Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:14, шпаргалка

Краткое описание

1/Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения.
2/Исторические типы мировоззрения:
3/Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки.
4.Структура философии (традиционная сегодня):
...
45.Философия и прогностика. Модели будущего в современной футурологии.

Вложенные файлы: 1 файл

2.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

2) Рационализм (Р. Декарт, Паскаль, Спиноза, Лейбниц) – критерий истины в сознании («я мыслю»), признаются врожденные идеи и дедукция в качестве стержневого вида доказательства.

3) Атомистическая программа (Гассенди и Бойль) – мир из элементов и их сочетаний.

4) Механистическая программа (Ньютон) – мир большой механизм, познаваемый через опыт, индуктивное выведение законов и дедуктивные выводы, проверяемые на практике.

 

15. Социально-политические концепции философии Просвещения.

Речь преимущественно  о 18 веке. Выделяют английское, французское, немецкое, американское и русское  просвещение.

Просвещение в целом  антиклерикально, антисословно, свободомысляще, либерально-демократично, выступает  за научный и социальный прогресс. Его центр – «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Д`Аламбера и Дидро. Цели – преобразование мира со знанием дела, просвещение и воспитание человека.

Главные социально-политические концепции:

Теория естественного права (неотъемлемых прав) – есть, мол, прирожденные права на свободу, равенство, собственность, счастье и т.п.

Теория общественного договора – общество формируется по договоренности (действительной или условной) между гражданами (гражданами и властителями). У Гоббса государство (лучше абсолютная монархия) призвано договором пресекать «войну всех против всех». У Локка государство обязывается по договору защищать свободу, собственность и другие права, и власть подлежит свержению за плохую работу.

Понятие «Гражданское состояние» (заменено понятием «гражданское общество» в конце 18 века). Это, мол, – созданные правом и моралью условия для максимальной реализации частных интересов.

Все эти концепции  способствовали торжеству буржуазии, в том числе через Великую  Французскую революцию и Войну за независимость США.

 

 

 

 

16. Классическая немецкая философия: специфика и круг проблем.

Период - 1770-1831 гг. Лица: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

Высшая форма классического  рационализма: разум организует действительность по образу и подобию своему. Преддверие неклассического философствования.

Разнообразие: дуализм  Канта, субъективный идеализм Фихте, объективный  идеализм Гегеля, материализм Фейербаха.

Кант усомнился в  познаваемости объекта, исследовал способности разума. Якобы выявил, что знание производно и от субъекта. По Канту «феномены» известны – «ноумены» нет, есть априорные (доопытные) идеи и их соединяющие суждения – всеобщие схемы сознания. Не теоретический, а практический разум дает нам знание Бога и ведет по жизни. Категорический императив предписывает поступать согласно долгу против хотения.

Фихте, Шеллинг, Гегель якобы  искали механизмы генезиса транцедентальных (из недоступного приходящих) истин, которые  по причине своей всеобщности  не могут прийти через ограниченные человеческие чувства.

Диалектика Гегеля (?!) – универсальная логика становления  и развития разума, природы и истории, путь от поверхностных абстракций к  их всеобщей, конкретной системе.

Фейербах доказал, что  Абсолютный разум Гегеля – есть выхолощенный разум человека и занялся человеком как реальной основой всякого философствования.

 

9.Основные черты классического типа философствования.

Время классической философии: в узком смысле - от Декарта до Гегеля, в широком от Парменида и Платона.

Основные черты:

- ориентированность на разум как основание миропорядка и инструмент познания;

- объективизм (нацеленность на познание объективной (природной) действительности;

- признание совпадения (тождества) бытия и мышления;

- детерминизм (признание  причинно-следственных связей);

- познание - отражение объекта;

- стремление к абсолютной  истине;

- научность и системность как эталон;

- человек разумное  существо, познаваемое, как и всякий  объект;

- социальные законы  сродни природным;

- признание социального  прогресса;

- исторические законы универсальны. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Постклассическая философия и основные исследовательские программы.

Постклассическая философия  не имеет единого мировоззренческого центра, она многожанрова. Единственное, что объединяет неклассические школы, – критика классики.

