Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:13, шпаргалка

Краткое описание

1 Философия, ее предмет и функции 3
2 Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. 3
3.Возникновение, структура и основные характеристики философского знания 5
4 ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ 8
5.Основные философские школы и направления, критерии их классификации 8
6.Исторические формы материализма и идеализма. 10
Периодизация и типология 13
8.Философия Древней Индии: обзор философских школ и идей. 14

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 216.84 Кб (Скачать файл)

Именно в философии находим  мы концентрированное выражение  рефлексивной способности человеческого  мышления. Философия анализирует  сами средства постановки и решения  мировоззренческих проблем.

3.Возникновение,  структура и основные характеристики  философского знания

  История философии - это история  самосознания человеческой культуры, т.е.в конечном счете, сама мировая  история, но не в эмпирическом, а в сущностном,категориальном  выражении.Отражая историю человечества, в истории мировой философии ставились и решались разные проблемы, которые по-разному и ставились и решались.

Философское наследие актуально и  по сей день, имеет непреходящую ценность.Каковы исторические типы философии?

     Это:

-Философия древнего мира, включающая  в себя:

-Индийскую философию

-Китайскую философию

-Античную философию

-Философия средневековья

-Философия эпохи возрождения

-Философия нового времени 17 века

-Философия эпохи просвещения

-Европейская философия 19 века

-Современная философия 20 века.

Каждый из этих этапов философии  отличался рядом особенностей:

     * Античная философия  - развивалась под влиянием,

-С одной стороны - мифологии,

-С другой - формирующейся в Древней  Греции науки.

     * Средневековая философия  - развивалась в тесной взаимосвязи  с

религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.

     * Философия эпохи  Возрождения (15-16 в.в.) - развивалась под сильным воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной литературы; эстетический подход играет большую роль в формировании взглядов гуманистов.

     * Философия Нового  времени (17 в.) - для неё характерна  ориентация на науку. Причём  под наукой понимали экспериментально-математическое  естествознание, которое существенно  отличалось от античной и средневековой  науки, ещё не знавших эксперимента.

     * Философия эпохи  Просвещения (18 в.) - основывается  на критике религии,теологии, её  важной функцией явилась идейная  подготовка французской революции.Большое значение придаётся разуму как двигателю общественного

прогресса.

     * Европейская философия  19 века - выступила в качестве  «критической совести культуры»,  а её ведущие представители  не просто сумели проникнуть  в суть коренных интересов  современников, но и встала  на их защиту, включились в  борьбу за решение серьёзных  исторических задач. Этот период характеризуется тем, что мир начинает принимать форму индустриальной цивилизации - в странах Европы идёт смена общественно-политического строя (феодальные основы

общества меняются на капиталистические).

     * Философия 20 века - характеризуется  новым этапом западноевропейской,русской  философии и связями с именами  философов экзистенциалистов,неофрейдистов,  с идеями философии жизни, идеологии  франкфуртской школы и т.д.Новая эпоха с её ценностями и представлениями отразилась в философских учениях.По Гегелю философия есть «эпоха, отражённая в мышлении». При всём своеобразии

этапов философии в разные периоды  в развитии мысли сохранялась

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, что позволяет  говорить о ЕДИНСТВЕ историко-философского процесса.

Говоря о генезисе (греч. Genesis - происхождение, возникновение) следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно - мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы.Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции.

Философия и была одним из ответов  на это требование. Что она предлагала человеку?

* Новый тип самоопределения:  не через привычку, а через  собственный разум.

*  Философ говорил ученику:  не принимай всё на веру, думай  сам. На место обычая пришло  образование.

ВЫВОД:

Таким образом:

- Философия отражает трагическое  противостояние между традицией,  и новыми

отношениями (формированием права  и государства).

- Философия - именно такой тип  мировоззрения, который во все  времена

передавал в теоретической или  художественной форме крзисность эпохи  и

рождение новой культуры.

Структура философского знания                                                                                                           

В первые столетия своего существования  философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике - очевидно, считая их также разделами философии.                                                                                            

Несколько позже стоики разделили  философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это  деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась  по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал  имя «эстетика». Затем кантианцы  изобрели особое учение о ценностях - «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию». Уже  в XX веке на свет появились такие  дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др.                                         

Какого-либо общепринятого понимания  структуры философского знания в  настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры 

Основные разделы философского знания и их характеристика.

Философия изучает четыре основные раздела: онтология, гносеология, человек, общество.

 

Онтология - философское учение о  бытии вообще, бытии как таковом. Теория, лишенная всякой связи с  частными науками, построенная чисто  умозрительным путем, не обращаясь  к опытам. (Вольф 17 век) С развитием  естествознания подверглась критике  французскими материалистами.

 

Гносеология - теория познания, учение о сущности, закономерностях и  формах познания. Ее главные проблемы: каковы предмет и источники познания, что в его основе и что движет им, каковы методы и формы познания, что такое истина, каково отношение между познавательной и практической деятельностью людей и т.д. Различают две различные линии в решении основных проблем гносеологии - материалистическая и идеалистическая (в зависимости как решает мыслитель основной вопрос философии - что первично - бытие или сознание). Идеализм считает, что знание является первичным, предметный же мир истолковывается как нечто производное от знания (Юм, Кант). Материалисты считают, что первично бытие, а знание есть отражение бытия (немецкие мыслители 18-19 вв. - Гегель). Различие между философами во взглядах на познание связано и с тем, какие моменты в познавательном процессе считаются ими основополагающими. В соответствии с этим существуют линии:

 

Эмпиризм - усматривание в фактах основание  всего знания и сводящего теорию к описанию наблюдаемых фактов, Рационализм - преувеличение роли абстрактного мышления, теоретического познания, Иррационализм - противопоставление разуму, интеллекту интуицию как средство постижения предмета в его целостности.

 

В философии раздел, занимающийся исследованием проблем человека, называется "философской антропологией". Антропология - наука, которая изучает  биологические и рассовые особенности  человека, а философская антропология занимается изучением наиболее существенных объективно-научных и ценностных аспектов человека в природном, общественном и социальном его существе. Цель этих исследований - создание всеобщей концепции человека. Назначение философского знания о человеке - обеспечить теорию и практику наиболее общим видением человека. В современной антропологии можно выделить ряд основных решаемых ею задач и проблем: она выясняет связи концепции человека с социологической, социально-психической, этической и др. конкретными теориями о человеке; исследует проблемы родовых сущностных сил человека, представленных в его потребностях и способностях; объясняет происхождение человека и общества на Земле в процессе эволюции природы; анализирует деятельную сущность человека, его свободу и ответственность, ценности и идеалы; аргументирует гуманистический характер человека.

4 ОСНОВНОЙ ВОПРОС  ФИЛОСОФИИ

Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый  с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя  или сознание - и, во-вторых, как относится  знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное решение О. в. ф. возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, образовавшие лагерь материализма, признавали первичным материю, бытие  и вторичным - сознание и считали  сознание результатом воздействия  на него объективно существующего внешнего мира. Философы, составившие лагерь идеализма, принимали за первичное  идею, сознание, рассматривая их как  единственно достоверную реальность. Поэтому, с их т. зр., познание не является отражением материального бытия, а  есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа  ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т.п. Промежуточную, непоследовательную позицию в решении  О. в. ф. занимали дуализм, агностицизм. Прежней философии был присущ метафизический подход к решению О. в. ф., проявлявшийся либо в недооценке активности сознания, в сведении познания к пассивному созерцанию (метафизический материализм), в отождествлении сознания и материи (вульгарный материализм), либо в преувеличении активности мысли, в возведении ее в абсолют, оторванный от материи (идеализм), либо в утверждении их принципиальной несовместимости (дуализм, агностицизм). Только марксистская философия дала всестороннее диалектико-материалистическое, научно обоснованное решение О. в. ф. Первичность материи она видит в том, что: 1) материя является источником сознания, а сознание - отражает материи; 2) сознание - результат длительного процесса развития материального мира; 3) сознание есть свойство и функция высокоорганизованной материи - головного мозга; 4) существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи; 5) сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека; 6) сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием. Отмечая абсолютную противоположность материи и сознания лишь в пределах О. в. ф., марксизм-ленинизм одновременно указывает на их взаимосвязь и взаимодействие. Будучи производным от материального бытия, сознание обладает относительной самостоятельностью в своем развитии и оказывает обратное активное воздействие на материальный мир, содействуя его практическому освоению и преобразованию. Человеческое сознание, опираясь на практику, способно к достоверному познанию мира. Вопрос об отношении материи и сознания является О. в. ф., т.к. в силу своей общности охватывает все философские вопросы, определяя не только решение частных проблем, но и характер мировоззрения в целом, дает надежный критерий для различия основных философских направлений. Поэтому научная формулировка О. в. ф. позволяет последовательно провести принципы партийности в философии, четко разграничить и противопоставить материализм и идеализм, решительно отстаивать научное мировоззрение диалектического материализма.

5.Основные философские  школы и направления, критерии  их классификации

 К настоящему времени философия  прошла в своем развитии свыше  двух тысяч лет, за которые  сформировалось множество направлений  и школ, отстаивающих свою оригинальную  позицию по вопросам познаваемости  мира, человека, общества, культуры. К  историческим типам философии  относят: античную, средневековую,  философию эпохи Возрождения  и Просвещения, философию Нового  времени, Немецкую классическую  философию, неклассическую философию  и постнеклассическую.

 

Античная философия представлена такими направлениями и школами, как ионийская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.), италийская (Пифагорейский союз, школа элеатов  и Эмпедокл), атомистическая философия  Левкиппа и Демокрита, софистика (Протагор, Горгий), философия Сократа и сократические  школы (Антисфен, Аристипп, Диоген Синопский  и др.), философское учение Платона, философская система Аристотеля и эллинистическая философия  (эпикурейцы, скептики, стоики). Генезис античной философии восходит к проблеме поиска первопричины мира и места человека в нем, затем движется по пути логической формы познания, ее этического и политического значения, и в заключении определяется вопросами смысла жизни и достижения счастья. На всех этапах античная философия стремилась к предельной свободе духа.

Средневековая философия превратилась в инструмент религиозных споров о христологии (учении о человеческой и божественной сущности Христа), эсхатологии (учении о конце истории и Страшном Суде), креационизме (учении о творении мира Богом) и получила официальное  признание в определении тринитарной (Отец, Сын, Святой Дух) божественной сущности. Основной задачей философии в это время становится обоснование религиозных догматов, как-то: доказательство существования Бога, доказательство бессмертия души, оправдание Бога за существование зла в мире и др. В истории средневековой философии отмечают два периода и соответствующие им направления - патристику (учение отцов церкви), включающую в себя школы гностицизма, манихейства, апологетики, богословское наследие Аврелия Августина и схоластику (учение монастырских школ), когда, собственно, философия служила теологии в поиске рациональных путей истинности доказательств Бога и веры через спор об универсалиях (номинализм и реализм). В это же время на Востоке, получает развитие арабская и еврейская философия (Авиценна, Аверроэс и др.).

В эпоху Возрождения философы снова  возвращаются к «исследованию человеческого» (лат. studia humaniora), в противоположность  схоластическому «исследованию  божественного», и потому зовут себя «гуманистами» (Данте Алигьери, Франческо  Петрарка, Марсилио Фичино, Пьетро Помпанацци и др.). Философия в ту эпоху  проникается духом эмпиризма  и натурализма (Николай Кузанский, Бернардино Телезио, Джордано Бруно) - уважением к человеческим чувствам, доверием к чувственному опыту и  потребности научного постижения природы. Получают развитие социальные (утопические) теории (Томас Мор, Томмазо Кампанелла), призванные правовым путем обеспечить человеку счастье в государстве (Никколо Макиавелли, Жан Боден).

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"