Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы Закаливание детского организма в системе оздоровительной работы обусловлена тем, что ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям. У истоков этого направления стоял крупный отечественный физиолог И.Р. Тарханов. Данная проблема рассматривалась в трудах по адаптации человека французским физиологом Клодом Бернаром, канадским исследователем Г. Селье и советским физиологом П.К. Анохиным. Клинические исследования по проблеме закаливания в нашей стране проводились Е.Г. Леви-Гориневской, Г.Н. Сперанским Е.Д. Заблудовской, Е.К. Талановой и многими другими.

Содержание

Введение 3
1 Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста 5
Сущность и механизмы закаливания 5
Виды закаливания 5
Принципы закаливания 7
Средства закаливания 9
Особенности закаливания детей дошкольного возраста с учётом требований программы « Я в Мире» 15
Методика закаливания детей дошкольного возраста 16
Практическая часть 26
Заключение 34
Список использованных источников 35

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

6 упр. «Большой маятник» (И.п. – ноги врозь, руки внизу, упр. «Насос» и упр. «Обними плечи»  вместе, наклоны вперед и назад  по принципу маятника. Вдох делается  в крайней точке наклона. При  наклоне назад руки сводятся перед грудью).

7 упр. «Повороты» (Повороты головы в стороны (направо и налево). В конечной точке каждого поворота – короткий, шумный, быстрый вдох носом, так, чтобы крылья носа слегка втягивались, сжимались, а не раздувались).

8 упр. «Ушки или Китайский болванчик» (наклоны головы вправо и влево с резким вдохом в конечной точке движения).

9 упр. «Малый маятник»  наклоны головы вперед и назад. Короткий вдох в конце движения.

10 упр. « Перекаты» ( И.п. –  одна нога впереди другая сзади  на расстоянии 1 шага, руки внизу свободно, выполнять пружинящие приседания в полувыпаде попеременно на ногу впереди и на ногу сзади, ноги не отрывать от пола, ставить на носок, руки свободно. Вдох выполнять в момент выпада).

11 упр. «Перекаты» (тоже с  другой ноги).

12 упр. «Шаги» (И.п. – ноги  врозь, руки внизу. Попеременно поднимать  колени, руки по ходу движения  как в Рок-н-ролле, вдох во время  подъема колена).

13 упр. «Шаги» (И.п. тоже. Попеременно  сгибать голеностоп назад – вдох).

Выполнять 1-2 раза в день утром до завтрака, и вечером до ужина или через 1,5 часа после еды.

 

 

Методика дыхательной релаксации:

 «Ляжем на спину…  Закроем глаза… Представим, что  вы вдыхаете аромат цветка…  Нежный аромат цветка… Старайтесь  вдыхать его не только носом, но и всем телом… кожей ног, живота, рук, головы… Вдох, выдох… Тело превращается в губку… На вдохе оно впитывает через все поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох, выдох… Вы отлично отдохнули… Организм зарядился энергией… Я считаю до 5…на счет 5 откройте глаза. Глаза открываются. Свежесть в теле… Бодрость… Хорошее настроение…»

           3. Полное дыхание

    Полное дыхание - дыхание йогов - самый рациональный способ дыхания, это основа правильного дыхания. Полное дыхание способствует наилучшей вентиляции легких, движению энергии и кислородному обмену в организме. Это дыхание дает прекрасный эффект, оздоравливая легкие и весь организм в целом. Но для того чтобы это дыхание стало поистине целительным, нужны тренированная диафрагма, способная хорошо работать, и здоровые капилляры. Поэтому, прежде чем приступать к освоению метода полного дыхания или одновременно с его освоением, необходимо выполнять упражнения для капилляров и для диафрагмы. Обычно мы дышим плохо именно из-за плохой работы диафрагмы. Тренировке диафрагмы и наилучшему эффекту полного дыхания будут способствовать следующие упражнения.

