Классификация видов финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 20:04, статья

Краткое описание

Контроль - это неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, способствующая тому, что субъект управления получает необходимую информацию о состоянии этой системы, и позволяющая ему правильно оценивать произведенные операции, выявлять отклонения от цели и вероятные нежелательные последствия. Анализ результатов контроля помогает вскрыть ранее не известные возможности и резервы системы, повысить эффективность использования управленческих решений. Благодаря такой информации субъект управления может правильно оценивать деятельность управляемой системы и принимать необходимые решения.

Вложенные файлы: 1 файл

фин контроль.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Контроль - это неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, способствующая тому, что субъект управления получает необходимую информацию о состоянии этой системы, и позволяющая ему правильно оценивать произведенные операции, выявлять отклонения от цели и вероятные нежелательные последствия. Анализ результатов контроля помогает вскрыть ранее не известные возможности и резервы системы, повысить эффективность использования управленческих решений. Благодаря такой информации субъект управления может правильно оценивать деятельность управляемой системы и принимать необходимые решения.

Как неотъемлемая функция процесса управления и как самостоятельный процесс контроль содержит следующие элементы:

- субъект управления - тот, кто осуществляет контроль. Субъектами контроля являются лица, заинтересованные в результатах управленческой деятельности, ее эффективности. Субъектом контроля может быть непосредственно субъект управления (орган, осуществляющий процесс управления) или специализированный орган контроля, осуществляющий контроль в интересах субъекта управления;

- объект контроля - тот, в отношении кого проводится контроль. Объектами контроля являются объекты управленческой деятельности;

- предмет контроля - деятельность, применительно к которой осуществляется контроль. Предметом контроля служит деятельность, выполняемая объектом контроля (предмет управления).

Перечисленные элементы тесно связаны с элементами системы управления (рис. 1).

Взаимосвязь элементов управления

с элементами системы управления

 

                           3              ┌──────────────────────────┐

           ┌──────────────────────────────┤Орган (субъект) управления│<- ┐

           │                              └────────────┬┬──────┬─────┘

           │                                   /│\     ││                │

          \│/                                   │      ││      │

┌────────────────────┐             6            │      ││                │

│Контролирующий орган├──────────────────────────┘      ││      │

│ (субъект контроля) │                                 ││7      1        │2

└──────────────┬─────┘                                 ││      │

          /│\  │                                       ││                │

           │   │                                       \/     \│/

           │   │             5            ┌──────────────────────────┐   │

          4│   └─────────────────────────>│     Объект управления    ├─  ─┘

           │                              │     (объект контроля)    │

           │                              └─────────────┬────────────┘

           └────────────────────────────────────────────┘

 

Рис. 1

 

1 - 2 - взаимоотношения между субъектом  и объектом управления в процессе  управленческой деятельности;

3 - принятие субъектом управления  решения об осуществлении контроля  над объектом управления (объектом  контроля);

4 - получение субъектом контроля  от объекта контроля информации, необходимой для осуществления  контроля;

5 - осуществление субъектом контроля контрольных действий в отношении объекта контроля;

6 - направление субъекту управления  субъектом контроля информации  о результатах контроля;

7 - принятие субъектом управления  управленческих решений по результатам  контроля.

Контроль осуществляется на всех этапах управленческой деятельности. Согласно п. 1 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ финансовый контроль законодательных (представительных) органов проводится в формах предварительного, текущего и последующего контроля. В Бюджетном кодексе РФ рассматривается один из видов финансового контроля - бюджетный.

В целом финансовый контроль в зависимости от связей между субъектами и объектами контроля разделяется на две большие группы: внешний и внутренний контроль (рис. 2).

