Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 23:15, шпаргалка

Краткое описание

1.Философия и мировоззрение. Истоки философии. Философия и мифология.
2.Предмет основные проблемы и специфика философии.
3.Функции философии. Философия и религия. Философия и другие науки.
4. Платон об идеальном государстве.
5.Античная философия, ее периоды и направления. Милетская школа.
6.Философия Гераклита.

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 144.35 Кб (Скачать файл)

Добрая воля — чистая воля. Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для того, чтобы породить эту волю, нужен разум.

Категорический императив

Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.

Гипотетические императивы говорят о том, что поступки хороши для достижения определенных целей (таковы, например, советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).

Категорический императив предписывает поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной цели (например, требование честности):

Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент.

Этическое учение Канта развито в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить так, как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим и императивов. Императивы могут быть двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны.

В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения: человек как явление; человек как вещь в себе.

Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Поведение второго должно подчиняться категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться и практическими интересами, и моральными принципами.

Человек, стремящийся к добродетели, обладает волей, побуждающей его к совершению добрых дел. Это чистая, добрая воля. Она разумна, так как имеет в себе способность действовать согласно представлению о том, как должно поступать, — то есть о законе правильности. Человек проявляет свое отношение к закону через степень уважения. Уважение как чувство, свойственное человеку, целиком зависит от разума. Необходимость действия из уважения к нравственному закону и есть долг. Долг выражает нравственные соображения, пусть даже порой и противоречащие эмпирическим интересам индивида.

Мнимая мораль — та, которая основана на принципах полезности, приятности, инстинкте, внешнем авторитете и различного рода чувствах.

Нравственное достоинство "приписывается лишь тому, кто не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно подчиняет моральному долгу или требованиям совести". 
30. Философия Гегеля, её значение и смысл.

Гегель - объективный идеалист - отверг учение Канта о непознаваемости мира; впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса; попытался раскрыть внутреннюю связь движения и развития - заложил основы диалектической системы. Гегель как объективный идеалист исходит из того, что в основе мира лежит духовное начало или мышление. Мышление есть не только субъективная, но и объективная сущность, первооснова всего существующего. Мышление отчуждает своё бытие в виде материи, оставаясь в ней внутренним содержанием - принцип тождества бытия и мышления.

Абсолютная идея - не только начало, но и развивающееся содержание мирового процесса и результат его существования. Высшая ступень абсолютной идеи - абсолютный дух человечества и человеческой истории. Абсолютная идея содержит в свёрнутом виде все определения общественных, духовных и природных явлений.

Весь мир, природа, человек — воплощения абсолютной идеи, т.е. не мышление отражает бытие, а бытие воплощает собой воплощение идеальной идеи. Фил-я: 1)как система (объективный идеализм); 2)как диалектический метод.

Все явления в своем развитии проходят 3 стадии: тезис, антитезис, синтез. Гегель объявляет логику наукой о сущности вещей, которая развивается в понятиях. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики.

Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития.

Выступая против метафизиков, рассматривавших понятия вне связи друг с другом, абсолютизировавших анализ, Гегель выдвинул диалектическое положение о том, что понятия взаимосвязаны между собой. Таким образом, Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода. В его идеалистической диалектике заключалось глубокое рациональное отражение. Рассматривая основные понятия философии и естествознания, он в известной мере диалектически подходил к истолкованию природы, хотя в своей системе он и отрицал развитие природы во времени.

 

31. Философия марксизма. Онтология, гносеология, проблема познания.

Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей. Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени - достижение тождества объекта и субъекта - через преобразующую практическую деятельность человека.

Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма. Труд как деятельность по изменению природы и общественных отношений - это сущностный параметр бытия человека.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма: основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя; материя находится в постоянном движении и развитии;

Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего     существования;

важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

 

32. Материалистическое понимание  истории. Марксизм о человеке, государстве, обществе.

Философский материализм Маркс считал основой своего научного мировоззрения. Этот материализм был прежде всего реакцией на идеализм Гегеля, стремлением противопоставить ему объяснение мира “реальными”, “практическими”, “материальными” основаниями.

Главные постулаты материалистического понимания истории, несмотря на внешнюю четкость и кажущуюся очевидность ряда формулировок, в значительной мере метафоричны, многозначны и тавтологичны. Даже такие базовые понятия, как “материальное” и “бытие”, чрезвычайно многозначны и туманны. Рассмотрим, например, некоторые из значений слова “материальное” у Маркса.

1) Материальное как экономическое. Это словоупотребление относится главным образом к производству средств жизнеобеспечения. Иногда Маркс ставит рядом два слова: “материальное экономическое”, так что второе служит как бы уточняющим по отношению к первому. Из такой трактовки “материального” вполне естественным образом вырос “экономический детерминизм”, который марксисты часто упрекали в вульгаризации исторического материализма.

2) Материальное как природное. В данном случае это понятие включает в себя природные факторы: биологические, геологические, орогидрографические, климатические и т. п. Здесь материалистическое объяснение сливается с натуралистическим; последнее отстаивали многие социологи натуралистических направлений, весьма далекие от исторического материализма.

3) Материальное как реальное. В этом значении слово близко контовскому термину “позитивное” как реальное в противоположность химерическому (см. лекцию 3). При таком словоупотреблении материалистические объяснения не отличаются от позитивистских объяснений Конта или Спенсера.

Материалистическое понимание истории заключало в себе важнейшее для социальной науки положение о том, что общества и группы нельзя объяснять теми представлениями, которые они сами о себе создают, что за разного рода идеологиями необходимо стремиться обнаруживать глубинные основания социальной реальности. Сведение этой реальности к экономической подсистеме было безусловно ошибочным. Но включение этой подсистемы в социальную систему, анализ ее взаимосвязей с другими подсистемами общества были несомненно плодотворны.

В ряде своих работ Маркс исследовал не одностороннее воздействие базиса на надстройку, а взаимодействие экономических и неэкономических институтов и взаимодействие последних между собой.

Согласно марксизму, человек – это продукт материального развития человечества. Необходимость организации хозяйственной жизни требует разделения труда т.е. требует определённой социальной иерархии в обществе.  Эта социальная иерархия делит людей на антагонистические классы.  Вся история человечества - это результат борьбы этих классов между собой.  Классовая борьба предопределяет политическую, религиозную, идеологическую жизнь общества.

Взгляды на государство: определение ими полит власти как организованием насилия одного класса над другим как аппарата такого насилия. По мере развития классовой борьбы капиталистическое государство начинает привлекать рабочих к управлению, но оно делает это лишь для отцеживания революционеров, подкупа, развращения и т.п. Пролетариат же должен использовать буржуазное государство для сочетания легальной и нелегальной работы. Однако для свержения эксплуататоров и построения бесклассового общество старый бюрократическо-военный аппарат непригоден.

 

 

33. Русская философия. Этапы  развития и особенности.

Русская философия — собирательное название философских концепций русских мыслителей.

Своеобразием русской философии явилось то, что она развивалась подобно восточной философии до 19 века. Главной проблемой русской философии был человек и его нравственное начало. Красной нитью проходит идея – это роль и место России в общей мировой цивилизации.

Этапы русской философии.

1. Киевская Русь. Первые философские идеи возникли  период крещения Руси в 10 веке. Первым философом, богословом был митрополит - Илларион, который в знаменитой проповеди «слово о законе и благодати» в первые определил место и значение России в общее мировом пространстве после принятия христианства.

2. Московское государство. В эту эпоху широкое распространение получила идея монаха Филофея- «Москва- 3 Рим».

3. Конец 17 начало 18 веков(до середины 18 века) - основание философии как науки связывает: а)Открытие академии наук б) Открытие Московского университета. Большой вклад в развитие философии и первым материалистом был Ломоносов.

4. Вторая половина 18 века. Характеризуется развитием светской культуры под влиянием европейского просвещения. На первый план выходит две проблемы: 1. проблема образования, распространения знаний 2. Проблема установления справедливого общества, поэтому кроме этических вопросов рассматривались социальные вопросы. Большой вклад в этом периоде внесли Татищев, Дашкова, Новиков, Радищев.

5. 19 век. Создаются первые философские кружки под руководством Одоевского и Чаадаева, где вновь главной проблемой становится проблема места и роли России в общей мировой цивилизации. В это же время в рамках революционно демократического направления создается философская школа «Русский марксизм» (Плеханов).

6. Конец 19 века начало 20 века. Серебряный век русской  культуры. В русской философии характеризуется как период систем. Первую систему о все единстве пытался представить Владимир Соловьев. Он считал, что все единство заключается в соединении идей религиозной морали, с идеями социального устройства.

7. В советское время философия развивалась только в рамках Марксизма и Ленинизма. Все, что противоречило Марксистка Ленинской идеологии, что не входило в рамки этого учения, считалось не просто вредными, но и не приемлемым.

Основные особенности развития русской философии.

1. Это то, что за весь период  развития русской философии главной  темой была о мести и роли  России в общей мировой цивилизации.

2. Не только представители религиозно  идеологического направления, но  и почти все философы начиная с 17 века вопросы этики, морали и нравственности считали основными.

3. Русская философия характеризуется отсутствием таких глобальным систем как материализм, диалектика.

5. Эмоциональность и чувственность  русской философии. Философия - это  не продукт холодного ума, а  плоть горячего сердца.

6. В русской философии были  разработаны важные стержневые  понятия, такие как соборность, всеединство, богочеловечество и другие, которые  в последствии, стала использовать вся мировая философия.

7. Своеобразие русской философии  заключается в личности философа, в его духовном облике. Среди  русских философов не было  дипломированных специалистов,  поэтому многие из них не имели философского образования. Быть философом на Руси означало быть проповедником, который не просто думает и рассуждает, но находится в особом состоянии духа и даже ведет особый образ жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"