Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 16:02, шпаргалка

Краткое описание

1 Философия, ее предмет, функции и структура
Ф-фия (Пифагор автор слова фило —– любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпора по ф.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

Концепция гр. об-ва:

Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII — началу XIX веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству (особенно Гегель). В философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса.

Гражданское общество (в рамках системно-управленческого подхода) рассматривается как субъект формулирования объёмов гражданских прав и свобод, необходимых для воспроизводства населения, развития предпринимательства и обеспечения социальной ответственности бизнеса. Теоретические основы гражданского общества как субъекта и объекта в системах политического и социально-экономического управления, инструменты гражданского общества разработаны.

Ф-ии гр. об-ва:

1. Защита частных сфер  жизни людей.

2. Сдерживание политической  власти от абсолютного господства.

3. Стабилизация общественных отношений и процессов.

 

39 Человек и  исторический процесс.

Между отдельной личностью и обществом существует отдельное соотношение.

Приоритет личности над обществом называют индивидуализм.

Приоритет общества над личностью называют коллективизм.

Вселенское, социальное и индивидуальное составляет мировое целое, которое изучается философией.

История-деятельность, приследующая цели человека.

Человек в процессе истории является одновременно и предпосылкой результатом истории.

Законы развития общества-объективные, существенные, повторяющиеся связи, явлений общественной жизни.

Движение к оюществу называется прогрессом.

Качественные изменения в развитии природы, обществе и познании за относительно короткий промежуток времени называется революцией.

Постепенные изменения в обществе и природе называется эволюция.

Изучение исторического процесса связано с вопросом о движущихся силах истории.

1)Натурализм (движ. фактором  развития общества счит природу)

2)социал-дарвинизм (движ. силой  является борьба за существование)

3) Согласно Гегелю двигателем  истории явл. мировой дух или  абсолютная идея.

4) Марксизм

Учение, признающееся, что все в мире предопределено, назыв фатализм.

 

40 Формационный  подход в изучении исторического  процесса.

Формационная история разработана в рамках исторического материализма К. Марксом.

Общественная экономическая формация-определенная ступень развития общества.

Особый способ пр-ва (единство производственных сил и производственных отношений.)

Духовная надстройка.

Изменение способа пр-ва приводит к изменению надстройки.

К.Маркс выделил 5 формаций:

1) первобытная(низкий уровень  производственных сил, зависимость от природы, отсутствие частной собственности, нет эксплуатации человека человеком)

2)рабовладельческая( антогонистическая  формация)(прибавочный продукт полностью присваивается собственником рабовладельца)

3)Феодальная(общество, в котором  используется труд крепостных  крестьян, собственность находится  в руках землевладельца)

4)Капиталистическая стадия

5)коммунистическая(общество  будущего, для которого характерен высокий уровень производственных сил.)

Концепции культурно-исторических типов или локальных цивилизаций.

Основные представители: Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер.

 

41 Концепции локальных  культур (О.Шпенглера и А.Тойнби)

Интересна концепция немецкого философа-идеалиста О. Шпенглера. Сущность ее заключается в рассмотрении культуры как организма, который обладает единством и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого культура, умирая, перерождается в цивилизацию.

Шпенглер заявил, что рассматривать культуру как оппозицию к природе нельзя, локальные культуры - это своеобразные живые организмы и их изучать надо аналогично тому, как изучаются отдельные элементы природы. Можно обозначить узловые пункты их развития:

- Рождение 

- Расцвет 

- Гибель

Все локальные культуры смертны, никто не оказывается исключением, и человеческие культуры тоже. В среднем каждая локальная культура живёт - 1000 лет. Культура и цивилизация для Шпенглера совершенно разные образования. Можно на основе этих трех пунктов выделить два этапа в развитии культур:

(От рождения до расцвета - культура)

(От расцвета до гибели - цивилизация)

 

Таким образом, цив-ия рассматривается как противоположность культуре. Это означает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. С этой точки зрения на культуру очень тесно соприкасается теория "локальных" цивилизаций английского историка А. Тойнби. Диалектико-материалистическая философия рассматривает культуру как специфическую характеристику об-ва, которая выражает достигнутый челове-чеством уровень исторического развития, включающий в себя определенное отн-ие чела к природе и обществу, развитие творческих сил и способностей личности. Важнейшей детерминирующей характеристикой культуры является ее качественная сторона. Любое выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков, степени развития чела. Реальная, живая культура неотъемлема от чела как от субъекта культуры. Собственно сам процесс форми-рования чела протекает как культурно-исторический процесс. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деят-ти. можно сказать, что культура - это мир чела, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоздаваемый им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни, "вторая" искусст-венно созданная челом природа. Там, где есть чел, его деят-ть, ее продукты, взаимоотн-ия м/у людьми там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в челе.

 

43 Концепции доиндустриального, индустриального, постиндустриального  общества

Доиндустриальное общество

В доиндустриальную эпоху господствовало натуральное сельскохозяйственное производство. Индивид не мог просуществовать, не будучи, так или иначе, связан с землей, с земледельческим процессом. Земля представляла собой как бы неорганическое тело трудящегося индивида, существовало природное единство труда с его естественными предпосылками. Человек был включен в биологические циклы природы, был вынужден подстраиваться под них, соизмерять свои действия с биологическим ритмом сельскохозяйственного производства.

Индустриальное общество

Совершенствование искусственных, созданных человеком орудий труда, безусловно, способствовало преодолению зависимости человека от природы, созданию предпосылок для перехода от естественных производительных сил к общественным. Развитие системы орудий труда, техники позволило человеку увеличить меру власти над внешней природой. Техника выступает как «вторая природа», как природа, преобразованная человеком.

Промышленная революция раскрепощает индивида: на смену личной зависимости приходит личная независимость. Она проявляется в том, что присвоение средств производства и жизненных средств не опосредовано в рыночной экономике принадлежностью человека к какому-нибудь коллективу. Каждый товаропроизводитель, хозяйствует на свой страх и риск и сам определяет, что, как и сколько производить, кому, когда и при каких условиях реализовать свою продукцию.

Постиндустриа́льное о́бщество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44 Духовная жизнь  общества и духовная культура

Ф. – есть явление дух-ной жизни общ-ва и его дух-ной культуры. Дух культура представляет собой проявление человеческого духа или души и души народа. Это культура человеческой мысли, многогранных человеческих чувств. Дух-ная культура выражается в науке, искусстве, морали, религии, в каждодневном дух-ном общении м/д людьми. Наука есть главным образом проявление рационального мышления (строгологического), хотя в ней проявляются чувства и интуиция. В искусстве также проявляется логическое мышление, но в нем намного больше интуиии и чувств, чем в науке. Нередко – это проявление человеческой души которой трудно выразить логически и вообще в словах. (в музыке, живописи, скульптуре). Проявлением духовной культуры выступает и мораль, как система нравственных чувств и убеждений, ,моральных ценностей, в качестве которых выступают представления людей о добре, справедливости, долге, совести, чести, смысле жизни. Все это прояв-ние дух-ной культ-ры людей и их духовностию, включая религиозную духовностьи религиозную культуру. Ф. – же занимает особое место в системе дух-ной кул-ры. Она воспроизводит мир в его единстве и целостности и выступает как ядро мировоззрения личности. То или иное фил-кое мировоззрение:

а) в немалой степени направляет поиск ученого

б) лежит в основе творческой ориентации художника

в) воздейтсвует на формирование моральн ценностей больших масс людей.

Формируя у людей определенное миропонимание, фил-я направляет их дух-ю деятельность и тем самым направляет развитие всех элементов духовной культуры, в том числе науки, исскуства, морали, религии, всех видов дух-ного общ-ния м/д людбми.

Роль философии в развитии дух-ной культуры – основополагающая. По словам немец ФИО-фа Гегеля, фил-я – это эпоха схваченная в мысли. Вся эпоха эпоха». Другими словами фил-я отражает в себе всю эпоху и влияет на ее дух-ное содержание. Само слово философия означает»любовь к мудрости». Фил-ы как на Востоке так и на западе не редко выступали в роли мудрецов. «Быть философом – хначит быть мудрым», - говорил древнегреческий философ и математик Пифагор.  Человеческая мудрость это не только знания. Мудрость – это способность глубоко видеть суть проблемы и принимать соот-е решение на основе знаний, опыта и интуиции. Ф касается всех сторон дух-ной деятельности человека. Она учит мыслить и постигать человеч дух-ть во всех ее проявлениях этим определяется ее роль в дух развитии человека и в его дух-ной культуре.

 

45 Общественное  сознание и общественное бытие

Общественное сознание представляет собой многогранный динамический процесс, поддерживаемый активностью индивидуальных сознаний. В общественном сознании содержатся устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, теории, пытающиеся обобщить особенности различных сторон общественной жизни. Когда говорят об общественном сознании в собственном смысле слова, имеют в виду, прежде всего то, чем сознание людей, объединенных в некоторые группы, отличается от сугубо индивидуального сознания человека, направленного, скажем, на решение его личных проблем, на организацию индивидуальной жизни. В этом смысле общественное сознание — это сознание, всегда направленное на решение общих проблем устройства общественной жизни в целом и на изучение таких свойств окружающего мира, которые имеют общее значение.

Общественное бытие и общественное сознание - две стороны, материальная и духовная, жизни об-ва, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О. б. марксизм понимает материальное Отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения (в классовом об-ве-классовые), в к-рые люди вступают в процессе этого производства. О. с.- это взгляды, представления, идеи, политические, юридические, эстетические, этические и др. теории, философия, мораль, религия и др. формы сознания. Вопрос о взаимоотношении О. б. и о. с. является конкретизацией осн. вопроса философии в применении к об-ву. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни об-ва. В действительности же сознание есть не что иное, как отражение в духовной жизни людей их О. б. Первую формулировку этого положения, подводящего под науку об об-ве твердое научное основание, дали Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»: «...люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение (т. е. производственные отношения.- Ред.), изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» (т. 3, с. 25). Марксизм не только объяснил этот решающий для понимания жизни людей факт. Он показал также, что взаимоотношения О. б. и о. с. не просты, а сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории О. с. формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей, то в дальнейшем, с расчленением об-ва на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, О. б. воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и государственный строй, правовые и политические отношения и т. п., также оказывающие огромное влияние на О. с. В этих условиях непосредственное выведение О. с. из материальных отношений приводит к вульгаризации и упрощению. О. с. и его многообразным формам, при всей их зависимости от О. б., присуща относительная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в материальной жизни об-ва никогда не создают заново продукты О. с., ибо духовные представления - научные, философские, художественные и прочие идеи - зависят от накопленного ранее материала и подчиняются определенной внутренней ло-: гике своего развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"