Общая структура видов финансового контроля

 

                           ┌───────────────────┐

                           │Финансовый контроль│

                           └──────┬─────┬──────┘

                        ┌─────────┘     └─────────────────────┐

                       \│/                                   \│/

┌──────────────────────────────────────────────┐    ┌─────────────────────┐

│          Внешний финансовый контроль         │    │Внутренний финансовый│

│                                              │    │       контроль      │

└──────────┬────────────────────────┬──────────┘    └─────────┬───────────┘

           │                        │                         │

          \│/                      \│/                        │

┌─────────────────────┐  ┌─────────────────────┐              │

│   Государственный   │  │  Негосударственный  │              │

│ финансовый контроль │  │ финансовый контроль │              │

└──────────┬──────────┘  └──────────┬──────────┘              │

           │                        │                         │

          \│/                      \│/                       \│/

┌─────────────────────┐  ┌─────────────────────┐    ┌─────────────────────┐

│Государственный аудит│  │    Корпоративный    │    │   Внутренний аудит  │

│                     │  │ финансовый контроль │    │                     │

├─────────────────────┤  ├─────────────────────┤    ├─────────────────────┤

│  Налоговый контроль │  │    Внешний аудит    │    │    Управленческий   │

│                     │  │                     │    │ финансовый контроль │

├─────────────────────┤  ├─────────────────────┤    ├─────────────────────┤

│  Бюджетный контроль │  │      Иные виды      │    │      Иные виды      │

├─────────────────────┤  └─────────────────────┘    └─────────────────────┘

│    Ведомственный    │

│ финансовый контроль │

├─────────────────────┤

│  Валютный контроль  │

├─────────────────────┤

│ Таможенный контроль │

├─────────────────────┤

│  Банковский надзор  │

├─────────────────────┤

│   Страховой надзор  │

├─────────────────────┤

│ Правовой финансовый │

│       контроль      │

├─────────────────────┤

│      Иные виды      │

└─────────────────────┘

Рис. 2

 

Внешний контроль предусматривает организационную обособленность между субъектом и объектом контроля.

Внешний контроль в зависимости от организационной формы субъектов контроля подразделяется на государственный и негосударственный финансовый контроль.

 

Государственный финансовый контроль

 

Субъектами государственного финансового контроля являются государственные контролирующие органы, объектами - органы государственной власти, организации, физические лица. Предмет государственного финансового контроля - финансовая деятельность объектов в различных аспектах. Многообразие финансовых отношений обусловливает многочисленность видов государственного финансового контроля.

Государственный аудит - вид финансового контроля, осуществляемый специализированными контролирующими органами, не зависящими от органов исполнительной власти и подотчетными органам законодательной власти.

В Российской Федерации государственный аудит проводится на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

На федеральном уровне органом государственного аудита является Счетная палата РФ, которая подотчетна Федеральному Собранию РФ и руководствуется Федеральным законом от 11.01.1995 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

Задачи Счетной палаты:

- организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходов и расходов федерального  бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

- определение эффективности и целесообразности расходов федеральных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных  и расходных статей проектов  федерального бюджета, бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов, предусматривающих расходы средств федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета;

- анализ выявленных отклонений  от установленных показателей  федерального бюджета, подготовка предложений, направленных на их устранение;

- другие задачи.

В ходе исполнения своих задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в том числе на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании, иные финансово-кредитные учреждения независимо от видов и форм собственности. При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых организаций всю необходимую документацию по вопросам ее проведения. Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых объектов. О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей федеральных органов исполнительной власти, организаций. В случае выявления нарушений, подлежащих уголовной или административной ответственности, Счетная палата передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

На региональном уровне в субъектах Российской Федерации созданы органы, аналогичные Счетной палате РФ, подотчетные органам законодательной власти субъектов Российской Федерации.

На местном уровне также создаются органы государственного (муниципального) аудита, подотчетные местным органам представительной власти.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Налоговый контроль - это контроль со стороны государственных контролирующих органов за правильностью начисления, правильностью и своевременностью уплаты в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

На основании ст. 82 Налогового кодекса РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Уполномоченным органом по проведению налогового контроля являются Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы (управления в субъектах Российской Федерации, инспекции на местах).

Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов посредством проведения налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для получения дохода (прибыли), и в других формах.

Бюджетный контроль - контроль со стороны контролирующих органов за расходованием средств федерального, региональных, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов.

Согласно Бюджетному кодексу РФ органами бюджетного (государственного (муниципального) финансового) контроля являются:

- Счетная палата РФ;

- контрольные и финансовые органы  исполнительной власти;

- контрольные органы законодательных  органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, проводят: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Информация о работе Классификация видов финансового контроля