 Процесс дыхательных  движений осуществляется диафрагмой  и межреберными мышцами. Диафрагма - мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная ее функция - создавать отрицательное давление в грудной полости, положительное в брюшной. В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают 4 типа дыхания:

 • нижнее или «  брюшное», «диафрагмальное» (вдыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя);

 • среднее или «реберное» (в дыхательных движения участвуют  межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);

 • верхнее или «  ключичное» (дыхание осуществляется  только за счет поднятия ключиц  и плеч при неподвижной грудной  клетке и некотором втягиванием  диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть);

 • смешанное или  «полное дыхание йогов» (объединяет  все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются  все части легких);

 Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают  вентиляцию легких, а какую их часть - зависит от типа дыхания.

 Насколько легкие наполняются  воздухом, определяется глубиной  вдоха и выдоха: при поверхностном  дыхании используется только  дыхательный объем воздуха; при  глубоком - помимо дыхательного, дополнительный  и резервный.

 В зависимости от  этого меняется частота дыхания.

 Легкие являются органом  не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела Они  также принимают участие в  выработке физиологически активных  веществ, участвующих в процессе  свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

 Из всего вышесказанного  можно сделать вывод, какую огромную  роль играет дыхательная гимнастика  в закаливании и оздоравливании  детей и как важно к решению  этой задачи подойти обдуманно  и ответственно.

 При разработке комплексов дыхательной гимнастики мы учитывали:

 • эффективность каждого  упражнения для закаливания и  оздоравливания детей в условиях  дошкольного учреждения;

 • доступную степень  сложности упражнений для детей  разного возраста;

 • степень влияния  упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей и т. д.

 С целью систематического  использования дыхательных упражнений  включают в комплексы оздоровительной  гимнастики и физкультурных занятий.

Ветер, (очистительное, полное дыхание).

  Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

 И.п.: лежа, сидя, стоя. Туловище  расслабленно. Сделать полный выдох  носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

 Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной  клетки.

 Задержать дыхание  на 3-4 секунды.

 Сквозь сжатые губы  с силой выпустить воздух несколькими  отрывистыми выдохами.

 Повторить 3-4 раза

 Примечание: Упражнение  не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Радуга, обними меня.

 Цель: та же.

 И.п.: стоя или в движении.

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

 Задержать дыхание  на 3-4 секунды

 Растягивая губы в  улыбке, произносить звук «с», выдыхая  воздух и втягивая в себя  живот и грудную клетку. Руки  сначала направить вперед, затем  скрестить перед грудью, как бы  обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо.

 Повторить 3-4 раза

 Повторить упражнение  «Дышим тихо, спокойно и плавно».

 Подыши одной ноздрей

 Цель: учить детей укреплять  мышцы дыхательной системы, носоглотки  и верхних дыхательных путей.

 И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть  указательным пальцем правой  руки.. Левой ноздрей делать тихий  продолжительный вдох (последовательно  нижнее, среднее, верхнее дыхание).

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный вдохе максимальным опорожнением легких и подтягивание диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась « ямка».

3-4. То же наоборот. Повторить 3-6 раз.

Примечание: После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох - выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-8 раз дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)

 Цель: учить детей укреплять  мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней  части легких, концентрировать внимание  в нижнем дыхании. И.п.: лежа на  спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслабленно, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

 Выдохнуть спокойно  воздух, втягивая живот к позвоночному  столбу, пупок как бы опускается.

1. Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий – живот  медленно поднимается вверх и  раздувается, как круглый шар.

2. Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается  к спине.

 Повторить 4-10 раз.

Комплекс гимнастики для глаз

1-й комплекс упражнений, помогающий снять усталость глаз

   Посмотрите прямо перед собой вдаль (желательно в окно), ни на чем особо не фокусируя взгляд в течение 5-ти секунд, после чего поднимите указательный палец к уровню глаз, на расстоянии около 30-ти сантиметров от них, и посмотрите на него не отрываясь также в течение 5-ти секунд. Теперь опустите палец, и снова посмотрите вдаль, и затем опять на поднятый палец. Сделать так 3-4 раза.

    Следующее упражнение для глаз основано на том, чтобы отводить от кончика носа карандаш или палец на расстояние вытянутой руки, и обратно, и при этом, не отрываясь на него смотреть. Повторить 5-6 раз.

