Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы Закаливание детского организма в системе оздоровительной работы обусловлена тем, что ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям. У истоков этого направления стоял крупный отечественный физиолог И.Р. Тарханов. Данная проблема рассматривалась в трудах по адаптации человека французским физиологом Клодом Бернаром, канадским исследователем Г. Селье и советским физиологом П.К. Анохиным. Клинические исследования по проблеме закаливания в нашей стране проводились Е.Г. Леви-Гориневской, Г.Н. Сперанским Е.Д. Заблудовской, Е.К. Талановой и многими другими.

Содержание

Введение 3
1 Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста 5
Сущность и механизмы закаливания 5
Виды закаливания 5
Принципы закаливания 7
Средства закаливания 9
Особенности закаливания детей дошкольного возраста с учётом требований программы « Я в Мире» 15
Методика закаливания детей дошкольного возраста 16
Практическая часть 26
Заключение 34
Список использованных источников 35

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Закаливание следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Длительные перерывы ведут к ослаблению или полной утрате приспособительных защитных реакций организма.

 

1.4 Средства закаливания

 

Естественные силы природы - воздух, вода, солнечные лучи- с давних времен использовались как средства закаливания. Они и до сих пор остаются основными и самими действенными. Ни одно искусственное средство не может сравнится с ними по силе воздействия, не говоря уже о доступности применения.

Средство эти всегда под рукой; в том или ином виде мы можем пользоваться ими во всякое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют особых затруднений.

Вода – общепризнанное средство закаливания. Самое представление о закаливающих процедурах в большинстве случаев связываются   с обливанием, купанием, и другими способами использования воды.

Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать. Принцип постепенности легче всего выдерживать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее; можно начинать с более мягких процедур, как например обтирание, и постепенно переходить к более сильнодействующим- обливанию, купанию. Легче осуществить и индивидуальную дозировку: согласно назначению врача отдельным детям давать воду теплее, снижать температуру более медленно.

Вода обладает большой теплопроводностью, поэтому она отнимает от тела больше тепла, чем воздух той же температуры.

Различают три фазы действия холодной воды. В первый момент наблюдается резкое сжатие (спазм) кожных сосудов, кровь отливает к внутренним органам. Кожа становится бледной, холодной. Нередко на ней появляется шероховатость - «гусиная кожа», что зависит от сокращения мышц, выпрямляющих кожные волоски. Этот период сопровождается ощущением озноба, иногда появляется дрожь. Во время спазма периферических сосудов кровь отливает к внутренним органам, температура которых повышается. Сила сердечных сокращений увеличивается, давление крови в сосудах становятся выше. Вслед за первой фразой наступает вторая, во время которой начинается усиленная выработка тепла. Сердце уже справилось с нагрузкой, кожные сосуды расширились. Бледность кожи сменяется покраснением, по всему телу разливается приятное ощущение тепла.

Сжатие сосудов, сменяющиеся расширением, - так называемая «игра сосудодвигателей» - представляет собой высшей степени полезное упражнение, дающее в конечном счете быструю и четкую работу сложного аппарата, регулирующего отдачу тепла.

Если охлаждение слишком длительно, наступает третья фаза: кожа снова становится бледной, с синеватым оттенком, губы синеют, появляется «второй обзор». Эти явления указывают на то, что организм теряет больше тепла, чем вырабатывает, и может наступить переохлаждение. Нельзя доводить до появления признаков, характерных для третей фазы, - польза от воздействия водных закаливающих мероприятий в этом случае может превратиться в свою противоположность.

При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил.

Во- первых, надо тщательно следить за тем, чтобы дети не охлаждались перед началом процедуры. Если еще до соприкосновения с водой, под влиянием холодного воздуха или ветра, наступает сжатие сосудов, до ожидаемого эффекта («гимнастики сосудов») получится не может; вместо покраснений и согревания наблюдается еще большая бледность, дрожь и другие признаки охлаждения. Правило «к воде надо подходить с теплым телом» обуславливает ряд практически важных моментов в организации водных процедур: нужно, чтобы в помещении, где они происходят, температура воздуха соответствовала принятым для данного возраста нормам, чтобы место на участке (если обливание проводится на открытом воздухе) было защищено от ветра, чтобы обнаженным детям не приходится долго ожидать своей очереди, и т. д.

Второе, зачем необходимо проследить, - это своевременное появление покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, нужно способствовать ее наступлению тщательным растиранием кожи полотенцем до красноты.

Для детей ослабленным здоровьем быстрая помощь со стороны обслуживающего персонала - энергичные растирания - особенно нужны.

Но покраснения может не наступить и у здоровых, крепких детей. В качестве примера приведем случай, который можно считать типичным. В одном из детских садов в течение всей зимы проводилось обтирание. Почти ни у кого из детей последующей реакции (покраснение) не наблюдалось. Оказалось, что обтирание производилось чуть влажной холодной рукавичкой; температура воды снижалась очень постепенно - не больше на один градус в пять день, и не спускалось ниже 18С. В данном случае на лицо было все предпосылки успешной работы: желание персонала, не останавливающегося перед добавочной затратой времени и сил, хорошая организация, соблюдение принципов постепенности, систематичности и, по всей вероятности, индивидуального внимания к детям. Не было только четкого представления о сущности закаливающего действия процедуры: холодовое раздражение было настолько ничтожно, что не могло вызвать «игры сосудодвигательные».

Третье правило может быть формулировано следующим образом: чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее «соприкосновение с теплом». Соблюдение этого правило особенно существенно при применении более сильно действующих процедур: обливание всего тела широкой струей воды, купание в естественном водоеме.

Значение солнца как источника жизни на земле общеизвестно. Велико его влияние на рост и развитие ребенка. Закаливающее же действие солнца своеобразно.

Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме.

Под влиянием солнечных лучей лучше становится самочувствие, сон, успокаиваются боли, улучшается состав крови, усиливается рост волос, кожа лучше регулирует теплообмен. В коже образуются активно действующие вещества, богатые витамином D («антирахитическим») , улучшающие усвоение столь важных для растущего организма солей кальция и фосфора.

Из всех лучей солнца наиболее сильным действием обладают невидимые для глаз ультрафиолетовые лучи, химически действующие, и инфракрасные- тепловые.

Те и другие широко используются в медицине.

При некоторых заболеваниях действие солнечных лучей особенно благотворно: при рахите, при костном туберкулезе, при туберкулезе желез.

Но солнце может оказывать и отрицательное действие. При неумеренном пользовании им наблюдаются слабость, вялость, иногда сменяющиеся возбужденным состоянием, раздражительностью, бессонницей. Кожа, не привыкшая  к сильному действию солнечных лучей, отвечает на раздражение  резким расширением сосудов, что сказывается на кровообращении.

Злоупотребление солнцем может отразиться и на качественном составе крови. Вместо увеличения ферментных элементов (красных и белых шариков) при чрезмерном воздействии солнца наступает, наоборот, расплавление («гемолиз») части кровяных телец с последующим малокровием.

В особом внимании нуждаются физически ослабленные дети, так как отрицательное действие неумеренного пользования солнцем сказывается на них сильнее, чем на здоровых.

Кроме этих общих явлений, могут быть и местные.

Известно, что под влиянием солнечных лучей на коже сначала появляется краснота («солнечная эритема»), постепенно переходящая в загар.

Если сразу раздеть непривыкшего к солнцу ребенка - как это нередко бывает при переезде на дачу, в местность с более жарким климатом, - то вместо этой естественной реакции на теле могут образоваться ожоги.

Ожоги первой степени характеризуются резкой, крайне болезненной краснотой, второй степени - образованием пузырей. Все это сказывается и  на общем состоянии: температура тела иногда повышается до 39С и выше. Особенно сильно действует солнце на детей с нежной и  малопигментированной кожей. К ним нужен особенно осторожный подход при обнажении тела, даже частичном: нередко они нуждаются также в специальной дозировке солнечных ванн.

Методика проведения солнечных ванн разработана довольно тщательно рядом ученых. Во всех методиках предусматривается постепенное приучение кожи к непосредственному действию солнечных лучей, указывается важность точной  дозировки.

Но дозировка солнечной радиации – дело нелегкое. Тепловое и химическое действие при одной и той же длительности может быть различно. Количество солнечной радиации, поглощаемой поверхностью тела, зависит не только от времени освещения. Температура воздуха, влажность, ветер, природное окружение, в разной степени поглощающее или отражающее солнечные лучи, и ряд других условий делают эту величину непостоянной.

Неблагоприятными реакциями надо считать плохое общее самочувствие, головные боли, чувство тошноты, учащение пульса, продолжительное повышение температуры после солнечных ванн и т. п. Такие случаи подлежат врачебному наблюдению.

Солнечные ванны противопоказаны при малярии, при некоторых отклонениях в деятельности сердечно - сосудистой системы.

В ряде случаев их плохо переносят нервные, легковозбудимые дети. Физически ослабленные дети нуждаются в особом наблюдении и часто в индивидуальной дозировке.

Воздух - среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей- непосредственно или через ткань одежды- и со слизистой оболочкой дыхательных путей.

Закаливающее действие воздуха связано прежде всего с разницей температур между ним и поверхностью кожи. Разница эта колеблется в больших пределах в зависимости от географической широты местности, от времени года, от жилища человека, от его одежды.

Слой воздуха, находящийся между телом и одеждой, имеет обычно постоянную ровную температуру около 27- 28С. Разница между температурой кожи одетого человека и прилегающим слоем воздуха невелика и отдача тепла кожей почти незаметна.

Как только тело человека освобождается от одежды, процесс отдачи тепла становится интенсивным: тепло, по законам физики, отдается окружающей среде; тепло отнимается от тела предметами, находящимися на близком расстоянии (конвекция); часть тепла теряется лучеиспусканием.

Одновременно приходят в действие механизмы теплорегуляции. Так же как при действии воды, здесь наблюдается сначала спазм, а затем расширение кожных сосудов, ощущение холода вначале, согревание во второй фазе. Но действие воздуха значительно мягче, чем воды: легче переносится более низкая температура, дольше возможно пребывание в обнаженном виде без переохлаждения.

Воздух низкой температуры действует на весь организм в целом и отражается на работе отдельных органов.

Воздух действует не только своей температурой, но и влажностью и движением своих частиц.

Кроме того, оказывают действие лучи рассеянного солнечного света, отражающего  от небесного свода - от облаков, от водной поверхности и других предметов (диффузная солнечная радиация); количество ультрафиолетовых лучей в рассеянном свете даже больше, чем и прямом.

Влажный воздух благодаря большей теплопроводности водяных паров отнимает от тела больше тепла, чем сухой. Ветер, непрерывно унося окружающий нас нагретый слой воздуха, также увеличивает потери тепла. С этим необходимо считаться: в сырой или ветреный день при обнажении детей нужна осторожность.

Таким образом, при  закаливании воздухом нельзя руководствоваться только показаниями термометра, нужно учитывать степень влажности   скорость движения воздуха.

Кроме того, имеет значение еще один фактор - тепло, вырабатываемое движением. Как только человек начинает двигаться, принимается за работу, совершает интенсивные физические упражнения, тепло ощущение его сейчас же меняется: при тех же усилиях окружающей среды ему становится теплее, а иногда и жарко.

Ощущение тепла и холода изменяется также в зависимости от привычки: для человека, впервые снявшего с себя одежду, и для человека, привыкшего к обнажению, температура воздуха, при которой он не чувствует холода, совершенно разная.

Комплексное воздействие прохладного воздуха и физических упражнений является одним из существенных способов закаливания детей дошкольного возраста.

Если ребенок активен в процессе закаливания, то глубокая перестройка организма, которая происходит в результате этого процесса , совершается естественно и просто.

Движение, так же как и холодный воздух, вызывает усиленную работу сердца, легких и других важных органов.

Сердечно- сосудистая система не является система не является таким уязвимым местом, как дыхательный аппарат. Сердце обладает большой мощной, на единицу веса тела количества мышечной ткани сердца даже несколько больше, чем у взрослого человека.

Строение кровеносной системы, обладающей сравнительно большим, чем у взрослого, просветом сосудов, облегчает задачу передвижения крови. Невысокое кровяное давление возмещается частотой пульса: пульс у новорожденного 140, у ребенка 3-4 лет – 105, у семи летного- 90, у взрослого- 72.

Подвижность ребенка также способствует правильности кровообращения, так как работа мышц является добавочным двигательным крови в венах.

Менее совершенен иннервационный аппарат сердца:

Информация о работе Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста