Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:13, шпаргалка

Краткое описание

1 Философия, ее предмет и функции 3
2 Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. 3
3.Возникновение, структура и основные характеристики философского знания 5
4 ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ 8
5.Основные философские школы и направления, критерии их классификации 8
6.Исторические формы материализма и идеализма. 10
Периодизация и типология 13
8.Философия Древней Индии: обзор философских школ и идей. 14

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 216.84 Кб (Скачать файл)

— они существуют до единичных  вещей в божественном разуме (ante res);

— они существуют в реальных вещах  как их воплощенная сущность (in rebus);

— они существуют после вещей  в головах людей как образованные ими понятия (post res).

Для философии Авиценны был характерен рационализм с материалистическими  тенденциями, которые вытекают из его  естественнонаучной ориентации. Он является основателем арабского перипатетизма, его учение соединяет в себе элементы философии Аристотеля с религией ислама.

Если Авиценна был королем арабской философии на Востоке, то королем  арабского Запада, существенно повлиявшим на европейскую философию, был Аверроэс (араб. Ибн Рушд, 1126–1196). По Аверроэсу, материальный мир вечен, бесконечен, но в пространстве ограничен. Бог так же вечен, как и природа, однако он не сотворил мир из ничего, как это провозглашает религия.

Аристотелевское истолкование возникновения  природы, согласно которому материя  как таковая является не действительностью, а возможностью, что на нее должна воздействовать форма, чтобы природа  возникла, Аверроэс интерпретировал  так, что формы не приходят к материи  извне, но в вечной материи все  формы потенциально содержатся и  постепенно в процессе развития выкристаллизовываются. Концепцию всеобщей градации и иерархии сущего между богом и человеком он перенял у Авиценны. Такая концепция, естественно была значительно более удалена от веры в божественное сотворение природы из ничего, которую проповедовав христианство и иудаизм.

Однако это не единственная проблема, по которой Аверроэс полемизировал  с исламской догматикой. Он отрицал и бессмертность индивидуальной души; при этом он исходил из идеи Аристотеля, согласно которой душа соединена с телом, как форма с материей, в каждом конкретном существе. Индивидуальная душа умирает вместе с телом, ибо с гибелью тела распадаются конкретные чувственные представления и память, присущие каждому отдельному человеку. Аверроэс различает пассивный и активный разум. Пассивный разум связан с индивидуальными чувственными представлениями человека, активный — имеет характер всеобщего, единичного интеллекта, который вечен. Только общий разум всего человеческого рода в его историческом развитии является бессмертным. Единичные души (разум индивида) участвуют в нем, содержат его, сам он, однако, является надличностным и по своей сути подобен божественному разуму. Это всеобщий активный интеллект земной сферы. Таким образом, Аверроэс онтологизировал высшую теоретическую способность человеческого духа.

Религиозное представление о бессмертии индивидуальной души бессмысленно. Высшую нравственную ценность Аверроэс видит  в учении, которое воспитывает  человека, чтобы он сам творил добро, а не в том, которое обусловливает  поведение человека ожиданием вознаграждения и наказания на том свете. Его  этика резко контрастирует с  учением Мухаммеда, которое, с одной  стороны, в живых красках описывает  адские муки, а с другой — обещает  небесные радости и блаженство в  виде мягкого ложа, вина и черноволосых девушек с большими глазами, ожидающие  верующих.

Отношение между религией и философией Аверроэс понимал следующим образом: высшая и чистая правда, которую  познает философ, в религии проявляется  в чувственных образах, что может  быть полезным для интеллекта простых, необразованных людей. Религиозные  же представления в интерпретации  философов простые люди понимают иначе, что и является содержанием  исходного пункта учения о так  называемой двойственной истине, одним  из создателей которого был Аверроэс. Однако полная истина лишь одна — это  истина философская. Смысл теории «двойственной  истины» заключался в стремлении сделать науку и философию  самостоятельными, избавить их от церковной  опеки.

Неудивительно, что философия Аверроэса (впрочем, как и философия Авиценны) была резко осуждена исламской ортодоксией, а его трактаты было предписано сжечь, что, однако, никоим образом не ослабило их влияния и не воспрепятствовало  их дальнейшему воздействию, как  происходило и в других подобных случаях.

Скептическая мистика. Развитие арабской философии сравнимо с развитием  христианской схоластики и в том, что как реакция на интеллектуализирование религии под влиянием аристотелизма  здесь тоже образуется мистическое  направление. Его представителем был интеллектуальный скептик, последователь суфитского мистицизма и аскетизма аль-Газали (лат. Альгазель, 1059–1111), современник Ансельма, на поколений старше Бернара из Клерво, имевшего схожие с аль-Газали взгляды. Главный интерес аль-Газали сосредоточивался на вере, которую он резко противопоставлял науке и философии. Свой скептический подход он демонстрировал в трактате «Опровержение философов», против которого энергично выступал Аверроэс. В этом трактате аль-Газали показывает вредное для веры влияние аристотелевских воззрении на науку и философию. Он отверг и принцип причинности, проявляющийся в мире естественным образом. Огонь не может быть причиной пожара, ибо является мертвым телом, которое ничего не может сделать; пожар вызвал бог, а огонь был лишь временным средством, но не причиной. Философия должна способствовать религии. Ориентация на мистику проходит через все его произведения. В познании, согласно его представлениям, позитивным является мистическое слияние с богом и откровение. Самыми худшими заблуждениями философов он считал отрицание сотворения мира богом, его всемогущества и справедливости, божественного провидения.

24.Общая характеристика  философии эпохи Возрождения.

1) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ  ВОЗРОЖДЕНИЯ.

 

Философия эпохи возрождения (14-16 века) это эпоха философии ране буржуазных революций. Она характеризуется: становлением в странах Западной Европы капиталистических  производственных отношений, рождением  новых классов (буржуазия и пролетарий). Свобода буржуазного предпринимательства  сказывается не только в экономической, но и политической, религиозной, научной, технической, философской и особенно в художественной.

В духовной сфере идет процесс освобождения культуры от религиозных идеологии  и церковных институтов. Философия  эпохи возрождения антропоцентрична. Человека, а не богу уделяется преимущественное внимание, хотя бог полностью и  не отвергается. Мыслители этой эпохи  интересует природа человека, его  самостоятельность и творчество. Человек трактуется как одухотворенная личность, которая как бы перенимает творческие функции бога. Он не просто творец, а творец и художник одновременно. Возлюбленным сюжетом живописи эпохи  возрождения становится богородица с младенцем.

 

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ  ВОЗРОЖДЕНИЯ.

 

1) Гуманизм - понимается воззрения  признающие ценность человека  как личность. Его права на  свободу, самовыражения, счастья  и развитияСхоластика вершину  нравственного совершенства видела  в его сопричастности богу (для  чего осуществлялся аскетический  подвиг).

Этика эпохи возрождения - это этика  благородства, заключающемся в доблести духа, а не богатства. Новая этика представляется этикой активной молодой буржуазии. Схоластика допускала преклонение перед авторитетом, этому противопоставляется право на поиск новой философии - научной истины. В эпоху возрождения создаются новые концепции о человеке, человек рассматривается не просто природным существом, а творцом самого себя, который сам определяет свое место в мире. В связи с этим гуманисты подвергают критике так называемый астрологический детерминизм. Согласно которому расположение звезд и других небесных тел полностью предопределяет все особенности человеческой жизни.

Детерминизм - взаимообусловленность.

2) Пантеизм - это философское учение отождествляющее бога и природу. Бог находится во всех объектах.

Философия данной эпохи тяготеет к  отрицанию божественного творения мира. Обожествление природы человеком .Она коренным образом пересматривает содержание таких понятий как бог, человек, природа. Бог философии возрождения это не бог ортодоксальный религии, он лишается свободы, он не творит мир из ничего, природа из служанки творения бога превращается в обожествленное первоначало вещей, наделение внутренними силами. Крупнейшим представителем пантеизма был Жор дано Бруно (1548-1600). Согласно его учению вселенная не сотворена богом, она существует вечно и не может исчезнуть, бог не противостоит природе, как творец и создатель, а находится в ней самой, как внутреннее деятельное начало.

 

3) Натурфилософия - философия природы,  т.е. совокупность онтологических  и космических проблем. Она  ставит и решает проблемы о  вечности и бесконечности вселенной,  самодвижение материи (природы)  материальности небесной субстанции, существование множества миров  и.т.д. 

25. Гуманизм и  антропоцентризм философии Возрождения.

 Философией эпохи Возрождения  называется совокупность философских  направлений, возникших и развивавшихся  в Ев¬ропе в XIV — XVII вв., которые  объединяла антицерковная и антисхоластическая  направленность, устремленность к  человеку, вера в его великий  физический и духовный потенциал,  жизнеут¬верждающий и оптимистический  характер.

 Гуманизм — мировоззрение,  в центре которого находится  идея человека как высшей ценности.

 Рост городов-республик привёл  к росту влияния сословий, не  участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев,  банкиров. Всем им была чужда  иерархическая система ценностей,  созданная средневековой, во многом  церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело  к появлению гуманизма — общественно-философского  движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его  активную, созидающую деятельность  как высшую ценность и критерий  оценки общественных институтов.

 В городах стали возникать  светские центры науки и искусства,  деятельность которых находилась  вне контроля церкви. Новое мировоззрение  обратилось к античности, видя  в ней пример гуманистических,  неаскетичных отношений. 

 Антропоцентризм— философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

 Антропоцентризм предписывает  противопоставлять феномен человека  всем прочим феноменам жизни  и Вселенной вообще. Лежит в  основе потребительского отношения  кприроде, оправдания уничтожения  и эксплуатации других форм  жизни. 

Известное выражение Протагора "Человек  есть мера всех вещей" называют ключевой фразой антропоцентризма греческой  философии. В Средние века был  очень распространен антропоцентризм  христианского толка, под которым  подразумевали, что человек - вершина  творения, венец его, и, соответственно, обязательства его - наибольшие. В  этом смысле христианство - антропоцентрическая  религия, т.к. строится вокруг человека.

 Теория о философия нового времени – это философия рационального антропоцентризма, согласно которому каждый человек представляет собой самостоятельную мыслящую субстанцию – действия и поведения его обуславливаются лишь его желаниями и мотивами.

26. Пантеизм и  натурфилософия эпохи возраждения.

Пантеизм - от греч. theos, что означает бог. Это религиозные и философские  учения, отождествляющие бога и мировое  целое. Пантеистические тенденции  проявлялись в еретической мистике  средних веков. Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения  и материалистической системе Спинозы, отождествившего понятие "бог" и "природа"

В эпоху Возрождения философия  вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается  к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое  отношение к природе как несамостоятельной  сфере. На первый взгляд происходит возвращение  к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, так  же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет  свою специфику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа трактуется пантеистически. В переводе с греческого «пантеизм» означает «всебожие». Христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный характер; он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которые ей в такой мере не были свойственны в античности. Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493–1541), видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ — растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил — с другой. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята, исходя из трех алхимических элементов — ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера — душе, а соль — телу. Подобно тому как в человеке всеми отправлениями тела «заведует» душа, точно так же в каждой части природы находится некое одушевленное начало — архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять.

27. Социально-философские  учения эпохи возрождения.

 Особое место в философии  Возрождения занимают концепции,  обращённые к проблемам государства:  основанные на реалистических  принципах политические теории  Никколо Макиавелли и социальные  утопии Томаса Мора и Томмазо  Кампанеллы.

  Одним из первых буржуазных  политических идеологов стал  Никколо Макиавелли (1469-1527) — государственный  деятель, писатель, историк. В  своем наиболее известном произведении "Государь" ("Князь") раскрывает  побудительные мотивы деятельности  людей — материальный интерес,  эгоизм. Эгоистическая природа человека  делает необходимым государственное  устройство общества («Цель оправдывает  средство»). Государство является  высшим проявлением человеческого  духа, а служение государству  смыслом и счастьем человеческой  жизни. Макиавелли полагает, что  лучшая форма государства —  республика, где каждый ответственен  за ее судьбу. В дальнейшем  под макиавеллизмом стали понимать  беспринципность, цинизм в достижении  политических целей («Государь»). Макиавелли рассмотрел вопросы: 1) «Что лучше: внушать людям  любовь или страх?» Ответ: «Лучше  внушать страх». 2) «Как государи  должны держать слово?» Ответ:  «Пока им выгодно».

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"