Особенности постклассики:

- в центре внимания  человек (внутренний мир, общество, культура, наука);

- признание уникальности (ни на что непохожести) социальной  реальности;

- разум привносится  в абсурдный мир самим человеком;

- критика способностей разума и возвеличивание на его фоне иных способностей человека;

- все вероятностно (разгул  случайного);

- познание – во  многом результат свободного  творчества познающего;

- релятивизм (истина всегда  относительна);

- ориентация на практический  результат;

- критика прогресса;

- у каждого общества  специфическое развитие.

Основные исследовательские программы:

Иррационализм: Его родоначальник – Кьеркегор: у каждого своя сущность (внутренняя экзистенция), ее необходимо выявлять и проявлять.

Шопенгауэр: мир – единство воли и представления, надо стремиться к состоянию, где все различия угасают.

Ницше: за торжество воли к власти и господство сверхлюдей.

 

19.Позитивизм: Классический (середина XIX в. - Конт, Милль, Спенсер): подлинное знание лишь в естествознании, а философия должна помогать систематизации этих знаний. Эмпириокритицизм (начало XX в. - Авенариус, Мах): знание синтез психических феноменов (физиологического опыта), синтезируя - следует избавляться от абстракций, не имеющих опытных прообразов.Неопозитивизм (Карнап, Витгенштейн): изучение формально логической и лингвистической структуры науки, верификация (только проверяемое уместно в науке) и конвенционализм (все доктрины – результат соглашений научных мэтров).Постпозитивизм (вторая половина XX в. Поппер, Рассел, Кун и др.): изучение динамики научного знания и влияния на него всех факторов, принцип фальсификации Поппера (правдоподобно то, что проверяемо, но не опровергнуто) и «парадигма» Куна (она - идея или небольшой комплекс идей, определяющих правдоподобность всех истин данной эпохи).

 

21.22.Философская мысль Беларуси.

Здесь «белорусскость» - географически-территориальная привязка.

Этапы:

1) Предфилософский этап (X-XII вв.): распространение христианства (Кирилл Туровский, Ефросинья  Полоцкая), просвещение и издание рукописных книг, формирование комплекса философских, общественно-политических, этических и эстетических идей.

2) Гуманистическое и  реформационное движение (XVI-XVII вв.): влияние Ренессанса и Реформации, формирование белорусской народности  и языка. Скорина – идея общего блага, достигаемого с помощью права. Гусовский. Будный – антитринитаризм (неприятие троичности Бога), отрицание божественности Христа, загробного мира, признание диалектики прирожденным качеством человека. Тяпинский. Сапега.

3) Схоластика (конец XVII - первая половина XVIII века): господство ордена иезуитов (Смотрицкий, Тылковский, Залусский). В противовес – атеизм Лыщинского.

4) Просвещение (вторая  половина XVIII в. – первая половина XIX в.): рационалистические философии,  образование и воспитание, стремление к справедливому обществу, тайные студенческие общества (Нарбута, Стройновский, Чечот, А. Мицкевич).

5) Национально-демократический  этап (вторая половина XIX в. – начало XX в.): примат национального возрождения,  темы национального самосознания, самоидентичности (Купала, Колос, Богушевич, Абдиралович).

6) Марксизм-ленинизм (20-80 гг. XX в.): белорусские философы особо  отличились в истории философии,  методологии науки, диалектике, социологии, философии культуры.

7) В 90-е годы XX в. начался новейший этап: расширение проблемного поля, глубокий и детальный анализ путей развития Республики Беларусь.

 

23.Онтология как философское учение о бытии. Исторические типы онтологии.

Онтология (относ –  сущее). В качестве самостоятельного раздела философии (учения о сущем как таковом) ввел Вольф (1730 г.). Отцами ее авторы называют Гераклита, Парменида и Платона.

Основные категории: бытие-небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время. Для материалистов важнейшее – соотношение материи и сознания (у них это основной вопрос философии).

