Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 23:15, шпаргалка

Краткое описание

1.Философия и мировоззрение. Истоки философии. Философия и мифология.
2.Предмет основные проблемы и специфика философии.
3.Функции философии. Философия и религия. Философия и другие науки.
4. Платон об идеальном государстве.
5.Античная философия, ее периоды и направления. Милетская школа.
6.Философия Гераклита.

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 144.35 Кб (Скачать файл)

Отправным пунктом в рассуждениях Кьеркегора является Библейская история первородного греха. Адам и Ева, как известно, нарушили запрет Бога и вкусили плод от древа познания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в рамках неклассической философии были сформулированы идеи, “приземлившие” философию И. Канта и Гегеля. Стройные формы её (систематичность, концептуальность, язык, логика, диалектика и т. п.) были отвергнуты или перестали быть обязательными. В философию пришли нерациональные способы познания и выражения мысли. Неклассическая философия как бы вернула человеку человеческое — волю, субъективные переживания, интуицию, мистическую веру, комплексное восприятие жизни. Она предопределила основные направление философии XX ст. в лице экзистенциализма, феноменологии, персонализма, герменевтики, отчасти психоанализа, идею благоговения перед жизнью А. Швейцера и др.

 

Общее умонастроение неклассической философии подчёркивает несовершенство научно-технического прогресса как идеологии и высвечивает проблему человеческой личности как главную цель философии нашего столетия.

Далее рассмотрим основные течения и идеи неклассической философии.

 

 

 

 

25. Понятие диалектики.

Существует несколько исторических разновидностей диалектики с несколько разным пониманием её сути: а) древнекитайская диалектика; б) античная диалектика; в) идеалистическая диалектика; г) материалистическая диалектика; д) объективная диалектика или объективные законы; е) субъективная диалектика.

Диалектика – учение о наиболее общих связях и законах развития бытия, природы, общества и мышления и основанный на таком учении универсальный метод мышления и действия; это учение о развитии в наиболее полном виде.

У Сократа диалектика понимается как способ достижения истины в противоборстве мнений; у Платона – диалог как логическая операция мышления, расчленения и связывания понятий; античная диалектика понималась как искусство, направленное к определению понятий и входила в триумвират вместе с риторикой и логикой. В марксизме диалектика – это революционное действие, метод изменения мира; она даёт систему ориентиров для социально значимых действий.

Развитию диалектических представлений способствовало развитие наук: открытие закона превращения энергии; клеточного строения, учение Дарвина; они привели к формулированию диалектики как учения о всеобщих связях и развитии; в ходе исторического развития центральной проблемой становится проблема развития. Диалектическое понимание развития заключается в понимании развития как процесс, источник которого находится в самом развивающемся предмете; развитие происходит в результате борьбы противоположностей как крайностей, которые отрицают и обусловливают друг друга; это направленный, закономерный и необратимый процесс.

Различают объективную диалектику как диалектику развивающегося мира и субъективную диалектику как формальную логику, которая объективна по содержанию и субъективна по форме.

Основные принципы диалектического понимания – это детерминизм, системность и принцип взаимосвязи части и целого.

Принцип диалектики системность. Он заключается в понимании особенностей структуры и характера связанности элементов системы. Система – это целостная совокупность элементов, в которой части так связаны, что выступают как целое.

Категории диалектики как понятия универсальных связей бытия: единичное – общее; явление – сущность; форма – содержание и т.д. В категориях диалектики выражены понятия об универсальных свойствах бытия. Категории диалектики выступают в парах, выражающих противоположные друг другу содержания. Чтобы разъяснить каждую категорию, необходимо знать определение составляющих еe понятий.

Единичное – это объект в совокупности его свойств, отличающих его от других объектов и составляющих его индивидуальную количественную и качественную определенность. 
Общее – это единичное во многом.

В качестве примера принципа единичного и общего можно рассматривать «часть: целое». 
Содержание – это единство всех составляющих элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.

Форма – это способ существования и выражения содержания.

Явление - это внешнее обнаружение сущности, форма проявления сущности.

Сущность – главное, основное, определяющее в природе, существенные свойства, связи, противоречия, тенденции развития объекта.

 

26. Взгляды Т.Гоббса и Дж. Локка на человека, общество, государство.

Т. Гоббс свои политические взгляды изложил в работе "Левиафан или материя, форма и власть государства", в которой он по-новому освещает вопрос о происхождении государства. Решительно отвергнув концепцию божественного происхождения королевской власти, он видел ее источник в воле народа, в общественном договоре.

В основе учения Гоббса - представление, что люди, по природе своей, имеют равные физические и умственные показатели, и поэтому каждый имеет одинаковые с другими права на все. Но одновременно человек - существо глубоко эгоистическое, поэтому для естественного догосударственного общества характерен хаос, «война всех против всех». Однако, человеческий разум, по Гоббсу, позволил найти выход из этого опасного положения в общественном договоре: люди добровольно согласились ограничить свои естественные права. На этой основе и возникает государство, которое Гоббс уподобил мифическому библейскому чудовищу Левиафану. Таким образом государство, согласно Гоббсу, - продукт человеческою разума, возникает в результате общественною договора и создается людьми, чтобы с его помощью покончить с войной всех против всех, гарантировать мир и безопасность в обществе. Однако Гоббс подчеркивает, что люди отказались от своих естественных прав не полностью, а только в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Государство, особенно в форме неограниченной монархии, которую Гоббс считал лучшей формой политической власти, стоит над обществом и личностью, обеспечивает порядок и благоденствие.

