Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

7. Научно-философское  понятие материи.

Выработка этого  понятия обусловлено тем, что  философы в классический период развития Ф всегда стремились решить основной вопрос Ф: что первично, материя или сознание в этом мире. Это то, что зависит от человеческого сознания или то, что находится вне его сознания. Пользуясь понятием материи, философы, в принципе, вели речь о той основе, которая лежит вне человеческого сознания. Однако в представления о сути материи в ходе развития Ф-ой мысли изменялись. В античной Ф в основе определения материи лежало понятие «материал», из которого как бы вылеплены все вещи (вода, огонь). Средние века: Аристотельская Дуалистическая концепция (материя, как пассивное, страдательное начало, дух как активное начало), заняла господствующее положение. В механистическом материализме нового времени в основе определения материи лежит уже не понятие «материал», а основных первичных неизменных свойств, общих для всех материальных предметов: протяженность, перемещение, фигура, тяжесть (комбинация их дает тело). Для Дидро материя - это абстрактная категория, отвлекающая ото всех материальных предметов их всеобщее свойства и качества.(средневек). Все разногласия и трудности в определении материи нельзя было разрешить не соединив объективно диалектического и теоретико-познавательного раскрытия сущности этого понятия. Материю можно определить лишь по отношению к практике либо к нематериальному. Единственное относительно отличное от материи качество есть сознание. Исходя из этого методологического аспекта, ЛЕНИН в работе «Материализм и империокритицизм» (1908) дал определение материи через сознание. Материя - это Ф-кая категория для обозначения объективной реальности, которая дана нам в ощущениях и которая копируется, фотографируется и отображается ими, существуя независимо от них. Сегодня современная наука ведет речь о существовании 3-х систем материи (неживая, живая, социальная). Каждая система имеет свою структурную организацию. Уровни неживой материи: *уровень электронных частиц и полей*уровень атомно-молекулярный*макро и мегатела Уровни живой материи:*Молекулы ДНК и РНК*Клетки*Ткани*Органы как систематика живых организмов

Мир является материальным. Он состоит из различных предметов  и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя  независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность. В домарксовском материализме материя часто понимается как нечто существующее наряду с вещами, как некоторая телесность, праматерия, из которой возникают и в которую исчезают конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представление о субстанциональности материи, рассматривая ее как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. С этой точки зрения материя существует только в многообразии конкретных объектов, через них, а не наряду с ними. Категория материи является фундаментальным философским понятием. Диалектико-материалистическое определение этого понятия было дано Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В этом определении выделено два основных признака:

 •             материя существует независимо  от сознания;

 •             она копируется, фотографируется,  отображается ощущениями. Первая  характеристика означает признание  первичности материи по отношению  к сознанию, вторая - признание принципиальной познаваемости материального мира.

8. Проблема  сознания в философии. Сознание, самосознание и личность.

Сознание как  философская проблема. Существуют различные  историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху, менялось и понимание сознания. В античности (космоцентризм) внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Здесь нет сосредоточения на своем внутреннем мире. Открывается только одна сторона сознания – направленность на объект. В средние века (теоцентризм) благодаря культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении для общения с Богом через молитву. Сознание в средневековье – это, прежде всего, знание о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и, слияние с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым. Т. е. сознание - это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. В Новое время (антропоцентризм) человек отказывается от Бога, захотел быть царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверхчувственного, о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию. Человек был объявлен началой и причиной всего, что с ним случается в мире. Человек своей деятельностью творит мир. .Р.Декарт объявил, что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит – существую. При попытках ответить на вопрос, откуда берет свое начало сознание, сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям , и характер мышления, оказывается, определяется пищей, влияющей через химические соединения крови на мозг и его работу. Противоположный этому - объетивно-идеалистический подход, который определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей). Среднюю позицию в этом отношении занимает философско-реалистическое направление.  Таким образом источником индивидуального сознания является не сами по себе идеи (как у объективных идеалистов), и не сам по себе мозг (как у вульгарных материалистов ), а реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга в системе надличностных форм сознания. Направленность сознания на себя, выраженное в субстанциональном нахождении «Я» личности, есть самосознание. Самосознание (то, что мы зовем своим «я») - это атрибут личности, функция ее психики, позволяющая человеку ориентироваться в общественной, культурной среде. Но личность и сама - частица этой среды, феномен культуры. Направляя свое сознание на саму себя, стараясь разобраться в себе, личность обретает самосознание и определяет свое место в бытии. Однако личность есть нечто гораздо большее, чем ее самосознание, т.к. в отношениях с окружающим миром она образует свой индивидуальный мир, в центре которого находится Я, а на периферии различные социальные связи и общественно значимые предметы. В структуре самосознания личности условно можно выделить - «Я идеальное» и «Я реальное». Первое означает цель саморазвития и пределы личностного роста, заключенные в достижении желаемых качеств, положения в обществе, знаний и т.п. Второе складывается в противоречии мнений окружающих людей о личности и ее индивидуальных представлений о себе, их взвешенная оценка показательна для гармоничной личности.

9. Проблема  познаваемости мира в философии.  Агностицизм.

Вопрос, над которым  веками билась неуемная мысль человека, - как возможно познание, познаваем ли мир в принципе. И это не чисто схоластический вопрос. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос неотвязно преследовал философскую мысль в самых разных формах. В попытке ответить на него четко обозначились три основные линии: реализм, скептицизм и агностицизм. В обычном понимании рационализм – это «трезвость ума», «рассудительность», т.е. способность человека в своей обыденной жизни и познавательной практике рассуждать трезво, выходя по возможности из-под власти чувств, эмоций, размышлять, взвешивая все «за» и «против», стремиться к обоснованию своих утверждений и поступков. В философии под рационализмом понимают также особое направление в теории познания, противоположное эмпиризму. При этом чувственное (эмпирическое) познание (ощущение, восприятие, представление) или отрицается, или же рассматривается как несовершенное, не дающее истинного знания лишь разум, интеллект, по мнению, способен дать достоверное знание, которое носит всеобщий, необходимый, а вероятный (случайный) характер. Для обоснования совей точки зрения рационалисты выдвигали учение о так называемых врожденных идеях (Декарт, Лейбниц), или учение об априорных (апостеори и априори), существующих в мышлении человека до всякого опыта в формах знания (Кант). Диалектический материализм отвергает односторонность рационализма. Познание – это неразрывное единство рационального (разумного) и чувственного моментов. В решении вопроса о познаваемости мира существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы взглядов – скептицизм и агностицизм. Агностицизм – учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей не может иметь достоверное значение о них. В истории философии классическими выразителями идей А. были Юм и Кант. Юм считал, что человек имеет дело только с собственными ощущениями, фактами субъективного опыта, поэтому он не может ничего знать о внешнем мире: ни о том, существует ли он на самом деле, ни о том, каков он. Кант хотя и признавал объективное существование вещей самих по себе, насущность их считал непознаваемой, полагая, что вещи сами по себе не даны ни в каком опыте. По мнению, человек при помощи рассудка и разума в состоянии познать лишь явления (феномены). По его мнению , человек при помощи рассудка и разума в состоянии познать лишь явления (феномены). При этом то, как вещи являются нам, как мы видим их, определяется, по Канту, не свойствами самих вещей, а особенностями форма познания. В той или иной форме агностицизм свойственен таким философским течениям как неокантианство, неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм и т.д. Скептицизм – в философском смысле теория, высказывающая сомнение в возможности достижения истины. Скептицизм возник еще в античной философии, где он был представлен Пироном, Тимоном, Энесилемом и др. и систематизирован Секстом Эмпириком. Скептицизм опирается на различные теоретические предпосылки. Ими могут быть либо сомнение в надежности чувственного познания, либо преувеличение факта относительности человеческих знаний вообще. Скептицизм оправдан в качестве некоторого исходного момента исследования, помогающего ученому непредвзято подойти к изучаемому явлению, отбросить устаревшие предрассудки и догмы. Но в качестве общеметодологического принципа, лежащего в основе теории познания, скептицизм неприемлем, поскольку ведет к отрицанию объективной истины, т.е. познания вещей такими, какими они существуют вне нашего сознания. В обыденном смысле скептицизм – настроение, психологическое состояние, сомнение в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

10. Проблема  истины в философии и науке.

Истина - это  цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения,, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Но что такое истина, истинное знание? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта. Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту. Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания. А теперь обратимся к главным характеристикам истинного знания. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание - это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина. Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине, о чем уже шла речь выше, в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины, - а объясняется это бесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом, - не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через относительные истины, относительно верные отражения независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта. Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею. Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней. Заблуждение, - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Взять хотя бы идею самозарождения жизни, которая лишь в результате работ Пастера была похоронена. Или положение о неделимости атома, надежды алхимиков на открытие философского камня, с помощью которого все легко может превращаться в золото. Заблуждение - результат односторонности в отражении мира, ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем. Вместе с тем сам факт возможности для познания впадать в заблуждение в процессе поиска истины требует отыскания инстанции, которая могла бы помочь определить, истинен некоторый результат познания или ложен. Иными словами: что является критерием истины?Поиск такого надежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Вообще говоря, ясность годится как критерий истины в простых случаях, но критерий этот субъективен, а потому и ненадежен: ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение. Другой критерий: истинно то, что признается таковым большинством. Этот подход кажется привлекательным. Тем не менее и этот критерий абсолютно ненадежен, ибо исходный пункт, а в данном случае - субъект. В науке вообще проблемы истины не могут решаться большинством голосов. Наконец, прагматический подход. Истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина - несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считаться истиной. Порок критерия истины, предлагаемого прагматизмом, также в его субъективной основе. Ведь в центре здесь стоит польза субъекта. Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. В таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям. Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.

