Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы Закаливание детского организма в системе оздоровительной работы обусловлена тем, что ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям. У истоков этого направления стоял крупный отечественный физиолог И.Р. Тарханов. Данная проблема рассматривалась в трудах по адаптации человека французским физиологом Клодом Бернаром, канадским исследователем Г. Селье и советским физиологом П.К. Анохиным. Клинические исследования по проблеме закаливания в нашей стране проводились Е.Г. Леви-Гориневской, Г.Н. Сперанским Е.Д. Заблудовской, Е.К. Талановой и многими другими.

Содержание

Введение 3
1 Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста 5
Сущность и механизмы закаливания 5
Виды закаливания 5
Принципы закаливания 7
Средства закаливания 9
Особенности закаливания детей дошкольного возраста с учётом требований программы « Я в Мире» 15
Методика закаливания детей дошкольного возраста 16
Практическая часть 26
Заключение 34
Список использованных источников 35

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Для организованных занятий по физическому воспитанию дошкольников в режиме дня отводится определенное время – после 20 минут после завтрака или после полдника. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Отдельные упражнения повторяются детьми ежедневно во время зарядки, подвижных игр, прогулке и самостоятельной деятельности.

При систематических и правильно проводимых занятиях развитие основных движений в дошкольном возрасте происходит довольно быстро.

Старший возраст.

В соответствии с возросшими возможностями детей несколько видов изменяется и методика их физического воспитания. Увеличивается объем и повышается сложность физических упражнений.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно сразу после сна. Помещение заранее хорошо проветривается, форточка или фрамуга на время зарядки может оставаться открытой, если при этом нет сквозняка. Летом зарядка проводится при открытых окнах или на балконе, в саду. Дети одеты в трусы и тапочки. Утренняя гимнастика проводится под руководством воспитателя, который, объясняя каждое упражнение, выполняют его вместе с детьми. В семье кто-либо взрослых или старших детей вместе с дошкольником.

Это дисциплинирует ребенка, внушает ему правильное отношение к зарядке как к обязательному элементу режима дня.

Общая продолжительность  гимнастики- 6-8 минут. После водной ходьбы (1-1,5 минуты) и бега (15-20 секунд) проводится несколько упражнений. Сначала  делаются легкие и  знакомые ребенку упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и верхних конечностей, способствующие расширению грудной клетки и глубокому дыханию (потягивание, поднимание рук в стороны, вверх, круговые движения руками и т.п.). Затем делаются упражнения для укрепления мышц стопы и предупреждения плоскостопии (поднимание на носки, ходьба на носках, на наружной стороне стопы и т.п.). Обязательны упражнения для мышц ног, спины и живота ( приседания, наклоны вперед и в стороны, поднимание ног). Большинство из этих упражнений в старшей и  подготовительной группах следует проводить из исходного положения лежа, что помогает воспитанию правильной осанки. В зависимости от возраста каждое упражнение повторяется 4-5 раз. Отдельные упражнения могут выполняться  с предметами (палки, обручи, мячи). Заканчивается утренняя гимнастика бегом или подскоками в течение 15-20 секунд и затем заключительной ходьбой в течение 1-1,5 минуты.

Особое внимание обращается на правильное дыхание ребенка. Вдох производят при закрытом рте, через нос при выполнении той части упражнения, которая способствует расширению грудной клетки (подъем или отведение рук в стороны). Выдох производят через рот, сопровождая его произношением какого- либо слова или звука, способствующего продолжительному и полному выдоху. Выдох совпадает с той частью упражнения, при которой грудная клетка становится меньше, брюшной пресс напрягается (наклон туловища, скрещивание рук перед грудью, приседания и т.п.). При выполнении упражнений воспитатель следит за осанкой детей. Важно, чтобы во время зарядки у ребенка было бодрое, веселое настроение. А для этого хорошо использовать музыкальное сопровождение.

Непосредственно после зарядки ребенок умывается и моет руки с мылом, затем полошит рот кипяченой водой из своей кружки, после этого моет лицо, шею, руки до плеч и обтирается мокрыми руками до пояса. Затем быстро, но тщательно вытирается и одевается. До тех пор пока ребенок не научится самостоятельно правильно умываться и вытираться, взрослый ему помогает. Важно, чтобы, помогая, взрослый не делал  все за ребенка, а, наоборот, будил его активность, тогда ребенок быстрее усвоит нужные навыки.

Занятия физическими упражнениями проводят 2 раза в неделю продолжительностью 15-20 минут. Главной задачей занятия является: совершенствование осанки, координации движений рук и ног при ходьбе и беге, закрепление навыков выполнения движений с предметами, воспитание навыка занимать правильное исходное положение при метании мешочков с песком в указанном направлении; совершенствование лазанья чередующимся шагом по гимнастической лесенке высотой 1,5-2 метра; развитие умения выполнять движения по сигналу, запоминать свое место, строиться в круги в пары.

На шестом году жизни заметно совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: во взаимоотношениях со  взрослыми и сверстниками, а также в играх и занятиях они проявляют начальные элементы логического мышления, анализа и обобщения. Возникает способность произвольного запоминания.

Физическое воспитание детей включает ежедневную зарядку и занятия физическими упражнениями, проводимые 2 раза в неделю, а также подвижные игры и спортивные развлечения.

Для детей 5-6 лет общая продолжительность занятия физическими упражнениями – 25 минут. Главной задачей занятия является совершенствование ходьбы и бега с элементами перестроения, закрепление навыков выполнения упражнений с предметами и совершенствование навыков прыжков в длину с места.

В 6 лет дети умеют ходить по  гимнастической скамейке с мешочком на голове, стоять на одной ноге ходить и бегать по горизонтальному и наклонному бревну, пробегать под вертящейся веревкой, убегать от ловящегося, догонять убегающего. Дети прыгают с разбегу в высоту на 20- 25 см, в длину на 50-60 см, прыгают через короткую и длинную скакалку. Забрасывают большой мяч (диаметр 20-25 см) одной рукой и двумя руками снизу, из-за головы в кольцо, укрепленное на 1,5- 2 метра от земли (пола); бросают тот же мяч из- за головы двумя руками вдаль. Ударяют мяч о землю поочередно одной и другой рукой несколько раз. Умеют пролезать между рейками гимнастической вышки; перебираться с одного пролета гимнастической стенки на другой.

В течение седьмого года жизни темп физического развития детей несколько ускоряется. Происходит дальнейшее развитие и совершенствование нервной системы, ее работоспособность значительно повышается. Движения детей становятся более становятся более координированными и точными. Наряду с основными движениями развиваются тонкие движения кисти и пальцев рук.

Взаимоотношения ребенка со взрослыми и детьми становятся более сложными, возрастает способность к самоконтролю, подчинению своих желаний общим требованиям. В проведении детей все большее значение имеют приобретенные ими  знания. В деятельности старших дошкольников большое место занимают дидактические игры, игры с правилами, элементами соревнования, увеличивается роль труда.

Физическое воспитание детей седьмого года жизни состоит из ежедневной утренней гимнастики и занятий физическими упражнениями, проводимые 2 раза в неделю. Отдельные движения, разучиваемые на занятиях, закрепляются повторением их во время прогулки и подвижных игр. Общая продолжительность занятия- 30 минут. Главной задачей занятия является совершенствование ходьбы и бега с усложненными элементами перестроения по сигналу воспитателя; закрепление навыков правильной осанки, развитие навыков сохранения равновесия; обучение прыжкам в высоту с разбега.

В 7 лет дети умеют ходить и бегать, меняя темп движения с перестроениями на ходу, с преодолением препятствий увертываться от ловящего, бегать наперегонки, собирать и перекладывать предметы во время ходьбы и бега. Дети умеют подпрыгивать на одной и двух ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места на 50-70 см, с разбега- в длину на 70-100 см, в высоту на 30-40 см; бросать мячи, мешочки с песком правой и левой рукой вдаль на расстояние 4-5 метров; перебрасывать двумя руками мяч через сетку, натянутую выше головы ребенка; перебрасывать мяч друг другу правой и левой рукой; влезать по гимнастической стенке или вышке на высоту 2-2,5 метра и перебираться на другую сторону вертикальной лестницы; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.

Дети занимаются в облегченных костюмах - майках, трусах и тапочках. Зимой колготы заменяют на гольфы и закатывают рукава.

В помещении, где находятся дети, ежедневно проводится влажная уборка, многократное проветривание, температура воздуха +18С при проведении подвижных игр, занятий физическими упражнениями снижается до +15С, +16С. Воздушную ванну ребенок получает во время утренней гигиенической гимнастики проводятся водные закаливающие процедуры.

Более продолжительную воздушную ванну дети получают вовремя занятий физическими упражнениями (20-30 минут) в хорошо проветренном помещении или на участке 2 раза в неделю. Дети при этом одеты в облегченный костюм.

Прогулка проводится 2 раза в день по 1,5- 2 часа при температуре наружного воздуха в пределах от  -15С до + 30С для средней климатической зоны страны. Во время дождя и не благоприятных условий погоды прогулка проводится под навесом, на открытой веранде.

Летом дети  получают солнечные  ванны, Вначале  их продолжительность не превышает 5-6 минут, постепенно увеличивают до 10-15 минут, причем дошкольники облучаются солнцем 2-3 раза в течении 1,5- 2 часов (с учетом метерологических условий).

Дети умываются водой температурой  +15С, +14С утром, вечером перед сном и по мере загрязнения. Обязательно мытые руки перед едой и после туалета. Утром при умывании ребенок моет руки с мылом, затем полощет рот кипяченой водой из своей кружки, после чего моет лицо, шею, руки до локтя, обтирается водой до пояса (для обтирания можно использовать рукавичку из мягкой ткани). Затем быстро и тщательно вытирается. Помощь и контроль взрослого обязательны, пока ребенок твердо не усвоит необходимые навыки. Прт умывании перед ночным сном дети моют руки до локтя с мылом, чистят зубы щеткой (этому навыку его должны обучить взрослые), затем моет лицо и шею.

Общую водную процедуру ребенок получает после дневной прогулки_ обтирание, обливание и душ (в сочетании с гигиеническим умыванием). Температура воды для процедуры вначале +35С, 34С, постепенно ее снижают до +24 (если процедура  проводится ежедневно, температура воды снижается равномерно в течение 1,5-2 недель. Зимой при отсутствии условий общая водная процедура может быть заменена местной- умывание и обтирание до пояса.

Обливание ног прохладной водой делают перед сном (ночным или дневным) при соответственно снижающейся температуре воды- начав с +28С, в течение 1,5- 2 недели ее снижают до +16С, +14С.  Общую ванну (5-8 минут) при температуре воды +36С, + 35С с последующим  обливанием водой температуры +34С, +33С ребенку делают перед ночным сном 2 раза в неделю.

Купание в открытом водоеме летом во время прогулки возможно при температуре воздуха +25С и воды +23 1 раз в день. Продолжительность купания начиная с 3 минут постепенно увеличивается до 5-7 минут, а детям в возрасте 6-7 лет, систематически закаливаемым, продолжительность купания можно увеличить до10-15 минут.

При организации закаливания детей нельзя ориентироваться только на возраст ребенка. Для того чтобы правильно выбрать и использовать закаливающие мероприятия, надо учесть также  индивидуальные реакции на ту или иную процедуру. При внимательном наблюдении за поведением и общим состоянием ребенка можно заметить отклонения в его настроении и самочувствии.

О хорошем состоянии говорит его жизнерадостность, спокойствие, правильные реакции на окружающее.

Показателями состояния ребенка являются его аппетит и сон. Если самочувствие хорошее, аппетит хороший, сон спокойный , глубокий, нормальной продолжительности, соответствующей возрасту, ребенок засыпает через 5-10 минут после укладывания в постель.

Периодическая врачебная оценка состояния здоровья, нервно - психического и физического развития детей путем сравнения с возрастными нормами является основным критериям для суждения о правильном физическом воспитании детей и, в частности, о правильной организации закаливания.

 

2 Практическая часть

   Цель: изучить влияние закаливания на здоровье детей дошкольного возраста в условиях детского сада и оздоравливать детей в организации процессов жизни деятельности.

Данная работа была проведена  в ДУУ№111 г. Севастополя во время прохождения преддипломной практики - период с февраля по  март 2012г.

      В ней приняли участие 23 ребенка в возрасте 6г.ж. (группы № 11): Варналий Аня, Васильченко Маша, Власенков Кирилл, Денисова Аня, Жентимир Карина, Захаров Никита, Кириллова Таня, Конюх Костя, Кушматова Севилия, Лопачук Алеша, Мишина Алеся, Николаева Анжелика, Отвеновская Настя, Полетаева Настя, Родина Наташа, Сафонова Соня, Соболев Сережа, Чернуха Алеша, Чеховской Кирилл, Шведчиков Алеша, Юдин Владлен, Александров Влад, Цыколюк Евгения.

Задачи:

- определить место закаливания в комплексе оздоровительных мероприятий и его влияние на здоровье детей;

-проанализировать заболеваемость  детей, в течение года посещающих  детский сад;

-проанализировать динамику  показателей дыхательной системы у детей 6 лет, посещающих детский сад;

Для осуществления цели и задач проводились следующие виды оздоровительной работы.

        Комплекс стрельниковской гимнастики по методу Щетинина.

1 упр. «Ладошки» ( И.п.- ноги  врозь предплечья перпендикулярно  полу, кисти разжаты, делать резкий  вдох носом с шумом, одновременно  сильно сжать ладони в кулаки).

2 упр. «Погончики» ( И.п. ноги врозь, руки согнуты в локтях, кулачки на уровне пояса, расстояние в один кулак. Сделать резкий вдох, одновременно опустить руки вниз пальцы разжать).

3 упр. «Насос» (И.п. - то же, пружинящие наклоны туловища вперед. В нижней точке движения делается мгновенный вдох. Слишком низко наклоняться необязательно, выпрямляться до конца тоже не нужно).

4 упр. «Кошка» (И.п.- ноги  врозь, руки согнуты в локтях  на уровне пояса, выполнять пружинящие  повороты корпуса, ноги не отрывать, руками делать хватательные движения с резким вдохом носом).

5 упр. «Обними плечи» (И.п: ноги врозь, руки согнуты в  локтях и подняты на уровень  плеч. Сведение рук перед грудью (сверху удобная вам рука). При  встречном движении рук сжимается  верхний отдел легких, в этот  момент происходит быстрый, шумный вдох).

Информация о работе Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста