Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы Закаливание детского организма в системе оздоровительной работы обусловлена тем, что ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям. У истоков этого направления стоял крупный отечественный физиолог И.Р. Тарханов. Данная проблема рассматривалась в трудах по адаптации человека французским физиологом Клодом Бернаром, канадским исследователем Г. Селье и советским физиологом П.К. Анохиным. Клинические исследования по проблеме закаливания в нашей стране проводились Е.Г. Леви-Гориневской, Г.Н. Сперанским Е.Д. Заблудовской, Е.К. Талановой и многими другими.

Содержание

Введение 3
1 Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста 5
Сущность и механизмы закаливания 5
Виды закаливания 5
Принципы закаливания 7
Средства закаливания 9
Особенности закаливания детей дошкольного возраста с учётом требований программы « Я в Мире» 15
Методика закаливания детей дошкольного возраста 16
Практическая часть 26
Заключение 34
Список использованных источников 35

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

                                                   Содержание

Введение 3

1 Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста 5

    1. Сущность и механизмы закаливания 5 
    2. Виды закаливания 5
    3. Принципы закаливания 7
    4. Средства закаливания 9
    1. Особенности закаливания детей дошкольного возраста с учётом требований программы « Я в Мире» 15
    1. Методика закаливания детей дошкольного возраста  16
  1. Практическая часть  26

Заключение 34

Список использованных источников 35

 

Введение

Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Закаливание воздухом, водой и солнцем как инструментами повышения сопротивляемости организма различным условиям внешней среды использовалось с древних времен. Практическую пользу закаливания признавали такие авторитеты, как Авиценна и Гиппократ - сторонники использования в оздоровительных целях холодных обтираний, душа и ванн. Методы закаливания новорожденных у скифов описывали Геродот и Тацит; имеются данные о традиции якутов обтирать новорожденных снегом, у некоторых других народов принято обливать младенцев холодной водой несколько раз в день, начиная с первых дней жизни. И в Древней Руси, по свидетельству летописца Нестора, считалось добродетелью с самого раннего детского возраста приучать тело к холоду и непогоде с помощью бани и купания в холодной воде. В основе же современных представлений о физическом воздействии закаливающих процедур на организм лежат труды видных деятелей русской науки.

Каким же образом природные факторы оказывают закаливающее влияние на организм? Для того, чтобы понять, почему точно дозированные воздействия природных факторов повышают иммунитет и работоспособность человека, снижают влияние стрессовых ситуаций, следует знать физиологические механизмы закаливания, теплорегуляцию организма (теплообразование и теплоотдача).

Актуальность темы Закаливание детского организма в системе оздоровительной работы обусловлена тем, что ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям. У истоков этого направления стоял крупный отечественный физиолог И.Р. Тарханов. Данная проблема рассматривалась в трудах по адаптации человека французским физиологом Клодом Бернаром, канадским исследователем Г. Селье и советским физиологом П.К. Анохиным. Клинические исследования по проблеме закаливания в нашей стране проводились Е.Г. Леви-Гориневской, Г.Н. Сперанским Е.Д. Заблудовской, Е.К. Талановой и многими другими.

Таким образом, закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. При правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье.

Желательно закаливание начинать с младенчества и продолжать всю жизнь. Дело в том, что через две недели после прекращения закаливающих процедур возникает заметная дезадаптация, а через два месяца все, что ребенок приобрел за период закаливания, он может потерять.

 

1 Теоретические основы закаливания

    1. Сущность  и механизмы закаливания

 

Закаливание - комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно- климатических условий. Одним из важнейших факторов внешней среды является температура. Организм человека должен постоянно поддерживать тепловой баланс при различных внешних температурах. В организме непрерывно происходят окислительные процессы с освобождением энергии, которая превращается в тепловую и передаётся во внешнюю среду. При понижении температуры внешней среды интенсивность обмена веществ увеличивается, тепла вырабатывается больше, что препятствует переохлаждению организма, и температура тела остаётся неизменной.

Нет человека, который не хотел бы быть здоровым. Но требует усилий, и тем больших, чем нарушено здоровье. Начальные стадии закаливания – солнечные, воздушные и водные процедуры, купания в прохладной воде. Ученые заметили, что человек, надолго изолированный от солнца, перестаёт получать витамин Д, который образуется при облучении кожи ультрафиолетовыми лучами, в результате чего возникают нарушения деятельности различных органов. Поэтому предупреждения «солнечного голодания» является обязательным условием закаливания. Воздух – среда обитания всего живого на Земле. Холодный воздух, действуя на поверхность обнажённой кожи, закаливает организм.

При ветре тело остывает  быстрее, чем в безветрие. Чем выше скорость ветра, тем больше теплоотдача кожи  и тем выше закаливающие свойства воздуха. Также  в профилактике заболеваний, укреплении здоровья и лечении болезней огромную роль играет вода. Вода в целом и ледяная вода  в частности обладает рядом свойств, которых нет у других жидкостей. Молекулы воды имеют различные структурные связи между кислородом и водородом, влияющие на её свойства. Холодная вода является естественным стимулятором резервных сил организма. Вода отличаются от лекарственных препаратов тем, что оздаравливающе влияет на весь организм, в то время как многие лекарства действуют избирательно, нередко дают отрицательный побочный эффект.

 

    1. Виды закаливания

 

Существуют различные  методы закаливания в зависимости от способа воздействия. Первый (и наиболее распространенный) – это закаливание холодом. Закаливание к холоду является самым распространённым и практически наиболее важным, так как оно способствует профилактике острых респираторных вирусных инфекций, благодаря стимуляции реакций иммунитета и совершенствованию процессов терморегуляции. У людей, устойчивых к низким температурам, теплообразование в организме происходит более интенсивно; лучшее кровоснабжение кожи уменьшает вероятность возникновения отморожений. Чувственность к холоду понижается также и за счет некоторого утолщения рогового слоя кожи и отложения холодостойких жиров. Охлаждение даже небольших участков тела, как и общее переохлаждение, у людей, не привычных к холоду, ведет к расширению сосудов слизистой оболочки носа и носоглотки. У закаленных людей слизистая оболочка верхних дыхательных путей не реагирует подобным образом. Закаливание к холоду осуществляют, главным образом, посредством частого пребывания на открытом воздухе и применения водных процедур. Наиболее эффективны и удобны водные процедуры – обтирания, обливания, души, которые начинают с использования воды комнатной температуры.

Обтирание – начальный этап закаливания водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, спина, затем вытирают их насухо  и растирают полотенцем до красноты. После этого обтирают ноги и также растирают их. Вся процедура осуществляется в течение пяти минут.

Обливание - следующий этап закаливания водой. Для первых обливаний целесообразно применять воду с температурой около + 30С, в дальнейшем снижая ее до  +15С и ниже. После обливания проводится энергичное растирание тела полотенцем.

Душ – еще более эффективная водная процедура. В начале закаливания температура воды должна быть около +30 -32С и продолжительность  не более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 мин., включая растирание тела. При хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ, чередуя 2- 3 раза воду 35- 40С с водой 13- 20С на протяжении 3 мин. Регулярный прием указанных водных процедур вызывает чувство свежести, бодрости, повышенной работоспособности.

Большую пользу приносят также купания. Однако такие водные процедуры, как купание в открытых водоемах зимой, можно принимать исключительно после длительной предварительной подготовки, с разрешения врача и под постоянным врачебным контролем. Кроме того, закаливание холодом может привести к изменению температурного режима организма. Постоянство температуры тела возможно лишь в том случае, если количество образующегося тепла равно количеству тепла, отдаваемого телом в окружающую среду. Иными словами, постоянство температуры тела обеспечивается сочетанием двух взаимосвязанных процессов - теплопродукции и теплоотдачи. Если приход тепла равен его расходу, то температура тела сохраняется на постоянном уровне. Если же теплопродукция преобладает над теплоотдачей, температура тела повышается. В связи с этим резкое понижение температуры для подготовленного (незакаленного организма) ведет к повышению температуры и возникновению простудного заболевания.

В тех же случаях, когда образование тепла отстает от теплоотдачи, наблюдается снижение температуры тела.

Надо отметить, что пределы терморегуляции отнюдь не безграничны. Нарушения теплового равновесия организма, как правило, причиняют существенный вред здоровью. Чрезмерное охлаждение, например, ведет к ослаблению организма, снижению его устойчивости, уменьшению сопротивляемости болезнетворным микробам.

 

    1. Принципы закаливания:

 

- проводить закаливающие  процедуры систематически;

- увеличивать время воздействия  закаливающего фактора постепенно;

- учитывать настроение  ребенка и проводить процедуры  в форме игры;

- начинать закаливание  в любом возрасте;

- никогда не выполнять  процедуры, если ребенок замерз, то есть не допускать переохлаждения  ребенка;

- избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной  воды или очень низких температур  воздуха, а также перегревания  на солнце;

- правильно подбирать одежду и обувь: они должны соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;

- закаливаться всей семьей;

- закаливающие процедуры  сочетать с физическими упражнениями  и массажем;

- в помещении, где находится ребенок, никогда не курить;

Основные факторы закаливания - природные и доступные « Солнце, Воздух и Вода». Закаливание проводится при непременном соблюдении следующих  условий;

- учет индивидуальных  особенностей ребенка при выборе  метода закаливания;

- комплексное использование  всех природных факторов и  закаливающих процедур;

- постепенность в увеличении  силы воздействия природного  фактора;

- систематичность закаливания  – оно осуществляется круглый  год, но виды его и методики  меняются в зависимости от сезона и погоды;

- спокойное, радостное настроение  ребенка во время закаливающей  процедуры.

 Для оздоровления детей  всех возрастов очень полезна  во всех отношениях ходьба  босиком, хотя бы потому, что она  является профилактикой плоскостопии  и деформации стопы (искривление большого пальца стопы с последующими негативными проявлениями  этой патологии).

Чтобы достичь хорошего общего физического развития детей и устойчивости к заболеваниям, ученые рекомендуют приучать детей к систематическому хождению босиком ( дома, во дворе, на даче и даже в парках, садах, на улице). Начинать нужно в летний период, а затем в прохладное время продолжать это полезное для здоровья занятие. Детям раннего возраста свойственно естественное стремление ходить босиком, если им не запрещают родители, особенно после дождя.

Многие люди, приученные с детства ходить босиком, сохраняют эту привычку на всю жизнь и не имеют проблем с плоскостопием, деформацией стоп и др. Кроме того, они реже болеют простудными заболеваниями. Как уже было сказано, во всех случаях нужно придерживаться «злотых правил» закаливания - постепенности и систематичности. Ребенка нужно приучать к хождению босиком вначале на ковре, а в теплые летние дни - на траве или нагретом песке.

Детям от 1 года и старше, прошедшим такой курс закаливания, можно разрешить побегать босиком по крашеному деревянному или паркетному полу, а летом- по траве или по песку не более 30 минут в день; затем время постепенно увеличивают. Закаленный таким образом ребенок дошкольного возраста может с пользой для здоровья круглый год дома, а в теплое время и во дворе ходить без обуви. Полезны после хождения босиком ножные ванны с постепенным понижением температуры воды.

Поскольку стопы рефлекторно связаны с верхними дыхательными путями, детям, как и взрослым, полезно одновременно с хождением босиком полоскать горло и нос водой, постепенно снижая температуру воды от 20С до 8С.

Начинать закаливание ребенка можно в любом возрасте после осмотра малыша врачом - педиатром.

Ослабленным и больным детям назначают главным образом частичные водные процедуры: умывание, влажное обтирание тела по частям, обливание стоп тепловатой водой. Температуру воды, от исходной (35- 36С ), снижают очень медленно. И лишь после улучшения общего состояния ребенка доводят до температуры, рекомендованной для здоровых  детей. У детей, страдающих экссудативным диатезом, водой обтирают только непораженные участки кожи. При острых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, закаливающие процедуры прекращают и назначают снова после выздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка.

По интенсивности воздействия на организм водные процедуры располагаются в следующем порядке: влажное обтирание, обливание, душ, ножные ванночки. При закаливании ослабленных детей, перенесших тяжелое заболевание, необходима осторожность. Вначале, в течении первых 2-3 дней обтирают только руки, затем столько же – руки и грудь, далее руки, грудь и спину и т. д. Потом уже, не торопясь, постепенно переходят и к другим методам закаливания.

Все процедуры, по закаливанию детей, не должны им приносить отрицательных эмоций и дискомфорта. Надо помнить и о том, что для детей с хроническими заболеваниями к закаливанию необходима и  соответствующая терапия. В совокупности с лечением, закаливание принесет положительный результат,  укрепит здоровье ребенка, позволит ему расти крепким, адаптационным к неблагоприятным воздействиям, человеком.

Информация о работе Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста