Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 12:03, реферат
В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.
1. Введение
2. Сущность финансового контроля
3. Виды и принципы финансового контроля
4. Заключение
5. Список литературы
Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики
Межрегиональный центр переподготовки специалистов
По дисциплине: Финансы
Вариант: 5
Тема: Виды и принципы финансового контроля.
Выполнил: слушатель группы ФКВ-21
Евдокимова Татьяна Витальевна
Проверил: Плотникова Наталья Юрьевна
Новосибирск 2014
Содержание
В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.
Ни одна из острейших социально-экономических проблем не будет решена, ни о каком возрождении российской государственности не может быть и речи, пока не будет наведен должный порядок в бюджетно-финансовой сфере, пока системе государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность. Поэтому эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.
Государство не может реализовать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами, а также не осуществляя соответствующий контроль за законным их формированием и расходованием.
Контроль – непременная
составляющая управленческого процесса.
Он обеспечивает обратную связь
Существование финансового
контроля объективно
В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение расточительности, бесхозяйственности.
Важной сферой деятельности по управлению экономикой является финансовый контроль, контроль, роль которого значительно возрастает в рыночных условиях. Финансовый контроль является формой реализации на практике контрольной функции финансов, общественное назначение которой состоит, в частности, в осуществлении контроля за рациональным распределением общественного продукта, формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и финансовых ресурсов. Финансовый контроль является одной из разновидностей деятельности органов власти и управления, проявлением важной роли финансов в общественном воспроизводстве.
Финансовый контроль - это совокупность действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, по проверке обоснованности процессов распределения общественного продукта, формирования распределения и использования доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.
Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Сферой финансового контроля являются практически все денежные операции, а также сделки и операции, осуществляемые на основе денежных расчетов (например, бартерные сделки). Такая широкая сфера действия финансового контроля объясняется тесной взаимосвязью финансовых, экономических и производственных показателей, а также тем фактом, что на формирование и использование финансовых ресурсов оказывают влияние различные факторы. Например, при проверке правильности налогообложения прибыли проверяется правильность определения затрат, выручки от реализации и др.
При исследований сферы действия финансового контроля выделяют:
- субъект контроля;
- объект контроля;
- предмет финансового контроля;
- принципы контроля;
- метод контроля;
- техника и технология контроля;
- процесс контроля;
- сбор и обработка исходных
данных для проведения
- результат контроля и затраты его осуществления;
- принятие решения по результата
Все элементы контроля в процессе установления истинных результатов взаимодействуют как единое целое.
Субъект контроля (кто контролирует) - это соответствующая организация - носитель контрольной функции. Субъект контроля в своей деятельности
определяет состояние и поведение объекта контроля, методы контроля, его предмет, вид и объект контроля.
Объектом финансового контроля являются денежные распределительные и перераспределительные процессы при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов, фондов денежных средств, доходов и накоплений. Таким образом, сфера действий финансового контроля значительно шире его объекта.
Объект финансового контроля специфичен, а сфера его действия может совпадать с действием других видов контроля.
Предметом ревизии являются финансовые и другие экономические показатели, например, прибыль, налоги, доходы, себестоимость.
Принципы финансового контроля - это научно разработанные и апробированные на практике политические, организационные и правовые основы организации контроля, которые обеспечивают его эффективность, определяют общие правила и целенаправленность контрольной деятельности в финансовой сфере.
На основе многолетнего опыта в мире разработаны основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое своевременное цивилизованное государство, - независимость и объективность, компетентность и гласность.
Независимость органов финансового контроля, как на государственном, так и на муниципальном уровне, должна быть закреплена законодательно. Этот принцип является одним из основных условий осуществления эффективного финансового контроля. Независимость финансового контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа.
Объективность и компетентность подразумевают неукносительное соблюдение проверяющими контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень их работы на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.
Гласность предусматривает постоянную связь контрольных органов с общественностью и средствами массовой информации. Она присуща контрольным финансовым органам и в том смысле, что они прямо или опосредованно отражают интересы людей как главных налогоплательщиков, которые должны владеть информацией об использовании своих средств.
Процесс контроля - это деятельность субъектов контроля, направленная на гарантирование достижения поставленных целей контроля.
Результат контроля зависит от квалификации специалистов, полноты и достоверности исходных данных об объекте контроля, нормативно-правового и научно-методического обеспечения.
Действие финансового контроля распределяется на все четыре стадии воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен, потребление), а также на производственную сферу. Специфика каждой стадии воспроизводственного процесса, а также производственной и непроизводственной сфер деятельности обуславливает особые направления и задачи финансового контроля.
Необходимость существования финансового контроля вытекает из особенностей товарно-денежного производства, которое может существовать без своевременного и полного формирования, обоснованного распределения и эффективного использования фондов денежных средств и финансовых ресурсов. Распределение стоимости в условиях товарно-денежных отношений осуществляется как в натурально-вещественной, так и в стоимостной форме, при этом очень важным является соблюдение правильных пропорций распределения и соответствия стоимостных и материальных показателей.
С помощью финансового контроля осуществляется решение следующих задач:
- обеспечение оптимальных
- обеспечение своевременности
и полноты выполнения
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения финансовых ресурсов и повышения эффективности производства;
- обеспечение экономного и
Многообразие форм финансового контроля, его направлений позволяет классифицировать его на различные виды.
Классификация финансового контроля в теории финансового права проводится по разным основаниям.
1. По источникам финансовых средств:
бюджеты;
внебюджетные фонды;
средства от распоряжения и управления собственностью, находящейся в распоряжении органов власти;
кредитные и заемные средства;
средства от размещения финансов в кредитно–финансовых организациях.
2. По принадлежности
финансовых поступлений и
органы государственной власти и их структурные подразделения;
муниципальные унитарные предприятия;
юридические лица всех форм собственности и организационно-правовых форм;
банки и другие финансовые учреждения, производящие операции по зачислению и использованию финансовых средств;
предприятия и организации, в уставном капитале которых есть доля органов власти.
3. По признаку
отражения поступления и расход
бюджет и сметы внебюджетных фондов и и отчеты об их исполнении;
федеральные и территориальные программы, итоговые документы по их реализации;
законодательные и иные нормативные правовые акты по бюджетно-финансовым вопросам, проекты договоров и соглашений с федеральными органами государственной власти, другими субъектами РФ, зарубежными партнерами.
4. Государственный и негосударственный (аудит) - финансовый контроль. В зависимости от типа государственного органа государственный контроль подразделяют на контроль со стороны органов представительной, исполнительной, судебной власти, ведомственный.
Аудит – независимая
вневедомственная проверка
5. По виду
материалов контроля –