Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 23:15, шпаргалка

Краткое описание

1.Философия и мировоззрение. Истоки философии. Философия и мифология.
2.Предмет основные проблемы и специфика философии.
3.Функции философии. Философия и религия. Философия и другие науки.
4. Платон об идеальном государстве.
5.Античная философия, ее периоды и направления. Милетская школа.
6.Философия Гераклита.

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 144.35 Кб (Скачать файл)

Основными добродетелями Сократ считает: 1. сдержанность – как укрощать страсти, 2. мужество – как преодолеть опасность, 3. справедливость - как соблюдать божественные и человеческие законы.

Все это человек приобретает путем познания и самопознания.

Софисты – они считали, что не существует объективной мысли. Правильно считать то, что выгодно или то, о чем удалось договориться. Все относительно и оспоримо, все подвергается сомнению, а сомнение ведет к отрицанию. Ни в чем нельзя быть уверенным.

Как и софисты Сократ мало интересовался антологией, его больше волновали проблемы этики и гносеологии.

 

 

10. Философия Платона.

В антологии. Платон считает, что существует 2 мира. Мир идей и мир вещей.

Мир вещей характеризуется тем, что в нем все временно, конечно и смертно.

В мире идей все неизменно, постоянно и бессмертно, вещи это тени идей.

Идеи у Платона это все то общее и существенное, что объединяет предметы единого класса. Платон первый обрисовал особое положение человека в мире. Выделили его из природы. Человек принадлежит обоим мирам. Его тело часть мира вещей и оно смертно, а душа пребывает в мире идей и душа бессмертна.

У души 3 характеристики: Разум (тянет душу вверх), Воля, Чувства (тянет душу вниз)

В гносеологии. Учение об эросе. Для того, чтобы надеяться постичь истину нужно достичь эротического состояния. Это отрешенность мира, закрыть глаза, заткнуть уши. Состояние транса, самоуглубления.

Анамнезис. Душа вспоминает идеи, которые она созерцала в мире идей. Поскольку идея равна сущности предмета, то это и есть процесс понимания.

Диалектика. Подразумеваются правильные рассуждения, подчиненные логике, подробно рассматривает логический закон, закон восхождения от абстрактного к конкретному.

Социальная философия. У философов много возможностей влиять на политику государства, на общественную жизнь. Свои представления он изложил в концепции «идеальное государство»

 

11. Философия Аристотеля.

Отказался от многих идей своих предшественников и пошел своим путем. Считал что мир один и он целостен. По Аристотелю в мире живут вещи, которые состоят из материи. Считает что материя инертна, лишена активности, пассивна. Она неопределенна и она существет лишь потенциально. Определенность материи придает форма, а так же она придает активность и обозначивает цель. Нельзя отделить форму от материи, но существует форма форм, это своеобразный мировой ум. Все материальное движется, причем движение задано формой.

Основные виды движения:

Механическое

Возникновение и уничтожение

Уменьшение и увеличение

превращение

Мир, нарисованный Аристотелем гармоничный и изменчивый, но конечный.

Мир познаваем, в познании важна и душа и разум. Частное мы узнаем по чувству, а общее благодаря понятиям.

 

 

12. Аристотель о  человеке

Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо, одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами.

В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» — существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей — причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.

В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.

По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя».

Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента, и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.

 

13. Этический идеал Эпикура

Человек обладает свободой выбора, и это не только не противоречит учению о материальности мира, его закономерностям, но, напротив, есть одно из проявлений этих закономерностей. Так разрешает Эпикур важнейшую предпосылку для построения системы этики.

Учение о благе Эпикур, подобно Демокриту, начинает с рассмотрения проблемы удовольствия и страдания. Начало потребностей человека — материально, в этом нет ничего постыдного, ибо здесь обнаруживается естественная необходимость.

Правило Эпикура – удовлетворять естественные и необходимые потребности (в пище, питье, жилище), умеренно пользоваться естественными, но не являющимися необходимыми потребностями (например, половой потребностью) и самым решительным образом преодолевать потребности вздорные (вроде желания воздвигать себе при жизни статуи, равно и другие стремления к почестям).

Человек естественно природе своей стремится к удовольствиям и старается избежать страдания. Казалось бы, проблема счастливой жизни, по Эпикуру, разрешается самим этим стремлением.

