Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы Закаливание детского организма в системе оздоровительной работы обусловлена тем, что ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям. У истоков этого направления стоял крупный отечественный физиолог И.Р. Тарханов. Данная проблема рассматривалась в трудах по адаптации человека французским физиологом Клодом Бернаром, канадским исследователем Г. Селье и советским физиологом П.К. Анохиным. Клинические исследования по проблеме закаливания в нашей стране проводились Е.Г. Леви-Гориневской, Г.Н. Сперанским Е.Д. Заблудовской, Е.К. Талановой и многими другими.

Содержание

Введение 3
1 Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста 5
Сущность и механизмы закаливания 5
Виды закаливания 5
Принципы закаливания 7
Средства закаливания 9
Особенности закаливания детей дошкольного возраста с учётом требований программы « Я в Мире» 15
Методика закаливания детей дошкольного возраста 16
Практическая часть 26
Заключение 34
Список использованных источников 35

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

легко нарушается ритм, затруднено быстрое перераспределение крови, необходимое при больших физических напряжениях, при резких холодовых воздействиях на всю поверхность тела ребенка.

Игры и упражнения вызывают эмоциональный подъем, заставляют работать высшие нервные центр. Это совместное действие воздуха и движения дает наилучший эффект.

Способы закаливания, связанные с физическими упражнениями, особенно ценны для разрешения педагогических задач.

 

 

 

 

 

1.5 Особенности закаливания в дошкольном возрасте

        с учетом требования программы «Я в Мире»

 

Ранний возраст- закаливальные  процедуры стоит вводить постепенно. Для местного закаливания ног рекомендуется использовать хождение босиком по ковру, влажной дорожке; сухое и влажное обтирание; топтание в ванночке с морской водой, на дне которой положена мелкая галька; сочетание закаливания с масажем рефлекторных зон стопы; обливка ног водой.

Взрослый использует общие загартовувальні процедури закаливания: сухое и влажное обтирание тела махровой перчаткой, обливание тела (душ) в теплый период, который проводится после прогулки с постепенным снижением температуры воды от +34/+35 °С к +26/+20 °С, обливка тела водой контрастных температур. Полезно организовывать купание малышей в басейне или открытому водоеме в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже за +25 °С и температурой воды +23 °С. Тривалисть купания постепенно увеличивать вот 3 до 6-8 минут.

Младший возраст. Младший дошкольник нуждается в физической и психической защите. Взрослый создает безопасные для его физического благополучия и харошего самочувствия условия, показывает и рассказывает о существовании полезного и вредного, безопасного и опасного,упражняет в умении быть осторожным и умелым во время выполнения движений разной сложности, работает над усвоением ребенком элементарных правил безопасного поведения среди незнакомых предметов, осторожного пользования колючими и острыми предметами, правильного поведения на воде, на льду; безопасных действий во время игр с песком и т.п.. Родители и педагоги заботятся, чтобы оборудование отвечало возрасту детей, а освещение, аэрация, качество питания, чистота помещения — гигиеническим нормам. Врослый  предотвращает детский травматизм, отравление едой, утомляемость ребенка. Он проявляет к нему уважение, доброжелательность, доверие, положительно оценивает вложенные в предмет-но-практическую и мускульную активность волевые усилия и усердие дошкольника.

Продолжаются  все виды закаливания детей, в помещении поддерживается температура воздуха в пределах +19/+20 °С. Дневной сон организовывается с доступом свежего воздуха. Проводится закалка солнцем во время утренней прогулки в весен не-летний период года. Обеспечивается ежедневное пребывание детей на свежем воздухе. Прогулка в холодный период осуществляется при температуре до -18/-22 °С. При низких температурах ее длительность сокращается. Продолжается проведение местных и общих водных процедур — влажное обтирание, обливка ног, тела. Температура воды для местных процедур постепенно уменьшается с +30 °С до +16 °С (температура снижается на 1 °С каждые один-два дня). Используется и контрастное обливание. При общих водных процедурах (обливка всего тела) начальная температура воды составляет +34/+35 °С, конечная +26/+20 °С, температура воздуха +19/+20 °С (температура воды снижается на 1 °С каждые 4-5 дней). Проводится купание в открытом водоеме с соблюдением гигиенических и педагогических требований.

Старший возраст. Образ жизни старшего дошкольника должен быть подвижным, нагрузка чередоваться с отдыхом, коллективные игры и занятия — с возможностью побыть одному, нужно збалансировывать мускульную и предметно-практическую деятельность.

В холодное время года обеспечивается перебывание детей в облегченной одежде в проветриваемом помещении  при температуре +19/+20 °С; температура воздуха в спальной комнате во время дневного сна — +15 °С; утренняя и гигиеническая  гимнастика, занятие по физической культуре проводяться  в физкультурном зале при температуре воздуха  +14/+15 °С. Прогулка должна проводится в любую  погоду  длительностью не менее 2-2,5 часа в первой и 1-1,5 часа во второй половине дня. В теплое время года дети находятся преимущественно на свежем воздухе, дневной отдых организо-вывается на открытых террасах или в спальной комнате с открытыми  окнами.

Ежедневно проводится влажное обтирание, обливка ног и тела ребенка. В холодное время года закалка водой проводится после дневного сна, в теплое — перед обедом. Закаливание солнечным лучом осуществляется во время утренней гимнастики. Кроме традиционных процедур, целесообразно использовать и нетрадиционные методы закаливания — с народной медицины: ходьба босиком по росистой траве, глине, лужах, влажном песке, камнях и потому подобное.

Во время проведения закаливальных  процедур нужно  индивидуально подходить к каждому ребенку, учитывать состояние его здоровья, степень привыкания к влиянию закаливальных методов, интерес, желание.

 

1.6 Методика закаливания  детей дошкольного возраста

 

Ранний возраст

Дети первого года жизни особенно нуждаются в создании правильного режима и гигиенических условий окружающей среды, так как при правильном питании , уходе и воспитании развитие их идет очень интенсивно. Высокий темп развития детей обязывает также к более осторожному применению любых воздействий на организм. Поэтому и закаливание на первом году жизни понимается до некоторой степени условно, это скорее подготовка к закаливанию, которое проводится в последующие годы во все боле широких пределах. По мере развития ребенка в течение первого года жизни его режим меняется  четыре раза. Если малыш часть дня находится в яслях, то его режим должен быть единым как в яслях, так и дома.

С первых дней жизни до 3 месяцев ребенка кормят 7 раз в сутки, через 3 часа с 6- часовым ночным перерывом. Большую часть суток малыш спит- ночной сон продолжается 10-11 часов, помимо того, ребенок спит днем 4 раза по 1,5- 2 часа. Таким образом, общая продолжительность дневного и ночного сна составляет 16,5- 18 часов, а общее время бодрствования- 7,5- 6 часов, которые распределяются на  5 относительно коротких интервалов. В первые недели жизни бодрствования ребенка не имеет ясно очерченных границ. В эти непродолжительные периоды бодрствования взрослые моют его, переодевают, кормят. Когда ребенок спокойно бодрствует, надо разнообразить его зрительные, слуховые и осязательные впечатления: ласково обращаясь к нему, показать яркую игрушку, позвенеть погремушкой. Такое индивидуальное общение взрослого с ребенком продолжается по 3, 5, 10 минут в каждый период бодрствования и способствует развитию зрительного и слухового сосредоточения, вызывает положительные эмоции (улыбку).

Оздоровительные мероприятия в этот возрастной период заключается в соблюдении гигиенических условий обстановки. Ежедневно в помещении, где находятся дети, производится влажная уборка и многократное проветривание. Надо следить за температурой воздуха в комнате- на уровне кроватки ребенка она должна быть + 22, +23С. Закаливание воздухом осуществляется во время переодевания ребенка в помещении при комнатной температуре (4-5 раз в день) – на 1- 2 минуты он бывает полностью обнаженным Детям первых шести недель жизни массаж и гимнастику не проводят, так как в этом возрасте они еще не достаточно адаптированы к  условиям внешней среды.

С 1,5- 2 месячного возраста здоровым детям в один из периодов бодрствования до кормления начинают делать массаж и гимнастику. Массаж оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Действие его проявляется в улучшении кровоснабжения и защитных свойств кожи, повышении ее упругости и эластичности, улучшении сократительной способности мышц. Систематическое проведение массажа способствует улучшению функции рецепторов, проводящих путей, усилению рефлекторных связей коры головного мозга с мышцами, сосудами, внутренними органами, что способствует более согласованной деятельности всех систем организма, что способствует более согласованной деятельности всех систем организма. Это один из видов пассивной гимнастики и имеет большое значение для последующего развития статических и двигательных функций - способности сохранения положения тела в пространстве, например умения сидеть, стоять, а также координировать движения при ползании, ходьбе, хватании, вставании и т. п.

В первый год жизни, закаливающие воздухом в помещении осуществляется в виде коротких ванн при смене белья и более продолжительных во время физических упражнений, проводимых в облегченной одежде. Использование воздуха вне помещения осуществляется главным образом во время сна днем, но, по мере того как ребенок совершенствуется в умении ходить, прогулки на открытом воздухе во время бодрствования занимают все большее место. Физические упражнения и подвижные игры являются существенной частью бодрствования детей. При организации физкультурных занятии необходимо помнить, что к длительному мышечному напряжению дети в этом возрасте еще не способны - они быстро утомляются и нуждаются в частой перемене характера движения. Поэтому статические упражнения необходимо сочетать с играми.

Занятия физическими упражнениями имеют целью развить у детей навыки ходьбы, лазанья, бросания, улучшить координацию движений и увеличить быстроту двигательных реакций. Под влиянием систематически проводимых физических упражнений улучшается эффективность дыхания и кровообращения, а также координация взаимодействия этих жизненных функций. Во время этих занятий на ребенка надевают облегченный костюм майку, трусы, тапочки) , что способствует одновременному получению воздушной ванны. Лучшим временем для занятий физическими упражнениями и подвижными играми является утренний отрезок бодрствования через 30- 40 минут после завтрака. Или сразу после дневного сна, перед полдником. Помещение групповой комнаты предварительно хорошо проветривается, пол протирают влажной тряпкой. Температура воздуха поддерживается на уровне +19, +18С. В теплое время года занятия проводятся на открытом воздухе, в тени, при температуре не ниже +20С. Ввиду того что координация дыхания в этом возрасте еще не совершена и даже кратковременная  задержка его  сопровождается быстро возникающим обеднением крови кислородом, при выполнении физических упражнений ребенок должен дышать через нос.

Некоторые гимнастические упражнения проводятся с пособиями (их можно иметь и в семье). Это прежде всего коврик для упражнений сидя или лежа на полу, дорожка из клеенки или материи, гладко обструганная доска шириной 30-35 см и длиной 1,5- 2 м - для совершенствования ходьбы и развития чувства равновесия; ящик и деревянная лестница - для тренировки в лазанье; корзина, обруч и сетка - для бросания в них маленьких мячей; гимнастическая палка и обруч – для отдельных упражнений. Все пособия по размерам, весу и удобству пользованию ими должны соответствовать ими должны соответствовать возрасту детей.

Занятия проводятся под руководством взрослого в форме игры и сопровождаются словесной инструкцией – объяснением и наглядным показом движений.

В комплекс гимнастических упражнений входят  упражнения, укрепляющие скелетно-мышечную систему и суставы, вырабатывающие у ребёнка хорошую осанку – привычку правильно держать корпус, голову, слегка отведёнными назад плечи, красивую и правильную походку. Хорошая осанка не только предаёт стройность фигуре ребёнка, но и облегчает нормальную деятельность его внутренних органов – кровообращения, дыхания, пищеварения.

Правильно организованные и систематически проводимые занятия, как правило, предупреждают появление сутулости или других искривлений позвоночника, плоскостопия, разболтанности суставов. При организации занятий по физкультуре следует учитывать требования программы “ Воспитания в детском саду “ : соблюдение систематичности в проведении занятий, постепенности нарастания трудности задания с обязательным учётом имеющегося уровня развития двигательных навыков и качеств у детей.

 Во второй группе раннего возраста предусматривается 2 занятия в неделю по 10-15 минут. Детей распределяют на подгруппы: в возрасте от 1 года до 1года 6 месяцев объединяют по 2-3 и 4-5 человек; в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет – по 6-8 человек. В подгруппы объединяются дети, имеющие примерно равный уровень развития движений.

Занятия организуются таким образом, чтобы они не затягивались больше установленного времени – надо предупредить чрезмерное утомление детей, между упражнениями соблюдаются паузы - движение чередуется с отдыхом. Свойственная данному возраста быстрая утомляемость, избыточное напряжение мышц при разучивании нового движения, отсутствие выдержки и самоконтроля, а так же лёгкая эмоциональная возбудимость и смена настроений – все эти особенности требуют повышенного внимания при выборе физических упражнений, их дозировки и распределению. Один и тот же комплекс ( как правило из 6 ) упражнений можно повторять 2 – 3 недели ( 4 – 6 занятий ) и постепенно в нём заменять те упражнения, которые дети освоили, новыми с большим уровнем трудности или усложнять старые.

Младший возраст.

Интенсивный темп физического развития, характерный для первых 2-х лет жизни, несколько замедляется на третьем году. Продолжающееся совершенствование нервной системы ребёнка ведёт к увеличению его бодрствования. Общая продолжительность сна составляет 13-13,5 часов, из которых на дневной сон приходится 2-2,5 часа. Бодрствование детей становиться сложнее и разнообразнее: появляется изобразительная и конструктивная деятельность, большое место начинает занимать сюжетная игра. В процессе всех видов деятельности и особенно игровой, происходит дальнейшее развитие восприятия, памяти, мышления, речи. Внимание ребёнка становится более сосредоточенным и устойчивым.

Учитывая психологические особенности детей этого возраста, зарядку следует проводить в виде подвижной сюжетной игры, включающей 3 – 4 физических упражнения имитационного характера.

Одновременно с ребёнком упражнения утренней гимнастики выполняет взрослый – ребёнок слушает объяснения взрослого и подражает ему при выполнении упражнений.

Каждый комплекс начинается с ходьбы, продолжающейся 1 – 1,5 минуты. При этом обращается внимание на правильную осанку: корпус и голову держать прямо, плечи слегка развёрнутыми, ногами не шаркать, свободно взмахивать руками в ритме шага. Ребёнок дышит через нос. После вводной ходьбы ребёнок и взрослый встают друг против друга и дополняют упражнения. В начале делают упражнения для плечевого пояса типа дыхательных, например: поднять руки вверх, потянуться (вдох) и опустить руки через стороны вниз (выход) или хлопать ладонями вытянутых рук перед собой, над головой, опустить руки через стороны за спину и т.п. Упражнение повторяют 2-3 раза.

Следующее упражнение должно способствовать укреплению мышц спины живота, развитию гибкости позвоночника. Такими упражнениями могут быть: присесть на корточки с легким наклоном головы, затем встать, выпрямиться или наклонить туловище вперед, руками коснуться голени, опуская голову как можно ниже ( ребенок смотрит, что на полу за ним ), затем выпрямиться, закладывая руки за спину, смотреть на потолок. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Затем вновь можно дать упражнение, способствующее правильной осанке: поднять руки в стороны до уровня плеч и опустить их ( повторить 2-3 раза).

Следующим упражнением должны быть подскоки или бег в течении 10-15 секунд, переходящие в заключительную ходьбу продолжительностью в 1 минуту. По мере усвоения упражнений комплекс зарядки можно несколько изменять через каждые 8-10 дней.

Закаливающие процедуры чаще сопровождают физкультурные упражнения или проводятся после них. При систематических занятиях физическими упражнениями происходит дальнейшее совершенствование основных движений, еще большее развитие их быстроты и четкость, координации в работе отдельных групп мышц, что обеспечивает ловкость и сноровку детей. Не меньшее значение имеет также развитие активности, инициативы, умение действовать в коллективе.

Информация о работе Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста