Философские идеалы эпохи Просвящения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:31, реферат

Краткое описание

Наш интерес к философии эпохи Просвещения определяется не только тем, что эта философия является одним из важных этапов в развитии западноевропейской философской мысли, во многом повлиявшей на характер новых философских течений в XIX веке.
Философия эпохи Просвещения привлекает к себе наше внимание еще и потому, что многие ее ориентиры, связанные с преувеличенными надеждами на разум, науку, просвещение, в середине XX столетия стала и нашими ориентирами, идейно в середине XX века мы были захвачены перспективами научно-технического прогресса и многие идеи философии истории XVIII века получают свое второе рождение в «технологическом детерминизме» XX века

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3стр.
1. Философия эпохи Просвещения. Философские идеалы……………………………...4стр.
2. Свобода и ответственность личности ………………………………….…………….16стр.
Заключение………………………………………………………………………………..18стр.
Список использованных источников……………………………………………………21стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Философские идеалы эпохи Просвещения.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Идеи Д. Юма были усвоены немецким философом И. Кантом, причем И.Кант не просто усвоил эти идеи, но и начал развивать их дальше. В научной деятельности И. Канта можно выделить два периода. В первый период И. Кант был преисполнен оптимизма в познании природы, в познании Вселенной. Он сам стал автором «Всеобщей естественной истории и теории неба». Но вскоре, в начале 70-х годов XVIII века, после знакомства с работами Д. Юма И. Кант приходит к мысли о том, что человек если и познает что-то, то только не природу саму по себе (существующую независимо от человека), не реальные природные процессы сами по себе.

Если Д. Юм и И. Кант подвергли  сомнении возможности науки в  плане познания природы, то Ж.Ж. Руссо (Франция) выступил в своих работах  против основной идеи, пронизывающей  всю «философию истории» XVIII века, т.е. против тезиса о том, что именно наука и просвещение являются движущей силой и истинными рычагами общественного прогресса. Отмечая пороки современного ему общества, он доказывал, что корни всех этих пороков следует искать не в невежестве людей, а в имущественном неравенстве, в однажды утвердившемся в обществе господстве частной собственности.

Ж.Ж. Руссо идеализирует естественное начальное состояние общества, когда  еще не было этой частной собственности, когда все люди были, как он думал, равны и никто ни от кого не зависел: не было ни потребителей, ни производителей, не было разделения труда, т.е. того, что жестко связывает одного человека с другим. Такое общество, полагал он, отличает естественная нравственная чистота. Но вот один человек вдруг заявил, что “эта вещь - моя”. И люди на беду свою его не остановили. С этого и начинаются все наши беды, все пороки современного общества.

 

Свобода и ответственность  личности

Особое место этой эпохи, охватывающей конец XVII-XVIII вв., отразилось в полученных ею эпитетах «Век разума», «Эпоха Просвещения».

Просвещение - необходимая ступень  в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом  жизни. Просвещение в основах  своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха. Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек  обладает разумом, духовной и физической силой Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства, что только перед Богом, но и перед законами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения.

Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении  знаний. И не без их участия в  эпоху Просвещения победу одержал  рационализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в Средние века.

Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества.

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные  с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений  обусловили основные доминанты культуры XVIII в.

В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Лоцком (1632-1704). Основное его сочинение - «Опыт о человеческом разумении» (1690) - содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка тесно связано с высокой оценкой человеческого труда Он был убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов - необходимый результат принятия трех неотчуждаемых прав.

Как и большинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных индивидов и  их частных интересов. Правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных. Локк подчеркивал: мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые, во всяком случае, могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить, но только упражнение этих сил может сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству.

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства: не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения.

Возрожденческий идеал свободной  личности приобретает атрибут всеобщности. И ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественного устройства.

Как течение общественной мысли  Просвещение представляло собой  некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм, в том числе церковных Г. А. Юлдашева.

 

Заключение

XVII и XVIII века - это время особых  исторических изменений в странах  Западной Европы. В этот период  наблюдается становление и развитие промышленного производства.

Уже в XVII веке многие полагают, что  «знание - сила» (Ф. Бэкон), что именно «практическая философия» (конкретно-научное  знание) поможет нам с пользой  для нас овладеть природой и стать  «господами и хозяевами» этой природы (Р. Декарт).

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш  разум.

Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и  главной обязанностью любого «истинного друга прогресса и человечества»  является «просветление умов», просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства.

Первой в эпоху Просвещения  вступает Англия. Для английских просветителей (Д. Локк, Д. Толанд, М. Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм.

Английское просвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие от него французское просвещение ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел».

Философия для Х.Вольфа - это «мировая мудрость», предполагающая научное  объяснение мира и построение системы  знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний.

Подводя итоги о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:

1. получает заметное развитие  глубокая вера в неограниченные  возможности науки в познании  мира - вера, в основании которой  лежали хорошо усвоенные философами  Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);

2. развиваются деистические представления  о мире, что в свою очередь  приводит к формированию материализма  как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

3. формируется новое представление  об общественной истории, о  ее глубокой связи с достижениями  науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

Французские материалисты утверждали, что все в природе взаимосвязано  и среди взаимосвязей выделяли причинно-следственные связи. Природа представлялась им как  царство одной лишь необходимости; случайность в самой природе отвергалась. Этот детерминизм, будучи распространенным на общественную жизнь, подводил их к фатализму, т.е. к убеждению, что в жизни человека все уже предопределено объективными законами и судьба наша от нас не зависит.

Французские материалисты утверждали познаваемость мира. При этом основой  познания они рассматривали опыт и показания органов чувств.

Французские материалисты доказывали, что история определяется прежде всего сознанием и волей выдающихся личностей. Они склонялись к мысли о том, что лучшее правление обществом - это правление просвещенного монарха.

Развитие материалистических идей в странах Западной Европы в XVIII веке не оставалось незамеченным со стороны  религиозно-идеалистических школ.

Усматривая основную опору материализма в понятии материи как объективной реальности, стоящей за нашими ощущениями, чувствами, Д.Беркли развивает философию, в которой вообще нет понятия материи. Он всеми средствами доказывает, что это понятие материи пустое, что за ним ничего нет реального: есть только бог, идеи и наши ощущения. Философия эта оказалась слишком оригинальной, чтобы стать популярной.

Другой философской школой, возникшей  в XVIII веке и противопоставившей себя материализму, является «философия здравого смысла». Её родиной является Шотландия, а основатель её - Т.Рид. Согласно этой философии исходными основаниями и для науки, и для религии, и для морали являются «непреложные истины здравого смысла». Эти истины отличаются своей непосредственной внутренней очевидностью, достоверностью, и потому им невозможно не верить. На этом основании сторонниками философии здравого смысла доказывалось объективное существование природных вещей и явлений.

Философы XVIII века большое внимание уделили и вопросам социально-политического  характера.

Отвергая добуржуазные формы общности, философы XVIII века предлагают новую - юридическую  всеобщность, перед которой все  индивиды равны.

Юридическая всеобщность должна обеспечить необходимое согласование интересов  индивидов с интересом, общим  для всех граждан.

Ж.Ж. Руссо идеализирует естественное начальное состояние общества, когда  еще не было этой частной собственности, когда все люди были, как он думал, равны и никто ни от кого не зависел: не было ни потребителей, ни производителей, не было разделения труда, т.е. того, что жестко связывает одного человека с другим. Такое общество, полагал он, отличает естественная нравственная чистота. Но вот один человек вдруг заявил, что «эта вещь - моя». И люди на беду свою его не остановили. С этого и начинаются все наши беды, все пороки современного общества.

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек  обладает разумом, духовной и физической силой Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития.

Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении  знаний.

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек  обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства: не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения.

Возрожденческий идеал свободной  личности приобретает атрибут всеобщности. И ответственности: человек Просвещения  думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественного устройства.

Как течение общественной мысли  Просвещение представляло собой  некое единство. Заключалось оно  в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм, в том числе церковных

 

Список использованных источников

1. Философия под ред. В.Н. Лавриненко, М., Юнити, 1999

2. Г.А. Юлдашева К проблеме  понимания и интерпретации исторического  процесса как фактора самоопределения  личности credonew.ru/content/view/.../25/

Информация о работе Философские идеалы эпохи Просвящения