Эпоха Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 22:57, доклад

Краткое описание

Эпоха Возрождения – Ренессанс (примерные границы - XIV - XVI вв.) – одна из самых ярких в истории человечества. В XVI веке культура Ренессанса стала общеевропейским явлением – прежде всего западноевропейским. Этот период ознаменован творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли

Вложенные файлы: 1 файл

Эпоха Возрождения.docx

— 16.19 Кб (Скачать файл)

Эпоха Возрождения – Ренессанс (примерные границы - XIV - XVI вв.) –  одна из самых ярких в истории  человечества. В XVI веке культура Ренессанса стала общеевропейским явлением – прежде всего западноевропейским. Этот период ознаменован творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это время гениальных творцов, время  решительного выхода человека за границы  традиционного общества, время утверждения  индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения дала миру десятки  имен, которые составляют славу мировой  культуры: Леонардо да Винчи, Монтень, Джордано Бруно,  Томас Мор, Макиавелли, и другие. 
 
Название эпохи и означает «возрождение античности». 
 
Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения является его ориентация на искусство. в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Период Ренессанса – это переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Высшей ценностью становится человек, что обусловило важнейшую черту культуры Возрождения – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. 
 
Философия Ренессанса «реабилитировала» мир и человека, поставила, хотя и не решила проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного, поколебала незыблемые ранее позиции церкви. Таким образом, был указан путь дальнейшего развития философии, культуры и науки.

Авторитет науки весьма существенно  отличается от авторитета церкви, так  как он пользуется средствами исключительно  интеллектуальными, не опирающимися на аппарат принуждения. Никакие кары не обрушиваются на головы тех, кто  отвергает авторитет науки, равно  как и никакие соображения  выгоды не влияют на тех, кто его  принимает. Он завоевывает умы исключительно  призывом к разуму.

В этот период изобретались и совершенствовались измерительные  приборы и инструменты. Галилео  Галилей конструировал телескоп и создавал первый термоскоп (прототип термометра). Николай Коперник разрабатывал гелиоцентрическую теорию. Поэты  и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий их мир и человека такими, какими видели их в действительности. Они искали опору в реалистическом искусстве  древних, особенно греков. 
 
В эту эпоху открытия многих ученых затормаживала возможность быть сожженными на костре,т.е. подвергнутыми инквизиции. Католическая церковь оказывала противодействие учению Николая Коперника (1473 - 1543) о гелиоцентризме. Жертвой преследования стал итальянский философ Джордано Бруно (1548 - 1600). Был предан суду инквизиции Галилео Галилей (1564 - 1642), которого обычно относят к основоположникам науки Нового времени. Он разделял возрожденческую идею самотворчества человека, одним из следствий которой явилось научное мировоззрение. Эта идея была представлена еще в учении Николая Кузанского (1401 - 1464), одного из глубочайших мыслителей Возрождения; по его мысли, сущность человеческой личности есть выражение ею всеобщего, т.е. Бога. Гуманистическая направленность Возрождения проявлялась в том, что научное мировоззрение эпохи было связано с проблемой человеческого существования. 
 
 
Важнейшим научным событием 16 в. стала революция Коперника в астрономии. Польский астроном Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира и не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал (геоцентризм как догадка родился еще в Древней Греции), как исходя из такой системы можно объяснить – гораздо лучше, чем ранее – все данные астрономических наблюдений. В 16 в. новая система мира, в целом, не получила поддержки в научном сообществе. Убедительные доказательства истинности теории Коперника привел только Галилей.  
 
Однако Коперник говорил, что центром планетной системы было не столько Солнце, сколько центр земной орбиты; 
 
·                   из всех планет Земля единственная двигалась по своей орбите равномерно, в то время как у остальных планет орбитальная скорость менялась, что Коперник объяснял комбинацией движения по большим и малым кругам. 
 
Галилей установил, что Млечный Путь состоит из большого количества звёзд, неразличимых невооружённым взглядом. Это открытие совершенно не умещалось в космологию Аристотеля, но вполне было совместимо с теорией Коперника, из которой следовала огромная удалённость звёзд. 
Одним из первых Галилей открыл солнечные пятна. Наблюдения над пятнами привели Галилея к выводу о вращении Солнца вокруг своей оси. Само существование пятен и их постоянная изменчивость опровергали тезис Аристотеля о «совершенстве» небес. 
 
Галилей показал, что видимые размеры планет в различных конфигурациях (например, в противостоянии и соединении с Солнцем) меняются точно в том соотношении, как следует из теории Коперника. 
 
Наоборот, при наблюдении звёзд в телескоп их видимые размеры не меняются. Этот вывод опровергал некоторые доводы оппонентов гелиоцентризма. 
 
Вторым направлением деятельности Галилея было установление новых законов динамики. Им была открыта инерция и принцип относительности, что позволило устранить традиционные возражения противников гелиоцентризма: если Земля движется, почему мы этого не замечаем?

Достоинство гносеологии  Джордано Бруно заключается в  том, что он не отрывает интуицию от других этапов познания, рассматривая его как единый процесс. Он считал, что нельзя доверяться ни мнению большинства, ни авторитетам, ни догмам веры. Единственным авторитетом должен быть разум и свободное исследование, где чувственный опыт проходит рациональную обработку. К чувственному восприятию мира Бруно также относится с предубеждением, поэтому в процессе познания на помощь чувствам приходит рассудок: опираясь на логику, он выводит общее из частного. Выше рассудка стоит интеллект, который через систему умозаключений дает общую картину мира. Высшей способностью человека является ум (дух), позволяющий созерцать Бога как Природу и Природу как Материю во всеобщем содержании. «Истина заключается в чувственном объекте, как в зеркале, в разуме – посредством аргументов и рассуждений, в интеллекте – посредством принципов и заключений, в духе – в собственной и живой форме». 
 
Отрицая официальную догматическую религиозность, Бруно искал Бога в «неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, в бесчисленных живых существах, которые живут, чувствуют, постигают и восхваляют величайшее единство». Догматической религиозности он противопоставил философскую религиозность.


Информация о работе Эпоха Возрождения