФ постоянно действующий  орган государственного финансового  контроля, наделенный широкими полномочиями и -подотчетный Федеральному Собранию РФ. Сфера полномочий Счетной палаты — контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств. Контролю подлежат все юридические лица — государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБР, органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также другие коммерческие фирмы и негосударственные коммерческие организации — в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами. Перед должностными лицами Счетной палаты РФ поставлены следующие задачи:

Информация о работе Финансовый контроль, сущность, формы, виды