   Нарисуйте на листе бумаги маленький черный кружок, не более половины сантиметра в диаметре, и прикрепите этот лист на окно. Сперва посмотрите несколько секунд в окно, на какой-нибудь дальне расположенный предмет, после чего переведите взгляд на несколько секунд на нарисованную точку. Повторить 4-5 раз.

  Я надеюсь, все представляют себе знак бесконечности? Дальнейшее упражнение для глаз заключается в том, чтобы непрерывно рисовать этот знак открытыми глазами в пространстве, сначала 10 раз горизонтально, после чего столько же раз вертикально, как обычную восьмерку.

  Поднимите большой палец к уровню глаз, на расстоянии примерно 30 сантиметров от них, и посмотрите в течение 5-ти секунд на его кончик обеими глазами. Затем на 5 секунд закройте один глаз, продолжая смотреть на палец другим открытым глазом, потом точно также закройте 2-й глаз, а после снова посмотрите на палец двумя открытыми глазами. Сделать 3-4 подхода.

В следующем упражнении для глаз также поднимите большой палец (сперва правой руки) до уровня глаз, только на расстоянии вытянутой руки. Медленно начинайте отводить палец вправо, при этом непрерывно следите за ним глазами (голова при этом не поворачивается). Затем поднимите большой палец левой руки, и точно также, смотря на него, медленно отведите влево. Сделать по 4-5 подходов с каждый пальцем.

   Сядьте ровно, и не поворачивая голову, переместите свой взгляд в правый нижний угол на несколько секунд, затем наискось, в левый верхний угол. Затем в левый нижний угол, после чего в правый верхний угол. Всего сделать 4-5 подходов.

2-й комплекс упражнений, для усталых глаз

Глубоко вдохните в себя воздух, очень сильно зажмурив при этом глаза. Задержите дыхание на 5-7 секунд, и попытайтесь максимально напрячь мышцы головы, лица и шеи. Затем сделайте резкий выдох, открыв широко на нем глаза. Повторить 3-4 раза.

 

    Как и в 1-м комплексе упражнений для глаз, начинайте рисовать знак бесконечности открытыми глазами, но при этом сильно моргая. 10 раз горизонтально, и 10 раз вертикально.

Слегка прижмите виски кончиками пальцев, и поморгайте глазами около 15-ти секунд. Затем отдохните немного, закрыв глаза, после чего повторите это упражнение еще 2-3 раза.

Закройте глаза, и полностью расслабьте лицо. Теперь подвигайте глазными яблоками, совершая вращательные движения, сначала 10 раз слева направо, и затем столько же раз справа налево. Сделать 2-3 подхода.

Закройте глаза, и положите указательные пальцы обеих рук на брови, а большие пальцы на нижнее веко, в ямку под глазным яблоком. А теперь аккуратно помассируйте эти части в течение 15-20 секунд, делая как бы круги снизу вверх.

Такая ежедневная гимнастика для глаз вполне может заменить глазные капли, и вы почувствуете ее результат уже в скором времени.

Что еще полезно будет для глаз, так это открывание их в холодной воде. Просто опустите лицо в кастрюлю или другую широкую емкость с чистой и холодной водой, и откройте в ней глаза на несколько секунд. Эта процедура не только хорошо снимает усталость глаз, но еще и очищает их, способствуя также улучшению зрения. Чтобы избежать лопания глазных сосудов, рекомендуется принимать больше витамина С.

Также имеются еще и народные средства, помогающие снять усталость глаз и опухлость век. Так, например, хорошо будет приложить к уставшим, опухшим и покрасневшим глазам холодный использованный пакетик чая на 15-20 минут. Или же можно сделать холодный компресс из отвара ромашки или шалфея.

Хорошо снимает опухлость и красноту век свежий огуречный сок, или же сок, отжатый из зелени петрушки. Вместо сока можно использовать и холодный отвар петрушки. Просто обильно смочите ватный тампон в соке или отваре, и приложите к закрытым глазам. Как только тампон начнет высыхать, смачивайте его снова.

Ну и не забывайте про крепкий здоровый и достаточный сон. Ведь именно недосыпание, также как и сидение за компьютером является одной из основных причин, вызывающих частую усталость глаз.

Информация о работе Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста