Шпаргалка по "Философии права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:57, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет философии права
2.Структура и функции философии права
3.Философия права в системе общественных наук
4.Типология правопонимания
5.Правовой позитивизм как тип правопонимания

Вложенные файлы: 6 файлов

1.Правовая онтология бытие права, формы существования права.docx

— 18.03 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

2.Правовая гносеология границы и возможности познания правовой реальности.docx

— 18.53 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

3.Правовая аксиологии ценность права и основные правовые ценности. Право и справедливость.docx

— 17.74 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

4.Правовая антропология личность и право. Человек как правовое существо. Гуманистическая природа права. .docx

— 21.80 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия Права Вопросы.docx

— 13.16 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия Права Ответы.docx

— 155.03 Кб (Скачать файл)

 

Позитивистские доктрины нередко происходят из неопределённостей, порождённых разнообразием позитивных прав и представлением, что любая  идея справедливого, если к ней применимы  эпитеты «неизменная» и «универсальная», оказывается, как следствие, искусственной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Естествено – правовой  тип правопонимания. Типологии концепции  естественного права

Понятие есте́ственное пра́во (лат. lex naturalis) - во-первых, как совершенная  идеальная норма — несовершенной  существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и  потому неизменная — изменчивой и  зависящей от человеческого установления.

Определяющее значение для  различных концепций естественноправового (юснатуралистского) типа правопонимания имеет различение естественного  права и позитивного права.

Такое различение в разных концепциях прошлого и современности  выражается и в иных формулировках  и терминах. Например, естественное право нередко обозначается как  право по природе, как неизменное право, как подлинное право, как  разумное право, как философское  право, как идея права, как право  в собственном смысле, как правильное право и т.д. Соответственно и  позитивное право обозначается по-разному: как искусственное (неестественное) право, как человеческое право, как  волеустановленное (волевое) право, как  изменчивое право, как условное право, как неподлинное право и т.д.

В истории  философии были три различные  концепции источников естественного  права:

1. Первая концепция возводит естественное право к божественному промыслу, как своему источнику.

2. Концепция рассматривает естественные законы как привычки или даже инстинкты всех одушевленных существ.

3. Источником естественного права считают разум человека, перенося, таким образом, источник в человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Юридический либертаризм

Юридический либертаризм  различает право и официальную  форму признания и выражения  права (и других социальных норм). Право  – это нормы, которые являются правовыми независимо от законной, официальной формы их выражения. Законы и другие официальные акты служат лишь формой правовых (и неправовых) норм. Критерием различения правовых и неправовых или правонарушающих  законов являются фундаментальные  принципы правовой свободы – естественные и неотчуждаемые права человека

В основе либертарно-юридического типа правопонимания лежит принцип  формального равенства.

Либертарно-юридическое правопонимание включает в себя не только понимание  права (как сущности права, так и  правового явления в форме  правового закона), но и правовое понимание государства как институционально-властной формы выражения и действия принципа формального равенства, как правовой формы организации всеобщей публичной  власти.

Понятие "равенство" представляет собой определенную абстракцию, т.е. является результатом сознательного (мыслительного) абстрагирования от тех различий, которые присущи  уравниваемым объектам. Уравнивание  предполагает различие уравниваемых объектов и вместе с тем несущественность этих различий (т.е. возможность и  необходимость абстрагироваться от таких различий) с точки зрения соответствующего основания (критерия) уравнивания.

Так, уравнивание разных объектов по числовому основанию (для определения  счета, веса и т.д.) абстрагируется от всех их содержательных различий (индивидуальных, видовых, родовых).


 

 

Согласно либертарно-юридическому (формально-юридическому) правопониманию, право – это форма отношений  равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального  равенства участников данной формы  отношений. Везде, где есть (действует) принцип формального равенства (и  конкретизирующие его нормы), там  есть (действует) право, правовая форма  отношений. Формальное равенство как  принцип права и есть правовое начало, отличительное свойство и  специфический признак права. В  праве нет ничего, кроме принципа формального равенства (и конкретизации этого принципа). Все, что выходит за рамки этого принципа и противоречит ему, является неправовым и антиправовым.

 

Равенство представляет собой  определенную абстракцию, т.е. является результатом сознательного (мыслительного) абстрагирования от тех различий, которые присущи уравниваемым объектам. Уравнивание предполагает различие уравниваемых объектов и вместе с  тем несущественность этих различий (т.е. возможность и необходимость  абстрагироваться от таких различий) с точки зрения соответствующего основания (критерия)уравнивания.

 

 

8.Виды права: естественное, позитивное и гуманистическое  их соотношение

Понятие есте́ственное пра́во (лат. lex naturalis) - во-первых, как совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и зависящей от человеческого установления.

Естественное право — одно из широко распространённых понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Е. п. выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политическом обществе правовой системы и закрепляемого ею строя общественных отношений.

ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО (англ. positive law) - действующее право как совокупность нормативных правовых актов. П.п. называют также положительным правом. От П.п. отличают правовые воззрения и представления о желательном праве, распространенные в обществе, правовые требования, проекты правовых актов и т.п., не являющиеся действующими юридическими нормами. Если вопрос, возникший в практике, рассматривается с точки зрения П.п., то говорят: de lege lata (по существующему закону); если вопрос рассматривается с точки зрения желательного, проектируемого закона, который на момент его рассмотрения не издан, то говорят: de lege ferenda (по будущему предлагаемому закону).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Способы обоснования  права 

Способы обоснования права: объективизм, субъективизм, интерсубъективность

Правовой объективизм

Мировоззренческо-методологическим основанием правового объективизма выступает материалистическая установка  выведения всех идеальных смыслов  из "жизни", из объективной реальности. Поэтому правовой объективизм рассматривает  право как часть иной, чем оно  само, реальности. Здесь право предстает  как "погруженное" в глубь действительности, в жизнь. Правопорядок и правосознание  объясняются "снизу", из их жизненного значения. Правовая реальность рассматривается  как реальность общественных отношений, в глубине которых следует  искать основания права, разгадку тайны  его сущности.

Правовой субъективизм

Представляет собой наиболее развитую и аутентичную форму  естественно-правового мышления (в  его классическом варианте). К нему могут быть отнесены те концепции  естественного права, которые освободились от "приземляющего" их натурализма  и в обосновании права сосредоточились  на субъекте как носителе "должного". В основном это нравственно-философские  концепции, которые подчеркивают де-онтологическую природу права и предлагают более  адекватный этой природе метод обоснования  права. В попытках обоснования права  они исходят из субъекта, его сознания. Для них характерен взгляд на правовую реальность "сверху", из духовно-идеальной  сферы. Источник правосознания, а следовательно, и правопорядка выводится из идеи, или смысла права, которые открываются  в сознании (разуме) субъекта.

Благодаря такой установке  субъективизм ближе всего подходит к выявлению собственной природы  права, не сводимой к сущности общественных отношений. Он ориентируется на свободу  и творческую активность субъекта. Однако им абсолютизируется роль субъективности, в результате чего утрачивается связь  права с жизнью, затрудняется учет актуально существующих условий  в данном обществе.

 

Интерсубъективность как способ обоснования права может быть представлена в качестве парадигмы (образца) современных концепций естественного права.

Эти концепции стремятся  преодолеть характерное для классической философии права противопоставление объекта и субъекта, бытия и  сознания, а следовательно, учета  объективных условий и идеи права  в процессе создания и применения законов. Принцип интерсубъективности  означает, что смысл права не растворяется в сознании субъекта или во внешнем  социальном мире, а раскрывается во взаимодействии (коммуникации) субъектов (по крайней мере, двух, а в принципе - всех). Основной конструкцией правопонимания здесь оказывается договор.

Характерный для неклассических концепций естественного права  принцип интерсубъективности выражает особенности современного социогуманитарного познания, например: переход от концепции  моносубъекта (индивида или общества) к концепции полисубъекта, проявляющегося в дискурсе.

 

10.Формы бытия (существования)  права

Анализ правовой реальности позволяет выделить в нем следующие  формы бытия права, которые в  совокупности выражают динамику правовой реальности:

а) мир идей: идея права;

б) мир знаковых форм: правовые нормы и законы;

в) мир взаимодействий между  социальными субъектами (правовая жизнь).

Что же представляет собой  право? Решение этой проблемы следует  искать на пути дополнения статистического  аспекта анализа структуры правовой реальности динамическим аспектом, что  дает возможность проследить саморазвитие права, развертывание его сущности через ряд определений. Важнейшими среди них являются:

а) абстрактно-общие определения (правовые идеи и принципы);

б) конкретно-общие определения (формально-позитивные правовые нормы);

в) материально-конкретные определения (прежде всего судебные решения);

г) социально-предметное воплощение в позитивно-правовом поведении  субъекта.

В самом сжатом виде динамическая структура правовой реальности, как  теоретическое воспроизведение  процесса осуществления права, может  быть представлена следующие образом.

Идея права является исходным логически первым компонентом правовой реальности. Здесь не ставится вопрос о том, что лежит в основании  этой идеи: природа человека, разум, объективный порядок ценностей, социальные отношения или воля и  мудрость Бога. Идея права представляет собой наиболее общее, абстрактное  выражение сущности пра- его "проект" или задачу ("регулятивная идея"). Она представляет собой идеальный  аспект бытия права, его форму (в  аристотелевском смысле).

В структурном плане идея права предполагает наличие:

а) субъективной (антропологической) компоненты, то есть содержит информацию о том, кто способен быть субъектом  права, на кого оно ориентируется. Таким  субъектом является тот, кто умеет  отличить ценное от неценного;

б) аксиологической компоненты, то есть представляет собой систему  ценностей, реализующихся в праве, интегрально выражаемую в понятии  справедливости;

в) деонтологической компоненты, то есть выступает в виде идеи долженствования, выражающей единство прав и обязанностей.

Субъекты правотворчества, осознавая, что люди не могут или  не хотят следовать религиозным, моральным и даже наиболее простым  культурным нормам, формируют тот  минимум требований, который можно  поддерживать при помощи организованного  насилия.

Правовая идея есть данность нашего сознания, имеющая, определенный смысл, выражающий в самом общем  плане момент долженствования. Идея права обладает лишь потенциальной  действительностью, в отличие от позитивного права, но эта потенциальность столь существенна, что задает нормативную силу позитивному праву.

Вторым элементом правовой реальности является закон (правовые нормы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Специфика процесса  правового познания. Герменевтика  и право.

 

Философия права ориентирована  не на познание всего бытия как  целостной системы, а лишь на ограниченную его часть — правовое бытие. Она разрабатывает пути, методы и средства познания не всего бытия (природы, общества, мышления), а лишь ограниченной сферы этого бытия — правовой действительности. По степени общности различают:

1) философские методы;

2) общенаучные методы;

3) специальные методы конкретных  наук.

Философские методы — это предельно общие методы, к которым относятся диалектический, исторический, логический, системный, аксиологический, метафизический.

Диалектический метод предполагает:

1) объективность — рассмотрение правовой реальности такой, какова она есть на самом деле, а не какой ее хотелось бы видеть;

2) всесторонность, которая подходит к изучению правовой реальности с максимально возможных позиций, учитывая как можно больше связей и зависимостей, а среди этого множества выделять главные, определяющие;

3) развитие — исследование правовой реальности не как застывшей данности, а как процесса.

Диалектический метод  при исследовании правовой реальности использует законы диалектики. Они  подразделяются на основные и неосновные законы.

Основные законы диалектики — закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания — выполняют методологическую функцию в исследовании правовой реальности.

Неосновные законы диалектики позволяют исследователю или законодателю:

обнаружить или обеспечить единство содержания и формы правовых феноменов;

не допустить формализма (доминирования формы над содержанием);

выявить подлинные причины  изменения правовой реальности и  предвидеть следствия;

различить причины, повод  и предлог происходящих изменений;

видеть за внешними проявлениями сущность правовой ситуаций;

понять, что единичные  факты не существуют изолированно от общего состояния, а общее проявляет  себя только через единичное, что  случайные события, накапливаясь, неизбежно  ведут к закономерному, а в  каждой закономерности присутствует элемент  случайности и т.д

Информация о работе Шпаргалка по "Философии права"