Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:13, шпаргалка

Краткое описание

1 Философия, ее предмет и функции 3
2 Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. 3
3.Возникновение, структура и основные характеристики философского знания 5
4 ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ 8
5.Основные философские школы и направления, критерии их классификации 8
6.Исторические формы материализма и идеализма. 10
Периодизация и типология 13
8.Философия Древней Индии: обзор философских школ и идей. 14

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 216.84 Кб (Скачать файл)

В теории познания философ опровергает  скептицизм и субъективный идеализм. Объективное познание вещей возможно. Оно бывает двух видов: чувственное (сенсуализм) и разумное (рационализм). Но как взаимосвязаны эти виды познания, он толком не объясняет. Определенно  можно сказать лишь то, что рациональное ставится выше чувственного, так как  оно способно постигать общее.

Аристотеля считают отцом логики — как науки о законах мышления. Он сформулировал закон запрещения противоречия (А не есть не-Л) и закон  исключения третьего (А или не А — истинно, третьего быть не может). Очень близко подошел к определению двух других законов логики: тождества (А есть А) и достаточного основания. Отталкиваясь от законов логики, Аристотель развивает учение о силлогизме (правилах умозаключений) и теорию доказательств, в которой объясняет непреднамеренные (паралогизмы) и преднамеренные (софизмы) ошибки. Особое внимание уделяется изучению категорий (понятий), каждую из которых Аристотель рассматривает: а) как род бытия; б) как форму мысли; в) как высказывание.

В познании Аристотель выделял три  вида наук: 1) теоретические (стремятся  к знанию ради самого знания); 2) практические (стремятся к знанию как средству нравственного совершенствования  человека); 3) творческие, или продуктивные (стремятся к воспроизведению  конкретных объектов). Теоретические  или созерцательные пауки — это  метафизика, физика, психология, математика. Практические — этика и политика. Творческие «науки» — это различные виды искусства.

Проблематика практических паук у  Аристотеля определяется высшей целью  поступков человека. Это достижение «конечного блага», которое есть счастье. Счастье все понимают по-разному (наслаждения, богатство, слава и  т.д.).

Аристотель не отвергает материальные блага, но, по его мнению, не они приносят человеку счастье и составляют его  «конечное благо» как смысл жизни. Смысл жизни составляет совершенствование  себя как человека — существа разумного  и добродетельного. Добродетели  «не даются нам от природы», говорит философ, по природа дала нам возможность приобретать их самостоятельно — «в пашей власти быть нравственными или порочными людьми». Важнейшую роль в совершентвовании человека играют: воспитание благих привычек, благой фимер и стремление к мере («ничего слишком»).

Формы государственного устройства бывают правильными когда реализуется общее благо) — монархия, аристократия, неправильными (когда реализуется благо избранных) — тирания, олигархия, демократия. Монархия и тирания — власть одного. Аристократия и олигархия — власть большой группы (меньшинства). Полития и демократия — власть большинства.

Таким образом, сущность формы государственного устройства определяет не количество правящих, а качество, т.е. реализуемый принцип. Например, олигархия предполагает обогащение меньшинства за счет большинства. Аристократия — добродетельная власть меньшинства во благо большинства. Сам Аристотель отдавал предпочтение политии и монархии. Назначение и высшую цель правильного государства он видел в служении общему благу, в обустройстве счастливой жизни людей.

17. Период заката  греческой философии: школы, идеи, тенденции развития.

18. Период упадка  греческой философии: школы, идеи, тенденции развития.

Перипатетики

Философскую школу Аристотеля нередко  называют перипатетической школой (от гр. «прогуливаться»). После смерти основателя при его талантливом  ученике Теофрасте (IV — III вв. до н.э.) она продолжала развиваться и  превратилась в крупный культурный центр. Но философский статус школы  быстро падал. Ученики Аристотеля, даже самые способные, мало понимали его  философию. Это усугублялось тем, что  наиболее важные сочинения Аристотеля (записи его лекций) в силу ряда исторических событий после смерти Теофраста  временно оказались недоступны для  изучения. Лишь в I в. до н.э., когда Андроник Родосский выпустил первое систематическое  издание рукописей Аристотеля, появилась  возможность осмысления и разработки его учения.

Если в конце IV — III в. до н.э. перипатетики (Теофраст, Аристоксеп, Дикеарх, Стратой) еще пытались развивать отдельные  проблемы системы Аристотеля, то примерно с конца III в. до н.э. деятельность последователей, как правило, ограничивалась систематизацией, комментированием и изданием отдельных  сочинений учителя (Андроник Родосский, Боэпт Сидопский, Александр Афродисийский  и др.). К середине I тыс. н.э. перипатетики сходят с философской арены.

Эпикурейцы

Развитие идей атомистов продолжил  Эпикур (IV — III вв. до н.э.), явившийся  не просто одним из последователей Левкиппа и Демокрита, но ярким и  оригинальным философом. Его философская  школа называлась «Сад Эпикура». Уже  при жизни основателя она пользовалась большой популярностью, тем не менее историческая жизнь ее как в Греции, так и в Риме оказалась недолгой.

Философию Эпикур разделял на три  области: логика (каноника), физика (натурфилософия), этика. Предмет изучения логики —  критерии истинности и ложности. Они  у него сводятся к ощущениям и  чувствам «наслаждения — страдания». Это есть непосредственное восприятие, а оно, если уметь его фиксировать, по мнению Эпикура, всегда истинное. Мышление — восприятие опосредованное. Оно  может быть истинным и ложным, что  проверяется очевидностью и смыслом. Таким образом, в познании Эпикур тяготеет к сенсуализму.

Цель физики — изучение мироздания. Физика у пего в целом созвучна учению Демокрита об атомах. Но Эпикур вносит в пего существенную корректировку: атомы в своем движении могут отклоняться от вертикальной траектории (теория деклинации, т.е. отклонения атомов). Тем самым Эпикур с натурфилософской точки зрения обосновывает свободу воли человека: движение атомов души не имеет жесткой детерминации, поэтому действия человека не предопределены ни природой, ни богами. Отношение к богам у него неоднозначное. Традиционные представления о богах он не признавал. Говорил, что боги существуют, но они не то, что о них думают. Они бессмертны, блаженны, существуют в межмировом пространстве и не вмешиваются в дела людей.

Этика, согласно Эпикуру, предполагает изучение цели жизни человека. Эта  цель — счастье, суть которого —  наслаждение. Но не только чувственное. Высшее наслаждение есть душевное равновесие и невозмутимость духа (атараксия). При этом всякое удовольствие не должно возвышаться над мерой. Этический  идеал эпикурейцев — невозмутимый, безмятежный мудрец, который лишен  суеверий, не боится смерти (в посмертную жизнь они не верили), отрешен  от общественных проблем и умеет  соблюдать меру в наслаждениях. Довольно очевидно, что эпикурейские идеалы не лишены определенного эгоизма.

Наиболее значительные греческие  последователи Эпикура — Метродор, Гермарх, Филодем; римский — Тит  Лукреций Кар (I в. до н.э.).

Киники

Школа киников (циников) — одна из основных сократических школ. Понятие  это происходит либо от названия гимнасия Антисфена («Кипосарг» — «Зоркий  пес», по другой версии — «Резвые  собаки») — основателя школы, либо от греческого слова «кюпикос» —  собачий. К тому были основания. И Антисфен (У — IV вв. до н.э.), и Диоген Синопский (IV в. до н.э.) — другой главный представитель этого течения — считали, что философ должен жить, как собака, т.е. довольствоваться малым и быть независимым. Взяв за основу этику Сократа, киники довели ее до крайности, если не до абсурда. Не случайно Платон окрестил Диогена «безумствующим Сократом». Действительно, киники не просто стремились к предельному ограничению своих потребностей (в разумных пределах это всегда полезно), они отвергали все общественные устои, культурные, а нередко и нравственные ценности.

Тем не менее в практической философии киников был и позитивный элемент: стремление к добродетели как цели человеческой жизни, уважение к труду, преодоление зависимости от материальных благ, чувственных слабостей и социальных стереотипов, отрицание национальных и государственных границ (космополитизм), культивирование самообладания и силы духа.

Стоики

Название школы происходит от названия некоего помещения в Афинах в котором собирались ее приверженцы. Основатель — Зенон из Китиона (IV — Ш вв. до н.э.). Видные греческие стоики — Клеанф (IV — III вв. до н.э.), Хрисипп (III в. до н.э.), Панеций Родосский (II в. до н.э.), Посидоний (II — I в. до н.э.). Широкое распространение философия этой школы получила в Древнем Риме. Возможно, это единственное философское учение, в творческое развитие которого римляне внесли значительный вклад. Римские стоики: Сенека (I в. до н.э. — I в. н.э.), Эпиктет (I — II вв. н.э.), Марк Аврелий (II в. н.э.).

Натурфилософия стоиков особой оригинальностью не отличалась. Ее они преимущественно заимствовали из других школ. Основой всех вещей  считали два начала: материальное (пассивное, по выступающее как сущность) и духовное — логос (активное божественное). Логос (бог) понимался пантеистически. Он пронизывает всю природу и  выступает как всеобщий закон  необходимости. Отсюда жесткий детерминизм  в физике и фатализм в этике. Теория познания сенсуалистична: познание возникает  благодаря чувственному восприятию единичных вещей. Тем не менее стоики внесли большой вклад в развитие логики.

Центральное место в философии  Зенона и его последователей занимала этика. Поэтому учение стоиков в  своей сути не теория, а практическая философия, стиль жизни. Зенон призывает  «жить согласно с природой, а это  то же самое, что жить согласно с  добродетелью». Важнейшие добродетели  — это: разумность, умеренность, справедливость, доблесть. Мудрец-стоик должен быть невозмутимым, отрешенным от чувственных  удовольствий, бесстрашным, свободным  от власти внешнего мира над своим  духом, уметь спокойно принимать  удары судьбы и саму смерть. Философия  для стоиков есть наука умирать. Суровая историческая действительность эпохи эллинизма, а особенно периода  Римской империи, когда нравственное разложение достигло своего апогея, весьма способствовала распространению стоических идеалов, вдохновлявших па самообладание, бесстрастие и покорность судьбе.

Стоицизм просуществовал примерно до III в. н.э. и значительно повлиял  на раннее христианство.

Скептицизм

Одно из не очень влиятельных  течений в философии Древней  Греции (начинается с конца IV в. до н.э.), а позже (примерно со II—I вв. до н.э.) и Древнего Рима. У его истоков  стоял Пиррон из Элиды (IV — III вв. до н.э.). Крупные последователи —  Секст Эмпирик (II— Ш вв. н.э.), Энесидем из Кносса (примерно I в. до н.э.). Исходное положение скептиков — отрицание истинности любого знания. Познание бытия в силу его изменчивости недостижимо. Поэтому надо воздерживаться от определенных суждений — «ничего не утверждать». В моральной области какие-либо устойчивые истины и нормы тоже установить невозможно. Значит — живи как хочешь. Философское настроение скептиков пропитано агностицизмом. Мудрость для них заключается в молчании, которое в данном случае возникает не от глубоких познаний, а от бессилия в раскрытии тайн бытия. Появление и развитие скептицизма — характерная черта заката античной философии и всей культуры.

Эклектизм

Возникает примерно во II в. до н.э. как  следствие углубляющегося кризиса  античной философии. Эклектики не развивают  новых идей. Они стремятся к  соединению уже существующих теорий в едином учении. Но делают они это, как правило, неорганично, вырывая  из цельных философских систем отдельные  положения и механически их соединяя. Позитивное у эклектиков — направленность к философскому синтезу и систематизация возрастающего эмпирического материала. Видные представители: Филон’(П — I в. до н.э.), Антиох (II — I вв. до н.э.), Боэций из Сидона (II в. до н.э.), Посидоний (И — I вв. до н.э.), Цицерон (II —

I вв. до н.э.). Влияние эклектизма в Древнем Риме окажется более значительным, чем в Древней Греции периода эллинизма.

4.5.7. Неоплатонизм

Формируется в начальные столетия повой эры и активно развивается  в виде отдельных школ вплоть до VI—VII вв. Неоплатонизм — последнее  сильное, самостоятельное, оригинальное философское направление поздней  античности. Его основу составило  учение Платона, многие положения которого были творчески развиты неоплатониками. Основатель: Аммоний Саккас (II—III вв. н.э.). Наиболее яркие представители: Плотин (III в.), Порфирий (III—IV вв.), Ямвлих (III—IV вв.), Прокл (V в.). Жизненность неоплатонизма  во многом была обусловлена тем, что  он явился органичным сплавом теоретической  метафизики, религиозно-мистических  идей, восходящих к эзотерической  философии, и практической философской  этики как образа жизни.

Исходное положение философии  Плотина — высший божественный принцип (Единое — Благо). Космос устроен  иерархически. Единое путем эманации (истечения, нисхождения) образует Мировой Разум (или Дух) — прообраз мироздания и всех вещей. Эманация Разума порождает Мировую Душу — всеобщее жизненное начало. Душа порождает живые, одушевленные существа, которые преимущественно существуют па низшем уровне бытия — в физическом, материальном космосе, т.е. в природе. Физический космос — порождение, копия или модель высшего, идеального Космоса (Единое — Разум — Душа).

Цель человеческой души — достижение истинного божественного бытия, воссоединение с Единым. К платоновским методам возвращения к Единому (добродетель, диалектика, любовь) Плотин добавляет свой — путь мистического единения, «выхода из себя» (экстаз). Ведущую роль экстаз играет и в познании. Восприятие божественного принципа, невозможное чувствами и разумом, возможно особой иррациональной духовной способностью, т.е. в состоянии экстаза. Достигается он при подавлении всего телесного и чувственного в результате длительных и сильных духовных устремлений. Филон отождествляет экстаз с «божественной благодатью».

Античная философия прекращает свое существование с гибелью  Боэция, казненного в 524 г. Теодорихом, и с закрытием в 529 г. афинской Академии византийским императором  Юстинианом.

19. Формирование  христианской религиозной философии.  Периоды развития.

Два важнейших основания философии  Средних веков — это

христианская религия, в центре которой находилась Библия, и

античная философия.

Библия (Священное Писание, или  Откровение) в переводе с

греческого означает «книги». Действительно, она представляет

собой собрание множества различных  самостоятельных произведений.

Их разделяют па две части: Ветхий Завет и Новый Завет.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"