Эпоха возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:14, контрольная работа

Краткое описание

Новая эпоха утверждает возрождения античной культуры, античного образа жизни, античного мышления, отсюда и новое название "Ренессанс", то есть "Возрождение". В действительности ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение противопоставляет себя средневековому христианству, но оно возникает как интеграция развития средневековой культуры, а потому несет в себе еще и такие качества, которые не были характерными античности.

Содержание

Введение 3
1.Новые мировоззренческие принципы 4
2. Итальянское Возрождение 9
3. Северное Возрождение и Реформация 22
Заключение 32
Список использованной литературы. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia_epokhi_vozrozhdenia.docx

— 64.86 Кб (Скачать файл)

Человек, по мнению Макиавелли, не только эгоистичен, но и свободен в своих  поступках. Если христианское понимание  сущности человека утверждало, что  человек во всем подчинен высшему  Божественному Провидению, заранее  определенной Богом судьбе, то Макиавелли формулирует совершенно новое понимание  человеческой судьбы. Он говорит о  том, что судьба человека не “фатум” (рок, неизбежность), а “фортуна”. Судьба-фортуна  никогда не может полностью определить жизнь человека. Более того, в  “Государе”, флорентийский мыслитель  пытается даже вычислить соотношение  — насколько жизнь человека зависит  от высших обстоятельств, а насколько  от него самого. И приходит к выводу, что “фортуна распоряжается половиной  наших поступков, но управлять другой половиной или около того она  предоставляет нам самим”.

И недаром, утверждая свободу воли человека, Макиавелли призывает людей  “лучше быть смелым, чем осторожным”, ибо “фортуна — женщина, и кто  хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать”.

Будучи сам “человеком действия”, Макиавелли приходит к выводу, что  главное в человеке — это способность  к деятельности, воля, стремящаяся  к осуществлению больших целей, основанная на эгоистическом интересе. Данную способность к деятельности он назвал “доблестью” (“вирту”). “Вирту” присуща далеко не всем людям, почему они и прозябают в своей жалкой жизни. Однако в истории всегда были и всегда есть отдельные личности, чья “доблесть” заставляет их совершать выдающиеся поступки и тем самым двигать всю историю человечества. И Макиавелли призывает брать пример с этих людей, осознающих потребности своего времени и способных делать то, что необходимо в данный момент.

С этой точки зрения, в работах  Макиавелли как бы получают свое реалистическое завершение все предшествующие гуманистические  рассуждения о сущности человеческой личности. Отказавшись от чисто религиозно-философских рассуждений на эти темы, он трезво и жестко формулирует определенные правила и нормы человеческого общежития, которые, по его мнению, определяют жизнь каждого конкретного человека. Отдельный человек предстает в сочинениях Макиавелли во всей своей неприкрашенной, трезво оцененной реальности, с присущими ему добрыми намерениями и злыми поступками.

Наиболее ярко эти идеи были выражены флорентийским мыслителем в рассуждениях на тему власти и значении государя. Само государство, в понимании Макиавелли, возникло как результат все той  же эгоистической природы человека. Государство — это высшая сила, способная поставить достаточно жесткий предел эгоистическим устремлениям отдельных людей и тем самым  спасти их от самоуничтожения. Люди, руководствуясь интересом самосохранения, и создают  государство.

Говоря о формах государства, Макиавелли, несмотря на все свои республиканские  убеждения, приходит к выводу, что  наиболее целесообразным и полезным государственным устройством является все же монархия. Отсюда возникает  его идея “нового государя”. “Новый государь” должен опираться не на теории и философские представления  о жизни, а на саму реальную жизнь. Люди не могут быть только добрыми  и хорошими, они — и хорошие, и плохие одновременно. Государь, если он хочет править долго, обязан в  своем правлении опираться и  на хорошее и на плохое. Иначе говоря, в руках государя должен находиться не только пряник, но и плеть. Более того, как только государь выпускает плеть из своих рук, тотчас же нарушается всякий порядок.

Никколо Макиавелли, говоря, что мудрый правитель государства обязан “по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла”, по сути дела признает — реальное управление государством невозможно без насилия, без самых изощренных поступков. Недаром, характеризуя “нового государя”, он пишет, что такой правитель должен сочетать в одном лице качества льва, способного повергнуть любого врага, и лисицы, способной обмануть самого большого хитреца.

Однако у Макиавелли нет воспевания насилия и жестокости. Более того, с его точки зрения, жестокость и насилие оправданы только в  том случае, когда они подчинены  государственным интересам, когда  целью их применения является государственный  порядок. Жестокость призвана исправлять, а не разрушать — утверждает флорентийский  мыслитель.

В трактате “Государь” Макиавелли много  места посвящает конкретным рекомендациям, направленным политическим руководителям. По большому счету, “Государь” — это  настоящий учебник власти, пособие, в котором очень реально рассказывается о том, как получить власть, как  осуществлять власть и о том, как  сохранить власть. Впоследствии, в  политической науке даже возник специальный  термин — “макиавеллизм”, который  характеризует собой такой образ  правления, когда используются любые  средства для сохранения власти. В  принципе, содержание этого современного термина не имеет отношения к  тому, что писал сам Макиавелли. Ведь для него власть — не самоцель, а средство обеспечения государственного порядка. Власть ради власти, жестокость ради жестокости Макиавелли порицал.

Философско-политическое учение Никколо Макиавелли вызвало неоднозначную реакцию в тогдашней Европе. Его проповедь свободного эгоистического человека, размышления о правах и возможностях светских государей послужила поводом для резкого неприятия со стороны Римско-католической Церкви. В 1559 г. его книги были внесены в “Индикт запрещенных книг”.

В то же время внешне осуждая Макиавелли, многие европейские политики на деле, в своем собственном правлении применяли все те средства, о которых писал Флорентиец. Это не говорит о том, что они основывались на трудах Макиавелли, а лишь о том, насколько реалистичен он был при анализе существа власти и законов управления обществом.

И до сих пор в науке не сложилось  однозначной оценки творчества флорентийского мыслителя. В одних работах он подвергается критике за аморализм, в других, наоборот, восхваляется за реализм. Наверное, однозначной оценки творчества Никколо Макиавелли и невозможно дать.

3. Северное Возрождение и Реформация

Эпоха Возрождения относится  по некоторым данным к XIV - XVII вв. по другим -- к XV - XVIII вв. Термин Возрождение (Ренессанс) был введен для того, чтобы показать, что в эту эпоху возрождались лучшие ценности и идеалы античности - архитектура, скульптура, живопись, философия, литература. Но этот термин трактовался весьма условно, т. к. нельзя реставрировать все прошлое. Это не возрождение прошлого в чистом виде -- это создание нового с использованием многих духовных и материальных ценностей античности.

Последним периодом Возрождения  является эпоха Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот  в развитии европейской культуры.

Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран  и привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии. Это широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале 16 века в Германии и направленное на преобразование христианской религии.

Духовную жизнь того времени  определяла религия. Но церковь не смогла дать отпор вызову времени. Католическая церковь, имела власть над Западной Европой и несметные богатства, но оказалась в печальном положении. Возникнув как движение униженных  и порабощенных, бедных и гонимых, христианство в средние века стало  господствующим. Безраздельное господство католической церкви во всех сферах жизни  привело в итоге к ее внутреннему  перерождению и разложению. Доносы, интриги, сожжение на костре и пр. творились именем учителя любви и милосердия -- Христа! Проповедуя смирение и воздержанность, церковь непристойно богатела. Наживалась на всем. Высшие чины католической церкви жили в неслыханной роскоши, предавались разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала.

Одним из основателей реформаторского  движения можно считать чешского богослова Яна Гуса. Он выступал за ограничение и упрощение католического  богослужения, переведение его на национальный язык и за создание независимых  от Рима церквей. Гус нападал на церковь  как на чужеродное, паразитирующее образование. Целый ряд элементов, предвосхищавших реформу церкви, содержался в выступлениях многих мыслителей Ренессанса.

Родиной Реформации стала  Германия. Ее началом считают события 1517г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого  момента начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в  Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла  с таким размахом, что с ней  не может сравниться ни одно социальное движение средневековья. Своих новых  теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан  Кальвин (1509 - 1564), которого прозвали "женевским  папой. В конечном итоге Реформация породила новое направление в  христианстве, которое стало духовной основой западной цивилизации - протестантизм. Протестантизм освободил людей  от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом  человека. Религиозное сознание сменилось  светским мировоззрением. Религиозная  обрядность упростилась. Но главное  достижение Реформации было в той  особой роли, которая придавалась  личности в ее индивидуальном общении  с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Разными историками вопрос соотношения Возрождения и Реформации решается по-разному. И Реформация и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.

Эпоха Возрождения способствовала появлению независимого человека свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях  и поступках. В носителях протестантских идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.

Реформация упростила, удешевила  и демократизировала церковь, поставила  внутреннюю личную веру выше внешних  проявлений религиозности, придала  нормам буржуазной морали божественную санкцию.

Церковь постепенно утратила позицию «государства в государстве», ее влияние на внутреннюю и внешнюю  политику значительно уменьшилось, а позже и вовсе сошло на нет.

Учения Яна Гуса оказали  влияние на Мартина Лютера, который  в общем понимании не был философом  и мыслителем. Но он стал немецким реформатором, более того, основателем немецкого  протестантизма.

По словам Энгельса, Реформация была первой решительной битвой в борьбе европейской буржуазии против феодализма, первым актом буржуазной революции  в Европе.

Первый акт буржуазной революции  не случайно был разыгран в форме  религиозных войн. Чувства и сознание масс были целиком вскормлены той  духовной пищей, которую предлагала им церковь. В силу этого историческое движение, содержание которого составлял  переход от феодализма к капитализму, должно было принять религиозную  окраску. Одним из первых шагов рефор-мационного движения в Германии было выступление Мартина Лютера (1483-1546) против индульгенций. Лютер выступил против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и богом. "Бог, — писал Лютер, — не может и не хочет позволяв господствовать над душой никому, разве лиши самому себе". Человек может спасти душу только посредством веры, которая непосредственно даруется богом, без помощи церкви. Это учение Лютера о спасении, или оправдании верой в искупительную жертву Христа, стало одним из центральных догматов протестантизма.

Лютеранская реформация провозгласила  учение о всеобщем священстве, о  равенстве всех верующих перед богом. Под лозунгом восстановления традиций раннехристианской церкви было выдвинуто  требование упразднения обособленного  сословия священников, устранения монахов, прелатов, римской курии, т. е. всей дорогостоящей  иерархии. Требование дешевой церкви отвечало интересам бюргерства. Вместе с католической иерархией был отвергнут и авторитет папских декретов и посланий, решений соборов ("священное предание"), единственным авторитетом в вопросах веры было признано "священное писание''. Каждый верующий, согласно лютеранскому учению, вправе истолковывать его по своему разумению. Переведенная Лютером на немецкий язык Библия стала настольной книгой приверженцев реформированного христианства.

Центральное учение Лютера об "оправдании верой" вело к обмирщению религии. Отвергая церковную иерархию и особое священнодействие как путь "к  спасению души", это учение рассматривало  мирскую деятельность человека как  служение богу. Не в бегстве от мира, а в земной жизни человек должен был искать спасение. Отсюда - осуждение  монашества, безбрачия духовенства  и т. п. Из учения Лютера следовало, что  мирская жизнь человека и общественный порядок, который должен обеспечивать человеку возможность отдаваться вере, составляют важный момент христианской религии.

Реформационное движение было социально  неоднородным и очень быстро разделилось  на два лагеря, бюр-герско-умеренный, возглавляемый Лютером, и плебейско-революционный, крупнейшим представителем которого в Германии был Томас Мюнцер (ок. 1490-1525). Энгельс указывал, что религиозная философия Мюнцера во многом приближалась к атеизму, пантеистически отождествляя понятия "бог" и "мир", и что учение Мюнцера было направлено "против всех основных догматов не только католицизма, но и христианства вообще". Мюнцер призывал искать рай в земной жизни, требовал установить на земле царство божье, означающее "не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти" Лютеровскую формулу "оправдания верой" Мюнцер использовал для обоснования необходимости активных действий народных масс во имя осуществления социально-политической программы, которую Энгельс охарактеризовал как фантастическое предвосхищение коммунизма. Сторонники Мюнцера, особенно из секты анабаптистов (перекрещенцев), из равенства "сынов божьих" выводили требование гражданского равенства и устранения по крайней мере наиболее значительных имущественных различий.

Информация о работе Эпоха возрождения