Дальнейшее развитие гражданская концепция политики получает в политической теории

Джона Локка.

Как и Гоббс, Локк видел причину образования государства в добровольном общественном договоре людей. Но, в отличие от него, догосударственное естественное состояние общества изображал не как хаос, а как благополучное, свободное, равноправное и упорядоченное положение людей. По Локку, государство - это совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного закона с целью надежно обеспечить естественные права, защиту личности и собственности. У Локка был свой взгляд на частную собственность как естественное право человека, объясняя ее высокий статус двумя причинами: частная собственность позволяет человеку обеспечивать себя и семью всем необходимым для жизни, что дает возможность больше внимания уделять собственному развитию. Таким образом для Локка частная собственность - не абсолютная ценность, а средство достижения свободы.

Локк впервые четко разграничил такие ключевые понятия, как "общество", "личность" и "государство". Личность обладает такими естественными, неотчужденными правами, как право на жизнь, владение имуществом, и на свободу и равенство, которые человек не передает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотъемлемые ценности - конечная граница власти и деятельности государства, переходить которую ему запрещено. В отличие от Гоббса, Локк ставит личность выше общества и государства. Государство должно служить обществу, а они оба - личности. Государство призвано защищать права личности и обеспечивать баланс общих и личных прав и интересов. Государство не должно быть более могущественным, чем личность ибо личности создают общество, а общество - государство.

Локк также выдвинул идею правового государства: кто бы конкретно ни владел государственной властью, он должен "управлять в соответствии с постоянными законами, провозглашенными народом, а не путем импровизированных указов".

Если Гоббс был сторонником абсолютной монархии, то Локк, считая се противоречащей естественному праву и закону, дорогой к тирании, обосновал необходимость ограниченной монархии.

 

27. Основные проблемы и  способы их решения. Специфика  Философии Просвещения.

XVIII век в истории научной  мысли получил название эпохи  Просвещения. Научное знание, бывшее  ранее достоянием узкого круга  ученых, стало распространяться  вширь, выйдя за пределы университетов  и лабораторий в светские салоны  Парижа и Лондона. Оно стало  предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагавших последние  достижения науки и философии.

Одной из важнейших характеристик философии этого периода является рационализм. Он понимается как гносеологическое учение, утверждающее, что инструментом познания является разум, а ощущения и опыт имеют второстепенное значение. В этом смысле он противостоит сенсуализму, придающему решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, и эмпиризму, выдвигающему на первое место в познании опыт.

В более широком смысле рационализм рассматривается как широкое идейно-теоретическое течение, выражающее взгляды, потребности, общественные настроения определенных классов, социальных слоев и групп на определенном этапе общественного развития. В этот период он состоял из различных учений и отражал взгляды, настроения, потребности буржуазии в ее борьбе против абсолютизма, феодализма и католической церкви. В центре всех философских учений того времени находится активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. А поскольку разум есть источник всей субъективной деятельности человека, постольку человек по своей сущности является разумным существом, признанным стать властелином мира и перестроить общественные отношения на разумных основаниях.

Рационализм XVIII века существовал в двух вариантах: идеалистическом и материалистическом. Представители идеалистического рационализма отделяли разум как специфическую сущностную характеристику человека от его обладателя и наделяли самостоятельным существованием. Представители материалистического рационализма связывали законосообразное устройство мира с внутренне присущими материи свойствами.

Другими характерными особенностями философии эпохи Просвещения является сциентизм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточным условием ориентации человека в мире, и деизм – религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

 

28. Философия Канта. Докритический  и критический периоды. Проблема познания.

Первый этап — так называемый "докритический" или "догматический". В этот период философ занимался главным образом естественно научными проблемами и выдвинул ряд важных гипотез. В философских работах этого периода Кант пытается обосновать идею абсолютного совершенства нашего мира и, на основе изучения работ Лейбница, провести различие между основанием реальным и основанием логическим. Свое состояние в эти годы сам Кант называл "догматическим сном". Он мыслит как догматик, преувеличивая роль формально-дедуктивных методов мышления, по сравнению с опытным знанием.

Второй этап — так называемый "критический". В данный период сформировалась специфическая кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии. В работах этого периода последовательно излагались: "критическая теория познания", этика, эстетика и учение о целесообразности природы. Основное внимание философа сосредоточилось на критическом анализе познавательных способностей человека, на разработке соответствующей теории познания. Под влиянием скептицизма и эмпиризма Юма, Кант ввел в философию понятие об отрицательных величинах, осмеял увлечение современников мистикой и "духовидением". В этот период он придает большое значение использованию в философии опытного знания.

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.

В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности.

Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум.

Познавательные возможности человеческого разума ограничены. Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума. 
29. Теория морали Канта. Категорический императив.

Во введении к «Основоположению к метафизике нравов», 1785 год, Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. В отличие от законов природы, «по которым все происходит», в нравственности речь идет о законах, «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот, в свою очередь, опирается на добрую волю.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"