Шпаргалка по "Философии права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:57, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет философии права
2.Структура и функции философии права
3.Философия права в системе общественных наук
4.Типология правопонимания
5.Правовой позитивизм как тип правопонимания

Вложенные файлы: 6 файлов

1.Правовая онтология бытие права, формы существования права.docx

— 18.03 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

2.Правовая гносеология границы и возможности познания правовой реальности.docx

— 18.53 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

3.Правовая аксиологии ценность права и основные правовые ценности. Право и справедливость.docx

— 17.74 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

4.Правовая антропология личность и право. Человек как правовое существо. Гуманистическая природа права. .docx

— 21.80 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия Права Вопросы.docx

— 13.16 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия Права Ответы.docx

— 155.03 Кб (Скачать файл)

1. Предмет философии  права

Правова́я филосо́фия (или  филосо́фия пра́ва) — раздел философии  и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его  сущности и понятия, его оснований  и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни  человека, общества и государства, в  судьбах народов и человечества.

 

Философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве  как специфической форме социального  бытия людей и особом типе социальной регуляции. Правовая тематика, как известно, изучается всей юридической наукой, предметом которой является так  называемое позитивное (положительное) право. Философия права, исследует  смысл права, его сущности и понятия, его оснований и места в  мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов  и человечества. Более точно, выразим  так: предмет философии права - это право и закон в их различении, соотношении и искомом единстве

Такое понимание сущности права дает основание для конкретизации  приведенных выше определений предмета философии права в следующем  виде: предмет философии права - это формальное равенство и формы его проявления. Поскольку всякое равенство в социальной (в том числе и правовой) сфере - это именно формальное равенство, приведенное определение можно сформулировать в более краткой форме: предмет философии права - это принцип равенства и его проявления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Структура и функции  философии права

Структура философии права

К основным компонентам философии  права как научной дисциплины относятся:

1) онтология права как учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности; как учение о праве, правовых нормах, юридических законах, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и других феноменах правовой реальности;

2) антропология права, в которой рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т.д.;

3) гносеология права как учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности; о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве;

4) аксиология права как учение о смысле права как ценности; о соотношении утилитарного и неутилитарного, научного и идеологического в праве; о праве как справедливости и общем благе;

5) в структуре философии  права можно выделить и прикладной  раздел или философско-правовую праксиологию как учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности.

Функции философии права

Как и любой другой философской  дисциплине, философии права присущ ряд функций.

1.Важнейшая из них — онтологическая. Суть ее проявляется в том, что философия права сама, своими средствами исследует природу и сущность правовой реальности, ее способы и формы существования.

2.Мировоззренческая функция философии права заключается в формировании у человека общего взгляда на мир права, правовую реальность, т.е. на существование и развитие права как одного из способов человеческого бытия. Она определенным образом решает вопросы о сущности и месте права в мире, его ценности, значимости в жизни человека и общества в целом или, другими словами, формирует правовое мировоззрение человека.

3.Методологическая функция выражается в том, что философия права выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальности, вооружает конкретные юридические науки и отдельного человека системой научных методов познания и преобразования правовой реальности.

4.Аксиологическая функция философии права заключается в разработке представлений о правовых ценностях, таких как свобода, равенство, справедливость, а также представлений о правовом идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности, критика ее структуры и состояний.

 

5.Воспитательная функция философии права реализуется в процессе формирования правосознания и правового мышления через разработку собственно правовых установок, в том числе такого важного качества культурной личности, как ориентация на справедливость и уважение к праву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Философия права в  системе общественных наук

  Степень развитости  философии права и ее место  в системе наук зависят от  общего состояния философии и  юриспруденции в обществе. Имеют  также значение степень развитости  и места в обществе политики, идеологии, религии, научного  знания, междисциплинарных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Типология правопонимания 

Значение типологии обусловлено  тем, что именно определенный тип  правопонимания определяет парадигму, принцип и образец (смысловую  модель) соответствующего философского познания права и государства, собственно теоретико-правовое содержание, предмет  и метод соответствующей концепции  философии права.

Типологию правопонимания, т.е. определенную классификацию различных  видов трактовки права и их разбивку на однотипные (однородные) группы, можно проводить по разным основаниям (критериям). С точки зрения сформулированного  нами определения предмета философии  права существенное значение имеет  выделение следующих трех типов  правопонимания: легистского, естественноправового и либертарно-юридического.

1.Легистский тип правопонимания

Для легистского типа правопонимания характерно отождествление права (как  определенной объективной сущности, независимой от воли и произвола  официальной власти) и закона (как  принудительно-обязательного установления власти). Право, согласно легизму, - это  произвольный продукт государства, его приказ (принудительное установление, правило, акт, норма).

Для легизма и в целом "юридического позитивизма" весьма характерны пренебрежение правами  человека и гражданина, апология власти и гипертрофия ее нормотворческих  возможностей. В этом смысле легизм представляет собой нормативное  выражение авторитаризма. Пафос  и устремления легизма - подчинение всех властно-приказным правилам и  установлениям. Здесь повсюду господствует взгляд на человека как на подчиненный  объект власти, а не свободное существо.

2.Естественноправовой тип правопонимания

Определяющее значение для  различных концепций естественноправового (юснатуралистского) типа правопонимания имеет различение естественного  права и позитивного права.

Такое различение в разных концепциях прошлого и современности  выражается и в иных формулировках  и терминах. Например, естественное право нередко обозначается как  право по природе, как неизменное право, как подлинное право, как  разумное право, как философское  право, как идея права, как право  в собственном смысле, как правильное право и т.д. Соответственно и  позитивное право обозначается по-разному: как искусственное (неестественное) право, как человеческое право, как  волеустановленное (волевое) право, как  изменчивое право, как условное право, как неподлинное право и т.д.

Для сторонников юснатуралистского  подхода естественное право (в его  религиозной версии или светской трактовке с позиций философии  права, юриспруденции, этики, социальной философии и т.д.) как единственно  подлинное, разумное, нравственное и  справедливое право дано самой природой и коренится в объективной  природе - в природе бога или человека, в физической, духовной или социальной природе, в "природе вещей" и  т.д.

Естественноправовому подходу  присущи как достоинства теоретического и практического порядка (поиски объективной сущности права, провозглашение естественной свободы и равенства  всех людей, неотчуждаемых прав и  свобод человека, идей правового государства  и т.д.), так и недостатки (смешение права с неправовыми явлениями - моралью, нравственностью, религией и т.д., формально-правового - с фактически-содержательным, отсутствие четкого формализованного критерия отличия права от всего неправового, невнимание к позитивному праву и отсутствие необходимой взаимосвязи между естественным и позитивным правом и т.д.).

 

3.Либертарно-юридический тип правопонимания

В основе либертарно-юридического типа правопонимания лежит принцип  формального равенства.

Либертарно-юридическое правопонимание включает в себя не только понимание  права (как сущности права, так и  правового явления в форме  правового закона), но и правовое понимание государства как институционально-властной формы выражения и действия принципа формального равенства, как правовой формы организации всеобщей публичной  власти.

Понятие "равенство" представляет собой определенную абстракцию, т.е. является результатом сознательного (мыслительного) абстрагирования от тех различий, которые присущи  уравниваемым объектам. Уравнивание  предполагает различие уравниваемых объектов и вместе с тем несущественность этих различий (т.е. возможность и  необходимость абстрагироваться от таких различий) с точки зрения соответствующего основания (критерия) уравнивания.

Так, уравнивание разных объектов по числовому основанию (для определения  счета, веса и т.д.) абстрагируется от всех их содержательных различий (индивидуальных, видовых, родовых).


 

Для юриспруденции как  науки о праве и государстве  исходное и определяющее значение имеет  лежащий в ее основе тот или  иной тип понимания (и понятия) права. Именно тип правопонимания определяет парадигму, принцип и образец (смысловую  модель) юридического познания права  и государства, собственно научно-правовое содержание, предмет и метод соответствующей  концепции юриспруденции.

В силу сущностного, понятийно-правового  единства права и государства  рассматриваемые здесь и далее  типы правопонимания — это одновременно и типы понимания и трактовки  государства. Поэтому все, что в  общей теории права и государства  и в целом в юриспруденции, включая отраслевые дисциплины, говорится  о праве, по своей сути относится  и к государству, и все, что  говорится о государстве, относится  и к праву. Так что везде, где  мы для краткости говорим о  правопонимании и т.д., подразумевается  и соответствующее понимание  государства, его толкование и т.д.

 

Определяющая роль типа правопонимания обусловлена научно-познавательным статусом и значением понятия  права (и соответствующего понятия  государства), в рамках любой последовательной, систематически обоснованной, развитой и организованной юридической теории. Как в семени дано определенное будущее  растение, так и в понятии права  в научно-абстрактном (сжатом и концентрированном) виде содержится определенная юридическая  теория, теоретико-правовой смысл и  содержание определенной концепции (и  типа) юриспруденции. Если, таким образом, понятие права — это сжатая юридическая теория, то юридическая теория — это развернутое понятие права. Ведь только юридическая наука в целом (как совокупное понятийно-теоретическое знание о праве и государстве) и есть систематическое и полное раскрытие понятия права и соответствующего правового понятия государства в виде определенной теории.

История и теория правовой мысли и юриспруденции пронизаны  борьбой двух противоположных типов  правопонимания (и соответствующего понимания государства). Эти два  типа понимания права и трактовки  понятия права условно можно  обозначить как юридический (от ius — право) и легистский (от lex — закон) типы правопонимания и понятия права.

 

Упрощенно говоря, различие этих двух типов правопонимания состоит  в следующем. Согласно легистскому подходу, под правом имеется в виду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола): право — приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти, и только это есть право. Здесь право сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам так называемого позитивного права (законам, указам, постановлениям, обычному праву, судебному прецеденту и т.д.), т.е. к закону (в собирательном смысле) — к тому, что официально наделено в данное время и в данном месте законной (властно-принудительной) силой.

Для юридического типа правопонимания, напротив, характерна та или иная версия (вариант) различения права и закона (позитивного права). При этом под правом (в той или иной форме) имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей (государственной) власти, те. определенное, отличное от других, социальное явление (особый социальный регулятор и т.д.) со своей объективной природой и спецификой, своей сущностью, отличительным принципом и т.д.

Такое легистское отождествление права и закона (позитивного права) является принципом и смыслом  так называемого «юридического  позитивизма» (и неопозитивизма), который  по существу является не юридическим, а именно легистским позитивизмом. Легистское (позитивистское) правопонимание присуще разного рода этатистским, авторитарным, деспотическим, диктаторским, тоталитарным подходам к праву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Правовой позитивизм  как тип правопонимания

Правопонимание — определённое представление о существе права.

Правовой позитивизм, юридический  позитивизм состоит в том, чтобы  признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и  сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и  в данном государстве, не обращая  внимания на то, справедливо это  право или нет.

Право предстаёт некой  автономной дисциплиной, отождествляемой  с волей государства, выражением которой такое право и является. В такой ситуации не должно возникать  конфликтов между правом и государством, которое выступает его единственным источником, эволюция или мутация  которого влекут за собой соответствующие  изменения для права. Право редуцируется до уровня государственных атрибутов  и часто оборачивается произволом властей или политикой силы.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии права"