11. Диалектика как теория развития и метод познания.

Диалектика как  учение о всеобщей связи и развитии прошла длительный путь развития в  истории философской мысли. Понимание  диалектики (от греч. – искусство  вести спор, рассуждать) в истории  философской мысли приобретало многообразные значения, и сам этот термин употреблялся в различных формах. Диалектику как форму ведения диалога и искусство творческого спора активно развивал Сократ, употребивший впервые и сам этот термин. Но еще раньше, в учении Гераклита, диалектика понималась как умение «схватывать противоречия», наблюдать и фиксировать противоречия в их единстве. Гераклит считал, что все существующее в мире постоянно изменяется, все проходит через борьбу и переходит в свою противоположность.  Ученик Сократа Платон представил диалектику как систему понятий, путь движения мысли от многообразных конкретных материальных предметов ко всеобщим понятиям – идеям, выражающим, по его мнению, истинно сущее бытие. Платон излагал диалектику как искусство полемики, считая, что противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению.Системное изложение диалектики предпринял Аристотель, который обобщил опыт познания своего времени и выдвинул ряд плодотворных диалектических идей. Диалектику Аристотель понимал как логику познания, и открытые им формы и закономерности мышления стали методами всякого исследования на многие века вперед. Аристотель исследовал формальную структуру языка и формы умозаключений, создав в результате этого первую научную логику. В созданной им логике Аристотель видел орудие или инструмент всякого познания; эта логика анализирует полученное знание, одновременно определяя пути достижения нового знания. Диалектика как искусство спора развивалась и в средние века. Вершиной средневековой диалектики стали труды Пьера Абеляра. Свою главную книгу «Да и Нет» он построил по античному образцу как систему вопросов, задаваемых учителем, и ответов на эти вопросы учеников. Учитель в ходе беседы подводил учеников к заведомо неверному выводу, а затем неотразимым доводом опровергал их рассуждения. Средневековые мыслители Дунс Скот и Уильям Оккам развивали диалектику как искусство диалога, средство ораторского мастерства и способа опровержения доводов противоположной стороны. Накопленная в веках культура диалектической полемики приводила философов к пониманию того, что выявление противоположных точек зрения должно иметь своей целью не уничтожение оппонента, а стремление в ходе разрешения противоречия найти правильный и наиболее обоснованный подход к получению ответов на сложные мировоззренческие вопросы. Наиболее полно и глубоко диалектика как система познания законов Природы и человеческого мышления была разработана в трудах классиков немецкой философии – Канта, Шеллинга, Фихте и Гегеля. Идея развития приобретает у них характер основного закона Бытия и всеобщего принципа познания. Все формы и виды бытия подвержены изменениям. В мире нет ничего окончательно завершенного: все находится в движении на пути к новому состоянию. Результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия является универсальная категория диалектики – категория развития. Изменчивость всего сущего есть объективный закон мироздания, которое одновременно и динамично, и стабильно. Все в мире находится в движении и изменении, а развитие характеризует качественное состояние этих изменений.Ряд ценных диалектических идей были сформулированы в философских учениях Фихте (диалектика мышления субъекта) и Шеллинга (диалектическое понимание природных процессов). Однако вершиной немецкой диалектики явилась философская система Гегеля, который разработал диалектику в ее законченной и систематизированной форме – от чисто логических категорий мышления до диалектики конкретного исторического процесса. В своей «Науке логики» Гегель дал анализ важнейших законов, принципов и категорий диалектики, обосновав положение о единстве диалектики, логики и теории познания. Вместе с тем Гегель показал ограниченность старой формальной логики, которая рассматривала формы мышления в их неподвижности, вне их взаимосвязи друг с другом. Он подчеркивал, что невозможно понять предмет, не уяснив для себя весь предшествующий путь его развития, а, следовательно, надо изучать не «голый результат», а результат всего становления предмета в его динамике.Марксистская философия в Европе уделила особое внимание разработке диалектического метода и его соединению с конкретной социальной практикой. Развивая идеи классиков немецкой философии, К. Маркс и Ф. Энгельс предприняли попытку синтеза диалектики и материализма, выдвинув свое диалектико-материалистическое учение, основанное на чувственно-материальной деятельности людей, на общественной практике и новых научных достижениях. При этом диалектика была применена ими к анализу экономической сферы жизни общества, способа производства, политической деятельности и практики революционной борьбы.В современной западной философии диалектическое учение представлено в ряде различных философских направлений и школ: экзистенциальная диалектика (А. Камю и Ж.-П. Сартр), герменевтическая диалектика (Х. Г. Гадамер), «негативная» диалектика (Г. Маркузе, Ю. Хабермас) и др. В современной интерпретации можно дать следующее определение диалектики: диалектика – это такой метод мышления, при котором все вещи, явления рассматриваются во всеобщей связи и развитии, с учётом противоречий, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания старого состояния новым, с преемственной связью.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"