Категория «бытие» нацеливает на поиск начала, объединяющего все вещи. Важнейшая проблема: соотношение бытия и небытия - что из них первоначальнее? Виды решений: 1) философия бытия (бытие вечно, ибо «из ничего ничего не бывает»); 2) философия небытия (все из ничего, бытие иллюзорно) – эта философия занята обоснованием небытия и изучением виртуальностей.

Основные виды бытия: материя (независимое от человека и отражаемое им) идух-идея (субъективная реальность).

4 основные формы бытия: 1) бытие вещей (онтология природы), 2) бытие человека (онтология человека), 3) бытие духовного или идеального (онтология культуры), 4) бытие социального (онтология общества).

Исторические типы онтологии:

- античный - поиск первоначал материальных или идеальных;

- средневековый - познание сверхсущего бытия Бога, в коем совпадают сущность и существование;

- нового времени - учение о способах получения научного знания;

- новейшего времени (XIX-XX вв.) - возрождение онтологии как осмысления существования человека в универсуме.

 

24.Философское учение о материи.

Материя (от латинского «вещество») – философская категория, у материалистов  обозначающая субстанцию (носитель всех свойств), первоначало по отношению к сознанию.

Эволюция понятия «материя»:

1) вещь, вещественное  начало мира, совокупность первоэлементов (древние греки);

2) носитель свойств:  массы, протяженности, неделимости,  непроницаемости (рационалисты-естествоиспытатели  нового времени);

3) объективная реальность, данная в ощущениях (марксизм-ленинизм).

Материальный мир сложно организован - чтобы постигнуть, его группируют в классы: физический, химический, биологический, социальный. Все систематизируется или структурируется путем выявления: 1) единого материального носителя, 2) однотипных (типовых) структур, 3) принципа, позволяющего разложить в иерархии от низшего к высшему.

В неживой природе  иерархия такова: вакуум - элементарные частицы - атомы - молекулы - макротела (твердые, жидкие, газообразные) - планеты - звезды - галактики - метагалактики.

В живой: протоплазма - клетка - организм (особь) - вид (популяция) - биоценоз - биогеоценоз (экосистема).

Специфический вид материальной системы - человеческое общество. Его подсистемы: семья - классы - нации и др.

 

26.Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.

Динамику бытия раскрывают категории «движение», «развитие» и  «покой».

Движение как философская категория обозначает изменения как свойство сущего.

Формы движения: физическое, химическое, биологическое, социальное, духовное. По направлению виды движения формы таковы: круговорот, восхождение, нисхождение, единство восхождения и нисхождения.

Развитие названо авторами «необратимым изменением». Его виды: прогрессивное, регрессивное, нейтральное, а также революционное и эволюционное.

Покой – якобы относительная устойчивость сущего.

Концепция (принцип) глобального (универсального) эволюционизма – якобы занимает одно из центральных мест в научной картине мира. Это сведение воедино всех видов развития на принципах: самоорганизации (синергетики) и эволюции (космической, химической, биологической, социальной). Согласно этой концепции все системы самоусложняются: растет их разнообразие, а стабильность снижается. Многое случайно, но господствует «наследственность» (причинность, преемственность), не определяющая, однако, всего. Развитие идет путем отбора наиболее реального варианта из множества возможных.

 

27/28.Диалектика как философская концепция развития. Исторические формы диалектики.

Диалектика в современной философии – теория развития бытия и метод его познания. Элементы данной теории: принципы, законы и категории.

Основные принципы: принцип развития и принцип всеобщей связи.

Законы – наиболее общие связи: среди них выделяют существенные, необходимые и устойчивые.

Основные законы диалектики:

- единства и взаимодействия  противоположностей или закон  противоречия (якобы определяющий  источник развития);

- взаимоперехода количественных  и качественных изменений (якобы  описывающий механизм развития);

- отрицания отрицания (якобы  задающий направление развития).

Неосновные законы: причина-следствие, необходимость-случайность, возможность-действительность, содержание-форма, часть-целое, сущность-явление. (Руководствуясь логикой авторов, сюда можно вписать и другие пары достаточно общих противоположностей, но авторы ограничились лишь тем, что им самим понравилось в учебниках марксистского диамата).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"