Эпоха возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:14, контрольная работа

Краткое описание

Новая эпоха утверждает возрождения античной культуры, античного образа жизни, античного мышления, отсюда и новое название "Ренессанс", то есть "Возрождение". В действительности ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение противопоставляет себя средневековому христианству, но оно возникает как интеграция развития средневековой культуры, а потому несет в себе еще и такие качества, которые не были характерными античности.

Содержание

Введение 3
1.Новые мировоззренческие принципы 4
2. Итальянское Возрождение 9
3. Северное Возрождение и Реформация 22
Заключение 32
Список использованной литературы. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia_epokhi_vozrozhdenia.docx

— 64.86 Кб (Скачать файл)

Высшей точкой реформационного  движения в Германии была великая  крестьянская война 1525 г., закончившаяся  поражением восставших и гибелью  ее вождя Томаса Мюнцера. В условиях резкого обострения классовых противоречий Лютер выступил против народного  движения. Люте-ровская реформация, основой которой была провозглашена безусловная покорность существующим порядкам и властям, превратилась в орудие реакционных немецких князей и санкционировала княжеское всевластие как единственную опору "порядка" и возможности "христианского смирения".

Документом, выразившим существо бюргерской реформы, является "Аугсбургское вероисповедание", которое Энгельс оценивает как "выторгованную в конце концов конституцию реформированной бюргерской церкви". Этот документ представляет собой изложение основ лютеранства. В 1530 г. он был представлен императору Карлу V, но отвергнут им. Между императором и князьями, принявшими лютеровскую реформацию, началась война, закончившаяся Аугсбургским религиозным миром 1555 г. Князьям было предоставлено право определять религию своих подданных, согласно принципу "Чья страна, того и вера".

Этот итог лютеровской реформации выразил ее социальную сущность. Лютер, как писал К. Маркс, "победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человекаВ первой половине XVI в. реформационное движение стало быстро распространяться за пределами Германии. Лютеранство утвердилось в Австрии, в Скандинавских странах, в Прибалтике. Отдельные лютеранские общины появились в Польше, Венгрии, Франции. В это же время в Швейцарии возникают новые разновидности реформационного движения - цвинглианство и кальвинизм.

Реформация в Швейцарии, вождями  которой были Цвингли (ум. в 1531) и Кальвин (1509-1564), гораздо более последовательно, чем лютеранство, выразила буржуазную сущность реформационного движения. Цвинглианство, в частности, более решительно порвало с обрядовой стороной католицизма, отказавшись от признания особой магической силы — благодати за последними двумя сохраненными лютеранством таинствами - крещением и причащением; причащение рассматривалось как простой обряд, совершаемый в память о смерти Иисуса Христа, в котором хлеб и вино являются лишь символами его тела и крови. В организации цвинглианской церкви, в отличие от лютеранской, был последовательно проведен республиканский принцип: каждая община самостоятельна и сама избирает своего священника.

Гораздо большее распространение  получил кальвинизм, ставший, по словам Энгельса, идеологией "самой смелой части тогдашней буржуазии". Жан  Кальвин, отрекшийся от католицизма, с 1536 г. обосновался в Женеве, где  возглавил реформационное движение. Основные идеи своего учения он изложил  в своих трудах "Наставление  в христианской вере" и "Церковные  установления", которые стали  основополагающими в кальвинистской церкви.

Одним из главных догматов кальвинизма  является учение об "абсолютном предопределении": еще до "сотворения мира" бог  якобы предопределил судьбы людей, одним уготован рай, другим — ад, и никакие усилия людей, никакие "добрые дела" не могут изменить то, что предначертано всевышним. Это учение было, по словам Энгельса, "религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции  удача или банкротство зависят  не от деятельности или искусства  отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но неведомых экономических сил". В теологическом же плане это учение было связано с одним из главных принципов Реформации - оправданием верой, а не добрыми делами".

С самого начала кальвинизму были свойственны мелочная регламентация  личной и общественной жизни верующих в духе ханжеской благопристойности, нетерпимость ко всякому проявлению инакомыслия, которое пресекалось  самыми жестокими мерами.

В соответствии с догматической  основой кальвинизм радикально реформировал христианский культ и церковную  организацию. Почти все внешние  атрибуты католического культа: иконы, облачения, свечи и т. п. — были отброшены. Основное место в богослужении заняли чтение и комментирование  Библии, пение псалмов. Церковная  иерархия была ликвидирована. Руководящую  роль в кальвинистских общинах стали  играть старшины (пресвитеры) и проповедники. Пресвитеры и проповедники составляли консисторию, которая ведала религиозной  жизнью общины. Догматические вопросы  входили в ведение особых собраний проповедников — конгрегации, которые  стали впоследствии местными и общенациональными  съездами представителей общин.