При выборе удовольствий и избегании страданий всегда нужно иметь в виду не только настоящее, но и будущее, т.е. последствия удовлетворенных сегодня желаний, перспективу получения большего удовольствия. Более того, выбор должен диктоваться не только настоящим и будущим, но и прошлым, т.е. накопленным опытом.

 

14. Средневековая философия, философия Средневековья

исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века.

Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженности идеям креационизма идеологами (богословами) данного периода развития философской мысли.

Основа средневековья – феодализм. Расцвет монархии. Общество иерархизировано.

Характеризуется некоторой приостановкой естествознания. В духовной жизни – доминирование христианства. - зависимость философии от богословия (теологии), -теоцентризм – концепция согласно которой бог центр бытия, с другой стороны одна из центральных проблем- Бог.

Онтология. Концепция творения (креационизма). Бог творит мир из ничего. Творит природу человека и человеческую душу. Творение мира остается актуальным. Основы мира созданы за 6 дней, а 7 день продолжается до сих пор. Бог абсолютен, это совершенство, вездесущий и всемогущий. Это сверприродное явление. Бог триединен.

Гносеология. Концепция откровения. Истину дает только бог. Путь к истине – вера. Отношение к вере различно. Например, тертуллиан говорил, верую потому что абсурдно. Второе мнение Фомы Аквинского вера и разум могут быть примерены. Роль разума можно предупреждать догматой веры.

Человек это соединение 2 начал. Телесное (роднит человека с животным) и духовное (роднит человека с Богом)

Августин говорит,  что человек тем более духовен, чем от большего количества земных благ  он не смог отказаться. Счастье может дать только бог. Ценятся не признаки внешнего успеха. Равенство людей перед богом в социальном и этическом отношении. Идея раскаинья и спасения. Ни один человек не потерян.

-зло незначительно, поскольку  этот мир лучший из миров

-зло несамостоятельно. Оно  не существует. Тишина это всего  лишь отсутствие шума, а зло  отсутствие добра

-причина зла это свободная  воля человека, данная ему богом  в знак доверия, а человек не  смог ей правильно распорядиться, то есть человек зачастую сам  творит свои несчастья.

 

 

15. Этический идеал  Средневековья. Теодицея 

- богооправдание от греч. «бог, божество» + греч. «право, справедливость») - совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать благое управление Вселенной божеством, несмотря на наличие зла в мире.

Подобные доктрины с самого своего возникновения были тесно переплетены с телеологическими учениями различных философских школ, начиная с античных материалистов и стоиков, заканчивая эсхатологическими учениями христианства, иудаизма и ислама. Теодицея оказала определённое влияние на этические воззрения философских и религиозных школ и течений.

К важнейшим чертам средневековой философии относятся:

1. Тесная связь со Священным  Писанием, которое является исчерпывающей  и универсальной парадигмой философского  знания о Боге, мире, человеке  и истории.

2. Единство Священного  Писания и Священного Предания, которые взаимно дополняют и  поясняют друг друга.

3. Символический характер  культуры, где каждый религиозный  образ предстает как многозначный  символ священной и человеческой  истории.

4. В основе философии  и культуры Средних веков лежит  текст и слово. Отсюда огромная  роль искусства толкования, интерпретации. Благодаря полисемантизму текстов  Священного Писания открывается  возможность философского творчества  в рамках единого канона и  единой традиции.

5. Средневековая философия - это философия, основанная на  традиции, преемственности, консерватизме. Ей чужд скептицизм.

Ее пронизывает дуализм божественного и человеческого, небесного и земного, сакрального и греховного.

6. Средневековая философия  включает в себя идею божественного  предопределения, теодицею, т.е. богооправдания перед лицом мирового зла, эсхатологическую идею, т.е. религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

 

16.  Общее понятие  законов диалектики.

Закон – это объективные, общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: охватывают все сферы окружающей действительности; раскрывают глубинные основы движения и развития.

Выделяются три базовых закона диалектики: -единства и борьбы противоположностей; -переход количества в качество; -отрицание отрицания;

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры – к коренной трансформации сущности предмета.  Переход количества в принципиально новое качество может произойти: резко, одномоментно; незаметно, эволюционно.

Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры: смена общественно-экономических формаций; «эстафета поколений»; смена вкусов в культуре, музыке; эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени); ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Выделяются следующие основные точки зрения:

развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Основные принципы диалектики. принцип всеобщей связи; принцип системности; принцип причинности; принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"