Шпаргалка по "Философии права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:57, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет философии права
2.Структура и функции философии права
3.Философия права в системе общественных наук
4.Типология правопонимания
5.Правовой позитивизм как тип правопонимания

Вложенные файлы: 6 файлов

1.Правовая онтология бытие права, формы существования права.docx

— 18.03 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

2.Правовая гносеология границы и возможности познания правовой реальности.docx

— 18.53 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

3.Правовая аксиологии ценность права и основные правовые ценности. Право и справедливость.docx

— 17.74 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

4.Правовая антропология личность и право. Человек как правовое существо. Гуманистическая природа права. .docx

— 21.80 Кб (Скачать файл)

4.Правовая антропология: личность и право. Человек как  правовое существо. Гуманистическая  природа права. 

Правовая антропология — это учение о праве как способе человеческого бытия. Антропологические основания права всегда занимали людей.

личность и право

Взаимосвязь государства  и личности с необходимостью предполагает и раскрытие содержания понятий "человек", личность", "гражданин".

Человек - это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.

Личность - это прежде всего индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. (В некоторых случаях личность определяется как человек, обладающий определенными типичными социальными качествами, отражающими черты той среды, к которой он принадлежит - рабочий, крестьянин, капиталист и т.п.)

В Конституции России термин "личность" употребляется как  собирательное понятие, в которое  включается и человек (иностранец, лицо без гражданства) и гражданин.

Гражданство - это принадлежность лица к конкретному государству, устойчивая юридическая связь между ними, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Проблема личности – борьба индивидуального и социального за человека.

Правовой статус личности - это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права.

Основой правового статуса  личности является ее конституционный  статус, где права, свободы и обязанности  в совокупности образуют единый, внутренне  согласованный комплекс.

Вместе с тем, в каждой отрасли права существуют свои особенные, присущие именно им права и обязанности. Совокупность закрепленных в отдельной  отрасли права особенных прав, свобод и обязанностей образуют категорию "отраслевой правовой статус личности"

Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы  ее свободы.

В зависимости от характера  государственного режима, существует два подхода к определению меры свободы личности в праве.

В обществах, где господствуют тоталитарные принципы, где государство  считает себя, а не человека, высшей ценностью, правовой статус личности, как правило, устанавливается по принципу "запрещено все, кроме того, что разрешено". Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством.

В обществах, где государство  признает человека в качестве высшей ценности (демократические государственные  режимы), правовой статус формируется  исходя из принципа "разрешено (дозволено) все, кроме того, что запрещено". Здесь государство устанавливает исчерпывающий перечень запрещенных действий, а пределы свободы человека неопределены. Единственный ограничитель - граница запретов.

 

Правовой статус личности рассматривают как родовое понятие, которое выступает как:

 

1) правовой статус гражданина;

2) правовой статус иностранца;

3) правовой статус лица  без гражданства (апатрида).

Правовой статус гражданина является всеобъемлющим. Это означает, что гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности.

Правовой статус иных субъектов  содержит ряд изъятий. Например, иностранцы не могут участвовать в выборах  и референдумах, служить в армии, создавать политические партии и  т.д.

В некоторых государствах иностранцам предоставляется правовой статус, максимально приближенный к  правовому статусу гражданина. Это  называется предоставлением "национального  режима".

Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве  и в обществе не будет создан соответствующий  механизм гарантий его реализации.

Выделяют общие и специальные (юридические) гарантии прав человека и гражданина.

К общим гарантиям, как  правило, относят: экономические - материальные условия жизни общества, которые  позволяют фактически воспользоваться  правами и свободами (отдыхать, учиться, получать доступ к здравоохранению  и т.д.); политические - установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом  и государством; идеологические - поддержание  в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности и т.д.

 

К юридическим гарантиям  относят совокупность правовых норм, позволяющим человеку с помощью  юридических средств эффективно пресекать нарушения своих прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право ( это, например, нормы, гарантирующие  право каждого гражданина в судебном порядке отстаивать свои честь и  достоинство, жизнь и здоровье, имущество  от различного рода посягательств и  обязывающие все государственные  органы, должностные лица уважать  личность, охранять ее права и свободы)..

В целом проблема полноты  прав и свобод человека, их гарантированности  приобрела сегодня общемировое  значение, критерием реальности национального  и международного права как основы внутренней международной политики.

Человек как правовое существо

Вне общества человек жить не может, только в обществе человек  осознает себя человеком. Он центральный  элемент, созидатель этого общества. Общественные отношения, возникшие  в социуме, могут быть лишь человеческими  отношениями. И эти отношения  нуждаются в организации, упорядоченности, гармонизации, согласовании, регулировании, в том числе и в правовом отношении.

Феномен права теснейшим  образом связан с человеком, его  сущностью, смыслом человеческого  бытия. Право — это явление, без  которого человек не может существовать. Право возникает из человеческого  бытия, и это обстоятельство делает возможной собственно правовую антропологию.

Правовая антропология —  это учение о праве как способе  человеческого бытия. Антропологические  основания права всегда занимали людей. Они мечтали о жизни  по праву, по справедливости. С появлением государства возникает и право  как особый институт жизнедеятельности  человеческого общества. С этого  времени человек существует в  правовом поле, т.е. в рамках, регламентирующих соотношение «моего» и «нашего», «дозволенного» и «недозволенного». Причем регламентация определяется не традицией и обрядом, а правовой нормой, установленной властью. В  последующем правовое поле распространяется на все сферы человеческих отношений. Человек обязан выполнять установленные  правила и нормы, если он хочет  быть полноправным членом общества.

Взаимосвязь человека и права, обоснование права как ценности для общества была в центре внимания философско-правовой мысли на всем протяжении ее развития. Но особенно ярко эта взаимосвязь выразилась в  классической философии права XVII—XVIII вв.

Рассмотрим, как решался  вопрос об антропологических основаниях правовой теории тремя великими представителями  философии права — Т. Гоббсом, Ж.-Ж. Руссо, И. Кантом, и каковы были практические последствия этого  решения.

Согласно Т. Гоббсу, человек, живя в обществе, руководствуется  собственными интересами. Необходимость  же правопорядка, то есть общих для  всех людей норм, осознается им лишь под влиянием страха перед насилием со стороны таких же индивидов, и  этот страх оправдывает механическую силу государства, соединяющую индивидов  в одно целое. В итоге субъектом  правопорядка оказывается совершенно эгоистический индивид, стремящийся  превратить другого в средство и  договаривающийся с ним под угрозой  собственной безопасности. Следовательно, образу человека, который руководствуется  исключительно собственными интересами и ориентируется на поиски только личной выгоды и счастья, соответствует  такой образ права, где собственно правовая реальность подменяется реальностью  государственных предписаний.

Ж.-Ж. Руссо считал, что  человек руководствуется в жизни  мотивом личного благоразумия, стремлением  к самосохранению и счастью. И  хотя у Руссо индивид уже предпочитает правовой порядок деспотической  государственности, однако не на безусловных  моральных основаниях, а подчиняясь сознанию опасности, которая ему  угрожает со стороны этой государственности. К соблюдению общих норм не только государство принуждает индивидов, но и само оно принуждается надиндивидуальной  негосударственной волей. Воля народа становится выше всякой законности и  начинает приобретать те же черты, что  и монархические произвол Гоббса. В итоге право теряет свою самостоятельную реальность и низводится до оправдания нового произвола.

Классическая немецкая философия  подняла правовые вопросы, в том  числе и вопрос о правовых характеристиках  человека, на принципиально новый  уровень.

Важный вклад в этот вопрос внес основоположник классической философии И. Кант. Исходным пунктом  философии права И. Канта является учение о человеке как о существе нравственно свободном. В социальном плане морально автономный индивид  характеризуется как субъект, который  способен по праву противостоять  экспансии любой чужой воли, возведенной  в закон. Следовательно, только образ  «человека морального» оказывается  способным легитимировать право  как безусловную ценность, не сводимую ни к каким иным ценностям.

Но и сам «человек моральный» нуждается в воспитании, но сообразно  определенным императивам. В частности, юридический вариант категорического  императива И. Канта гласит: «Поступай  так, чтобы твоя свобода не ограничивала свободы других». В силу этого  обстоятельства человек уже не может  существовать вне правового поля, а его умение действовать в  рамках права, быть правовым существом  превращается в качественную характеристику цивилизованной личности.

Формирование правового  человека есть процесс, суть которого заключается в воспитании правовых качеств и приобретении правовых знаний, навыков, умений. В самом  общем виде этот процесс протекает  под влиянием двух групп факторов: социальных (внешних по отношению  к отдельному человеку) и личностных (внутренних).

Человек как правовое существо обладает определенными правами  и обязанностями, которые должны гармонично сочетаться. Обязанности  без прав — это рабство, деспотизм, права без обязанностей — беспредел, анархия. Общество не может нормально  развиваться, а человек быть правовым существом, если люди свободны от обязанностей и лишены прав.

Реальное соотношение  прав и обязанностей предопределяется характером господствующих в обществе собственнических отношений. Там, где  власть предержащие воруют, процветает коррупция и правит криминал, где  население делится на «элиту»  и «чернь», там неизбежная дисгармония  прав и обязанностей, там один «закон не писан», а другие бесправны и  не защищены от произвола.

Гуманистическая природа  права.

признание творчества, универсальной  и неотъемлемой функции человека, основным объяснительным принципом  гуманистической природы человека; 4) изучение психически здорового человека - условие понимания человеческой природы в его норме и патологии;

 

 

 

 

 

 

 

 


Философия Права Вопросы.docx

— 13.16 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия Права Ответы.docx

— 155.03 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии права"