Реформация в Англии носила несколько  иной характер по сравнению с Германией  или Швейцарией. Она началась не как народное движение, а по инициативе правящих верхов. В 1534 г. английский парламент  провозгласил независимость церкви от папы и объявил ее главой короля Генриха VIII. В Англии были закрыты  все монастыри, а их имущество  конфисковано в пользу королевской  казны. Но при этом было объявлено  о сохранении католических догматов и обрядов. Со временем влияние протестантизма на англиканскую церковь усилилось  и углубилось ее размежевание с католицизмом. В 1571 г. парламентом был принят англиканский "символ веры", в котором подтверждалось, что "король имеет верховную власть в церкви", хотя "он не имеет  права проповедовать слово божье  и совершать таинства". Англиканская церковь приняла протестантские догматы об оправдании верой и  о "священном писании" как единственном источнике веры; отвергла учение католицизма  об индульгенциях, о почитании икон и мощей. В то же время признавался, хотя и с оговорками, католический догмат о спасающей силе церкви. Были сохранены литургия и ряд  других характерных для католицизма  обрядов, остался неприкосновенным епископат.

В Шотландии движение за реформу  церкви проходило под знаменем кальвинизма. Возглавил это движение англиканский богослов Джон Нокс (1505-1572). Реформационное движение в Шотландии было связано с борьбой против династии Стюартов. В конце 60-х годов XVI в. Мария Стюарт, опиравшаяся на католическую знать и поддержку со стороны папства, потерпела поражение. В Шотландии утвердилась выросшая из кальвинизма пресвитерианская церковь. Она исходила из признания единовластия Христа в общине верующих и равноправия всех ее членов. В связи с этим, в отличие от англиканской церкви, было ликвидировано епископство и сохранено только пресвитерианство в духе кальвинизма. Отсюда и название этой церкви.

В связи с обострением социальных противоречий в Англии конца XVI—  начала XVII в. складывается буржуазная оппозиция абсолютистскому режиму, которую не удовлетворяет королевская  реформация. Среди английской буржуазии  получает распространение кальвинизм, приверженцев которого называли пуританами. Умеренные пуритане ограничивались требованием установления пресвитерианской церкви, тогда как радикальное  крыло, индепенденты (независимые), полностью  отвергли принцип государственной  церкви; каждая религиозная община должна быть совершенно свободной в  выборе вероисповедания.

Активизация демократических элементов  привела к возникновению религиозных  сект конгрегационалистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев  образование этих сект в религиозной  форме отразило разочарование низов  в результатах буржуазной революции

Таким образом, в период Реформации в Германии и Швейцарии и затем  во времена буржуазных революций, прежде всего в Англии, сформировались основные течения, которые представляют протестантизм  в настоящее время. Главными разновидностями  реформированного в буржуазном духе христианства были и остаются возникшие  непосредственно в период Реформации лютеранство и кальвинизм. Все  другие протестантские образования лишь варьируют основные принципы этих течений.

 

Заключение

Два с половиной столетия Возрождения – от Петрарки до Галилея  – знаменуют собой разрыв со средневековой  традицией и переход к новому времени. Этот этап явился закономерным и необходимым в истории философской  мысли. Не было непосредственного перехода от “Сводов” Фомы Аквинского к “Рассуждению о методе” Декарта, от поисков  парижских и оксфордских номиналистов XIV в. к новой физике и механике Галилея. Однако было бы неверно сводить  роль философии Возрождения только к разрушению или изживанию схоластической традиции. Мыслителями XIV–XVI вв. была разработана  картина мира и человека, глубоко  отличная от средневековой.

Эта новая картина мира означала прежде всего крушение иерархии и десакрализацию космоса. На смену учению о сакральной структуре мироздания, о ценностной иерархии пространства, о противостоянии бесконечности бога конечности мира, вечности – временному и тленному бытию приходит новое представление об однородности физическою пространства вечной и бесконечной Вселенной. В новом физическом космосе нет разделения на тленную земную и нетленную небесную субстанцию, на неподвижный тленный земной мир и вечный движущийся мир небесных теЛ. В нем – в конечном счете в инфинитистской космологии Джордано Бруно – снимается деление мира на конечный замкнутый материальный мир и нематериальную окружающую его бесконечность. Конечное предстает как проявление бесконечности, мир земной и человеческий вписывается в бесчисленное множество миров в беспредельном пространстве. Вечность из атрибута божесгва превращается в атрибут бесконечной Вселенной, и антитеза вечного и временного утрачивает прежний смысл: всякое данное мгновение и есть проявление и осуществление вечно текущего бытия.

 

Список использованной литературы.

  1. Маркс К; Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
  2. Бруно Д. Изгнание торжествующего зверя. СПб., 2004.
  3. Бруно Д. Трактат Джордано Бруно “Светильник тридцати статуй”/Пер. Горфункеля А. X. – Филос. науки, 2006, № 3
  4. Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии/Сост. М. А. Гуковский. М.. 2003
  5. . Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 2006.
  6. Корелин М. С. Очерки итальянского Возрождения. М., 2006.
  7. Макиавелли Н. Государь и Рассуждение на первые три книги Тита Ливия. СПб., 2009.
  8. Осиновский И. Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. М., 2008

 


Информация о работе Эпоха возрождения