Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:14, шпаргалка

Краткое описание

1/Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения.
2/Исторические типы мировоззрения:
3/Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки.
4.Структура философии (традиционная сегодня):
...
45.Философия и прогностика. Модели будущего в современной футурологии.

Вложенные файлы: 1 файл

2.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Как бы кстати упоминается, что согласно синергетике в основе развития не борьба, а сотрудничество.

Исторические формы диалектики:

- искусство беседы (Сократ);

- метод правильного мышления  и словопрения (эллинизм);

- метод обоснований и ведения  богословских диспутов (средневековье);

- универсальный метод развития  и познания бытия (якобы Гегель);

- учение о развитии  материи и познания (марксизм);

- учение о противоречиях  между всеобщим и единичным,  неподлинным и подлинным существованием (экзистенциализм);

- метод разрешения  противоречий между объектом  и субъектом (критическая диалектика);

- признание неразрешимости жизненных противоречий (трагическая диалектика);

- идеология неприятия  существующей реальности, тотальный  нигилизм (негативная диалектика).

 

29.30.Понятие природы в философии и науке.

Природа – это якобы «весь мир в целом, все сущее». Она же (по содержанию) - синоним научным и философским категориям «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос». Кроме того, в современной культуре в ходу понятия «образ природы» и «картина природы», обозначающие систему представлений о природе. (Еще бы, в современной «философии» реальность растворяется в образах, исчезает под их сумбурным нагромождением).

Философия природы разрабатывает  синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы на основе следующих  принципов:

- все формы жизни  должны существовать, их ценность не зависит от пользы человеку;

- люди не вправе  снижать природное разнообразие;

- человеческое вмешательство  вредоносно;

- бережное отношение  к природе - залог совместной эволюции человека и природы.

Основные модели взаимоотношения человека и природы: мифологическая (природа одухотворена и она всегда главнее людей), научно-технологическая (человек владыка природы), диалогическая (природа и человек должны взаимодействовать как партнеры ради совместного развития – коэволюции).

Люди не могут полностью контролировать природу, поэтому якобы должны отказаться от иллюзии всезнания и всемерно воздерживаться от силового воздействия на природу. Это, мол, еще в концепции Вернадского о ноосфере (сфере разума) замечено.

 

31. Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу.

Сознание – сущностная характеристика человека (то, что делает его человеком) = способность к  осмыслению (постижению, переживанию, проектированию) внешней действительности и своего внутреннего опыта.

Сознание неуловимо для внешнего наблюдения. При объективировании в языке, поведении-деятельности, мозге - нивелируется уникально-личностное. Авторы же считают, что философская реконструкция должна отражать все философские аспекты.

Видимо, поэтому авторы уверены, что философия сознания повторяетподходы к философскому анализу сознания, применявшиеся в истории европейской метафизики:

- субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель): разум – субстанция (основа и сущность) мира, человеческий разум – проявление Мирового Разума;

- функциональная модель (Гоббс, Локк, Бюхнер, Ленин, Рорти): сознание – функция нервной системы и мозга, чувства – источник сознания;

- экзистенциально-феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): сознание свободно конструируется индивидуальным Я из внешних и внутренних потоков мыслей, чувств, ассоциаций;

- социокультурная парадигма (марксизм, символический интеракционизм, структурализм): сознание - продукт общественных отношений, социальных взаимодействий, языка.

 

32. Проблема генезиса сознания.

Сознание многоуровневая система из природного, личностного  и социокультурного, поэтому его генезис = природная эволюция + становление культуры и общества + индивидуальное развитие.

Природное основание  сознания – свойство отражения, в живой природе развивающееся так: раздражимость (недифференцированная реакция) – чувствительность (дифференцированная реакция) – психика (комплексная реакция и гибкое приспособление).

Отличие человеческого сознания от психики животных: абстрактно-логическое мышление, целеполагание, самосознание, язык. Эти отличия продукт социо- и культурогенеза.

Первичный акт сознания как человеческого мышления –  оперирование идеальными проекциями объектов. Стадии развития мышления: наглядно-действенное  – образно-символическое – логико-понятийное.

Онтогенез (личное развитие) сознания - повторение филогенеза (истории развития рода). Его стадии: сенсомоторная (непосредственная реакция) – дооперационная (предварительное продумывание слов-символов) – операционная (практическая реализация: реальное комбинирование).

 

33.Человек как предмет философского анализа.

Человек – наиболее уникальное и универсальное существо («в известном  смысле он все»). Понятие «человек»  трудно определить. Здесь всегда самопознание.

Человек точка пересечения самых различных проекций бытия, в широком смысле он - единство микрокосма (проявление основных законов природы),микротеоса (воплощение идеалов; дословно «микро-бог» - не путать с «микробом») и микросоциума (совокупность общественных отношений). В узком смысле он –биосоциальная или биопсихологическая целостность.

Наиболее классической считается триадичная модель человека: тело(природное) + душа (жизненная энергия, бессмертное, очерчивающее сроки земному, источник свободы творчества) + дух (общечеловеческое в нас, то есть разум и воплощение (отражение) социального).

Важные категории: индивид (отдельно взятый человек), индивидуальность (совокупность уникальных свойств), личность (единство социально-значимых и индивидуально-психологических  характеристик).

Философские стратегии интерпретации человека:

- натурализаторская (человек – неразрывная часть природы, либо ее венец, либо несостоявшееся животное);

- экзистенциально-персоналистская (человек - нечто уникальное, особое начало в мире, наивысшее проявление свободы выбора);

- рационалистическая (человек - носитель разума, тождественного разумности Мироздания или Всевышнему Разуму);

- социологизаторская (человек - не столько природный, сколько социальный продукт).

 

35.Познание как деятельность. Диалектика субъекта и объекта познания.

Познание – творческая деятельность человека и человечества, направленная на получение достоверных знаний о действительности. Оно же в целом - активное взаимодействие субъекта и объекта.

Субъект здесь – человек, а объект – фрагмент реальности. Предмет познания более узок, чем объект, поскольку предмет - только «конкретная проблема».Диалектика субъекта и объекта: взаимопереходы объект-субъект, влияние друг на друга.

Проблема: как ограниченный человек может претендовать на объективность и всеобщность своих познаний.

2 классических подхода к решению:

- объективно-натуралистический  (Бекон, Локк, Дидро) – познание  зеркальное отражение действительности, достоверность подтверждается опытной  проверкой, природа всеобща во  всем, в том числе в своем образе (отражении человеком);

- субъективно-рефлексивный (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) –  познание неотъемлемая часть  и упрощенная копия Вселенского  Разума, содержащего в себе все,  поэтому познание объективно  и всеобще. Проверка – рефлексия над полученными знаниями (их тщательное продумывание).

3 неклассических решения (во всех подобных решениях объект зависим от субъекта, а субъект не беспристрастен, склонен к творчеству и практической эффективности):

- социально-практическая  модель (марксизм): общественно-историческая практика определяет содержание познания и изменяет его;

- лингвосемантическая  стратегия (аналитическая философия): связность речи (языка) становится  критерием научности, заменяя  собой объективность и всеобщность  классики;

- гуманитарно-диалогическая стратегия (феноменология, герменевтика): неустанное согласование внутреннего опыта - вот подлинная цель человека, а не объективность и всеобщность познания.

Постнеклассическая философия отстаивает множественность возможных интерпретаций опыта – чем их больше, тем лучше, тем конкретнее субъект подлаживается к объекту, удерживаясь от чрезмерной и пагубной агрессии в отношении природы. Кроме того, «субъект умер» - так как объелся этой многовариантной каши, а объект, слишком игнорируемый неклассиками, начал «мстить» и теперь его приходится принимать в расчет. Вот такая тяжелая жизнь у современного (постнеклассического) философа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36.Проблема истины в познании. Классическая концепция истины и ее альтернативы.

Истина – цель познавательной деятельности. Но как определить достоверность знаний? На этот вопрос в разных концепциях разные ответы.

Классическая (корреспондентская) концепция (от Аристотеля) – истина - соответствие знаний действительности, то есть признается наличие объективного мира и возможность его точного познания (неточности устранимы).

Начиная с Канта, все чаще истину описывают не столько как объективное, сколько как субъективное состояние. Этому сильно способствовал кризис в физике XIX-XX вв., разрушивший веру в нейтральный статус реальности «теорией относительности» и «квантовой механикой».

Концепции неклассической философии (все они релятивны и вероятностны, ставят истину в зависимость от субъекта):

- марксизм: истина относительна (с элементами абсолютного), субъективна по форме и исторически конкретна, критерий истинности – практика;

- семантическое определение истины (Тарский): истинно высказывание, адекватное своему предмету и непротиворечащее другим высказываниям, истинность всего проверяют путем создание абсолютно непротиворечивого метаязыка;

- когерентная концепция (Нейрат, Карнап): знания должны быть взаимосогласованы без логических противоречий;

- конвенционалистская концепция (Пуанкаре, Кун): истина – то, что признано (согласовано) научными авторитетами (критерии, которыми руководствуются авторитеты, авторы не сообщают);

- прагматическая концепция (Пирс, Дьюи): истинно все, дающее уверенность и приносящее успех;

- феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): истина - согласованность внутреннего опыта.

Постнеклассические философии проблему истины переносят из гносеологии в социально-политический дискурс: истина - часть идеологии, и к любым претензиям на абсолютность надо относиться иронично, предпочитая то, что сглаживает социальное напряжение.

Авторы призывают применять все концепции, учитывая сложность мира и то, что неклассическая философия якобы преодолела оппозицию «истина-заблуждение»!

 

37.. Научное познание и его специфические признаки.

Специфика научного познания постигается при сравнении с  повседневным (обыденным) познанием. По субъекту: в повседневности кто угодно познает – в науке профессионал. По объекту: там обыденное знание приобретается – здесь законы действительности и даже прозревание будущего. По способу: в быту познают ненарочно – в науке целенаправленно, экспериментируя, осмысливая с помощью спецязыка. По результату: вне науки банальности – а в ней якобы всегда нечто новое. 

. Структура научного знания.

Уровни структуры научного знания отличаются спецификой методов, методологией. Метод – совокупность правил, приемов и способов познания и преобразования действительности. Методология науки – система всех методов.

Основные уровни структуры научного знания:

- эмпирический: постижение внешних (эмпирических) фактов и зависимостей через наблюдение (прямое и косвенное), сравнение (непосредственное и опосредованное), измерение (прямое и косвенное), эксперимент (натуральный, модельный, поисковый, проверочный), описание;

- теоретический: выявление внутренних и существенных связей (законов) и проблем, создание гипотез и теорий посредством мысленного эксперимента,идеализации, формализации (формул, графиков и т.п.), восхождения от абстрактного к конкретному (то есть сборка абстрактно-исчерпывающего образа всего и вся из его же абстрактных черт), аксиоматики (постулаты, аксиомы),гипотетико-дедукции (проверки дедуктивных выводов), историко-логических исследований (логика процесса, эволюции);

- метатеоретический: установление общих характеристик объектов (предметный аспект) и способов их познания (рефлексивный аспект), то есть создаются картины мира, идеалы и нормы науки, философские основания науки – все это через отраслевую и философскую рефлексию.

 

38.Понятие метода и методологии. Основные методы и формы научного познания.

Метод – совокупность правил, приемов и способов познания и преобразования действительности. Методология науки – система всех методов, а также учение о методах.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"