Шпаргалка по "Философии права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:57, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет философии права
2.Структура и функции философии права
3.Философия права в системе общественных наук
4.Типология правопонимания
5.Правовой позитивизм как тип правопонимания

Вложенные файлы: 6 файлов

1.Правовая онтология бытие права, формы существования права.docx

— 18.03 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

2.Правовая гносеология границы и возможности познания правовой реальности.docx

— 18.53 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

3.Правовая аксиологии ценность права и основные правовые ценности. Право и справедливость.docx

— 17.74 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

4.Правовая антропология личность и право. Человек как правовое существо. Гуманистическая природа права. .docx

— 21.80 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия Права Вопросы.docx

— 13.16 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия Права Ответы.docx

— 155.03 Кб (Скачать файл)

Правовые ценности — это  конкретные социально-правовые явления, правовые средства и механизмы. К  ним относятся:

● конкретное выражение собственной ценности права в практической жизни людей — безопасность человека в конфликтных ситуациях, определенность и гарантированность прав, обеспечение истины, правды при решении юридических вопросов;

● фундаментальные прирожденные права человека, основополагающие демократические правовые принципы;

● особые правовые средства и юридические механизмы (все то, что называется юридическим инструментарием), обеспечивающие ценность права, гарантированность прав, институты, выражающие оптимальное соотношение нормативного и индивидуального регулирования, и т.д.

 

Особый пласт правовых ценностей относится к частному праву. Цивильные институты собственности, сделок, разнообразных договорных обязательств — все эти и аналогичные  институты обеспечивают высокий  правовой статус автономной личности, приоритетную юридическую значимость индивидуальной воли.

Все более и более раскрываются ныне правовые ценности прецедентного  права, выражающие оптимальное приспособление правовых принципов к жизненным  ситуациям.

 

 

 

 

 

 

 

16.Онтологическая природа  права

Без четкого уяснения онтологической природы права, смысла и содержания понятия правовой реальности, знания основных форм бытия права невозможно понять феномен права в целом.

В истории философии сложилось  особое направление философских  размышлений о бытии в целом — онтология

от греч. оntos — сущее, бытие  и logos — учение) — учение о сущем. Ее главными понятиями являются категории  бытия и небытия, охватывающие природу, общество, человека, культуру.

Что же представляет собой  бытие с позиции онтологии? Бытие — одна из всеобщих философских категорий. Эвристическая значимость таких предельно широких понятий, как «бытие», «небытие», «действительность» и другие, заключается в том, что они позволяют через общее познать и понять конкретное, единичное. Бытие — это нечто существующее, это то, что есть. Противостоит бытию небытие — как ничто, как то, чего нет. Бытие следует рассматривать не в статике, а в динамике, как процесс. В ракурсе такого подхода можно выделить прошлое бытие — как-то, что было когда-то, но сейчас его нет, будущее бытие — как-то, что будет когда-то, но сейчас его нет, настоящее бытие — как то, что существует здесь и сейчас, как актуальное бытие, как сущее, которое именуется действительностью.

Прошлое, настоящее и будущее  бытие в своем единстве формируют реальность. Реальность — это совокупность существовавшего, существующего и могущего существовать во всех сферах природы и общества. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все, что есть. Ту часть реальности, которая вовлечена в жизнь человека, называют жизненным миром.

Часть жизненного мира называют повседневной реальностью — это  мир человека в системе различных  явлений, связанных с другими  людьми. Повседневная реальность, например, — это уборка квартиры, закупка продуктов, приготовление пищи, работа, учеба и т.п.

Повседневной реальности противостоит системный нормативно-оценочный мир

, подчиняющий человека, диктующий  ему моральные, правовые, политические  и другие правила и требования. Он регламентирует жизненный  мир человека (с такого-то возраста  можно идти в школу, вступать  в брак, привлекаться к уголовной  ответственности, участвовать в  выборах органов власти и т.д.), предписывает, как вести себя, скажем, по отношению к старшим, женщинам, нуждающимся в помощи.

Повседневная реальность и системный мир формируют жизненный мир как реальность, в которой осуществляется жизнедеятельность человека. Одно из важнейших мест в нем принадлежит правовой реальности.

Правовая реальность не представляет какую-то субстанциональную часть реальности, а является способом организации и интерпретации определенных аспектов социальной жизни, бытия человека. Но этот способ настолько существенен, что при его отсутствии распадается сам человеческий мир. Бытие права

отличается от бытия собственно социальных объектов. Ибо мир права  — это мир долженствования, а  не существования. Введение в правоведение категории «правовая реальность» позволяет рассматривать право не просто в качестве надстроенного явления (общественного отношения, института, формы общественного сознания), а как особый мир, автономную область человеческого бытия, имеющую собственную логику и закономерности, с которыми нельзя не считаться. Таким образом, смысл проблемы правовой реальности заключается в выяснении вопроса о бытии права.

В то же время следует учитывать  специфичность онтологии права, поскольку бытие права — это  «бытие-долженствование». Право —  это сфера должного, то есть того, чего в привычном смысле нет, но реальность которого, тем не менее, значима для  человека.

Правовая реальность представляет собой систему, существующую в рамках человеческого бытия. Как любая система она состоит из элементов, наделенных индивидуальными функциями.

С точки зрения элементного  подхода правовая реальность представляет собой надстроечное явление, включающее правовые учреждения, правовые отношения  и правовое сознание.

Правовые учреждения — это специально созданные государством органы и организации, которые регулируют правовые отношения, формирующие у граждан правовое сознание, обеспечивающие правопорядок, функционирование права, принятого в государстве. К ним относятся суды, прокуратура, исправительно-трудовые учреждения, органы дознания и др. Исследованием правовых учреждений занимается юридическая дисциплина «Правоохранительные органы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Правовая реальность: понятие структура

Правовую систему можно  определить как целостный  комплекс правовых явлений, ооусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый  людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей

Правовая система - это  целостное, функционально-структурное  состояние правовой действительности в целом.

При изучении данной темы целесообразно  использовать системный подход, который  позволяет различать пять уровней  правовой системы: субъектно-сущностный; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.Право в системе  социальных норм

Право -- это совокупность установленных или санкционированных  государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых  обеспечивается мерами государственного воздействия.

Социальные нормы - правила, регулирующие поведение людей, деятельность организаций в их взаимоотношениях. Социальные нормы имеют общий  характер, регулируют типичные ситуации и рассчитаны на многократное применение. Система социальных норм общества призвана обеспечить общественный порядок. В  системе социальных норм выделяют, помимо правовых норм, моральные нормы (правила поведения с точки  зрения добра и зла), религиозные  нормы (правила поведения, регулирующие отношения между людьми через  призму божественного начала), корпоративные  нормы (правила поведения, регулирующие отношения людей в организациях), обычаи и традиции (стихийно сложившиеся  правила поведения, закрепившиеся  в результате многократного повторения, зачастую передаваемые из поколения  в поколение), ритуалы и обряды (символические действия), а также  деловые обыкновения, договорные нормы  и т.п. Несоциальные (технические, производственны, сельскохозяйственные, санитарно-гигиенические) и другие нормы регулируют отношение  человека к природе, технике, материальным объектам.

Право в системе социальных норм

 

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными  нормами, как элемент системы  социального нормативного регулирования. В данном случае система рассматривается  как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики.

 

Непосредственно человека могут  касаться и несоциальные нормы. Например, норма температуры человеческого  тела. Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в  обществе. Для них характерны следующие  черты:

 

1. Социальность. Они регулируют  социальные сферы, которые включают  в себя:

а) людей;

б) общественные отношения, то есть отношения между людьми и  их коллективами;

в) поведение людей. Таким  образом, социальные нормы формируют  социальные структуры и регулируют социально значимое поведение человека.

2. Объективность. Общество  как сложный социальный организм (система) объективно нуждается  в регулировании. Социальные нормы  складываются исторически, закономерно,  под давлением социальной необходимости.  Они возникают как результат  нормативного обобщения, нормативной  фиксации устойчивых повторяющихся  общественных связей и актов  взаимодействия между людьми. Потребность  в закреплении и воспроизведении  этих необходимых обществу отношений и актов деятельности человека и порождает феномен социально-нормативного регулирования.

 

В то же время следует учитывать  значение субъективного фактора  в становлении социальных норм. Они  не могут возникнуть, не пройдя, не преломившись через общественное сознание: необходимость  тех или иных социальных норм должна быть осознана обществом.

 

3. Нормативность. Социальные  нормы имеют общий характер, действуют  как типовые регуляторы поведения.  Их адресаты определены не  конкретно (поименно), а путем  указания на их типовые признаки (возраст, вменяемость или, например, общие требования к статусу  юридического лица). Нормативность  проявляется и в неоднократности  действия социальных норм:

 

социальная норма вступает в действие всякий раз, когда возникает  типовая ситуация, предусмотренная  как условие ее вступления в процесс  регулирования. Здесь надо заметить, что социальные нормы всегда по содержанию определены, но типовым образом, как  общая модель поведения.

4. Социальные нормы есть  меры свободы индивида, устанавливающие  пределы его социальной экспансии,  поведенческой активности, способов  удовлетворения интересов и потребностей.

5. Обязательность. Социальные  нормы как нормативное выражение  социальной необходимости всегда  в той или иной мере обязательны,  имеют предписывающий характер.

6. Процедурность. Социальному  регулированию присуща процедурность,  то есть наличие тех или  иных процедурных форм, детально  регламентированных порядков реализации, действия социальных норм.

7. Санкционированность. Каждый  нормативный регулятор имеет  механизмы обеспечения реализации  своих предписаний.

8. Системность присуща  как отдельным нормам, так и  их массиву в масштабе общества. Во всяком случае, общество должно  стремиться к формированию такой  системы, совершенствованию ее  системных качеств, налаживанию  взаимодействия между видами  социальных норм.

 

Основными социальными регуляторами являются право и мораль (см. об этом отдельный вопрос настоящего пособия).

 

Политические нормы. В  широком смысле политическими можно  назвать и правовые нормы. Хотя существует точка зрения, что инструментом политики является закон, а право таковым  считать нельзя: оно имеет естественную основу и выступает мерой свободы  индивида в обществе.

 

Политические нормы выделяются прежде всего по содержанию и сфере  действия, предмету регулирования. Поэтому  они могут содержаться не только в политических документах (политических декларациях, манифестах и т. п.), но и в нормативно-правовых актах, актах  общественных организаций, быть нормами  политической этики (морали). Когда  политическая норма закреплена в  нормативном юридическом акте, она  будет юридической нормой политического  содержания. В этом смысле конституции  государств выступают как нормативные  политико-правовые акты.

 

Политические нормы формируются  в сфере общественного сознания на основе политических представлений, принципов, оценок, ценностных ориентаций. В этом смысле политические нормы  выступают результатом осознания  субъектами политики особых интересов (прежде всего экономических) своей  социальной группы. И здесь можно  усмотреть единый источник формирования политических и правовых норм - отношения  собственности.

 

Политические нормы регулируют отношения и деятельность субъектов  политики: народов, наций, классов, отдельных  политиков, граждан и государства  и др.

 

Обычаи - это правила поведения, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и  в результате многократного повторения вошедшие в привычку. Для них характерны следующие черты:

 

а) живут в общественном сознании (а именно - в общественной психологии);

б) с точки зрения регулятивных особенностей им в наименьшей степени  присуще внешнее, то есть предписывающее регулирование; они проникают в  сферу индивидуального сознания даже глубже, чем нормы морали;

в) складываются спонтанно, в  результате многократного повторения одних и тех же актов поведения;

г) представляют собой точные модели ("слепки") тех отношений  и актов поведения, которые обычаи нормативно обобщают. Отсюда их конкретность, детализированность;

д) каждый обычай имеет социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Однако обычай и в  этом случае может продолжать действовать  в силу привычки;

е) имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по местности) сферу  действия;

ж) в качестве средств обеспечения  выступают сила привычки и общественное мнение;

Информация о работе Шпаргалка по "Философии права"