Аэробика в старших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 00:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение особенностей организации и методики проведения уроков по аэробике с девушками старших классов.
Задачи исследования:
1.Изучить особенности формирования и развития физических качеств у девушек старшего школьного возраста;
2.Проанализировать влияние занятий аэробикой на физическое состояние организма девушек пубертатного периода.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы. На современном этапе жизни общества особенно актуальными являются исследования, связанные со здоровым образом жизни (ЗОЖ). ЗОЖ – это активный образ жизни человека, в основе которого лежат: систематические занятия физической культурой и спортом, здоровое питание, соблюдение режима сна,  работы и отдыха, устойчивая психика и социальная активность. Для девушек одним из видов спорта, оказывающим благотворное воздействие на развитие физических качеств, нормализацию обмена веществ и улучшения работы организма в целом является аэробика.

Аэробика – это совокупность упражнений, гимнастика, которая выполняется под музыку, для достижения чувства ритма в упражнениях. Аэробика является техникой, позволяющей укрепить организм и сделать его выносливым. Основной упор делается на выносливость и баланс кислорода в организме. Люди, длительное время занимающиеся аэробикой практически неуязвимы в плане болезней.

Факторы, определяющие актуальность внедрения  уроков по аэробике в школы: 

– катастрофическое снижение уровня здоровья и физической подготовленности учащихся;

 – снижение интереса в старших классах к традиционным формам и системам физического воспитания;

 – недостаточная образованность учащихся в сфере физической культуры, что ограничивает их возможности перейти к целенаправленному улучшению своего здоровья, организации здорового образа жизни.

Большое внимание в аэробике уделяется изучению разнообразных методик и систем тренировок, а так же дозировка нагрузки. На занятиях аэробикой решаются сразу несколько задач: воспитательная, оздоровительная и образовательная. В данной работе будет рассматриваться понятие «аэробика», её виды, структура занятий для девушек 10-11 классов. Более подробно будут изучены особенности организации и методики проведения уроков по аэробике, влияние аэробики на улучшение здоровья и повышение физических способностей девушек старших классов.

Проблема ухудшения здоровья людей особенно актуальна в нынешнее время по причине плохой экологии, неправильного питания, малоподвижного образа жизни и пагубного влияния вредных привычек. Именно поэтому занятия аэробикой приобретают всё большую популярность и набирают всё большую известность, так как носят оздоровительный и общеукрепляющий характер.

Цель исследования – изучение особенностей организации и методики проведения уроков по аэробике с девушками старших классов.

Задачи исследования:

1.Изучить особенности формирования и развития физических качеств у девушек старшего школьного возраста;

2.Проанализировать  влияние занятий аэробикой на физическое состояние организма девушек пубертатного периода.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс занятий аэробикой с девушками 15-18 лет;

Предмет исследования – структура и содержание занятий аэробикой как средство повышения физической подготовленности девушек периода полового созревания.

Методы исследования:

- теоретический анализ литературных источников и обобщение данных по проблеме исследования.

Структура и объём 

Курсовая работа состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, заключения и списка литературных источников. Общий объём составляет 32 страницы. Список литературных источников составляет 2 страницы и насчитывает 28 наименований.

Основная  часть курсовой работы излагается в главах, в которых приводятся:

- аналитический обзор литературы по теме;

- описание объектов исследования и используемых при проведении исследования методов, оборудования;

- изложение выполненных в работе теоретических исследований.

В «Заключении» содержится вывод, подытоживающий результат курсовой работы.

 «Список литературных источников» содержит перечень источников информации, на которые в курсовой работе приводятся ссылки. Каждому источнику присвоен свой номер.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Особенности физического развития девушек 15-18 лет.

Пубертат – это переходный период в жизни индивида от детства к соматосексуальной зрелости, достижению способности к воспроизводству жизнеспособных половых клеток, зачатию и вынашиванию плода (для лиц женского пола).

Под половым созреванием имеется в виду 2-летний период интенсивного роста, который предшествует половой зрелости. Половая зрелость у девочек начинается с первым менструальным циклом.

Прежде всего необходимо помнить, что половая зрелость не наступает у всех в одном и том же возрасте. У большинства девочек она начинается в 11 лет, а первый менструальный цикл бывает двумя годами позже — в 13 лет. Но у довольно многих девочек половое созревание начинается в 9 лет. Бывает, что оно приходит только в 13 лет. В исключительных случаях половое созревание девочек начинается в 7 или только в 15 лет.

Более позднее или более раннее половое созревание не означает неправильного функционирования желез внутренней секреции. Это означает только, что они работают по разному расписанию. Если половое созревание у родителей наступило позже, чем у других, то обычно у их детей оно тоже наступает позже.

В период полового созревания под воздействием все возрастающего количества половых гормонов в крови тело ребенка постепенно начинает приобретать характерные черты его пола, принимать тот вид, который нас радует, но нередко и пугает, разочаровывает. Изменяются пропорции тела, идет отложение жира в определенных местах, меняются голос и внешний вид, и все это как проявление вторичных половых признаков, оказывается, имеет свою последовательность, свою логику.

Если к первичным половым признакам относят наружные половые органы, то к вторичным — все то, что отличает один пол от другого по мере взросления и в первую очередь – внешние проявления.

У девочек общепризнанной считается следующая последовательность специфических женских проявлений:

8—9 лет — ускорение роста тела, увеличение окружности таза, округление бедер, пигментация ореолов сосков;

9—10 лет — рост сосков;

10—11 лет — нагрубание молочных желез, появление волос на лобке;

11—12 лет — рост наружных и внутренних половых органов,дальнейший рост молочных желез, появление подмышечного оволосения;

12—13 лет — пигментация сосков, интенсивный рост тела, увеличение молочных желез, дальнейший рост волос на лобке, появление белей и менархе.

13—14 лет – переход к овуляторным циклам.

14—15 лет — снижение тембра голоса, появление юношеских угрей.

15—18 лет — прекращение роста скелета.

Этапы полового созревания у женщины

Строение тела, распределение жира

В течение пубертата под влиянием высокого уровня эстрогенов происходит рост костей таза в ширину, в результате чего бедра становятся шире. Жировая ткань нарастает и к концу пубертата превышает объем жировой ткани у юношей в два раза. Жир откладывается, в основном, в области молочных желез, бедер, ягодиц, плечевого пояса, лобка.

У девушек 15-18 лет наблюдается одновременное увеличение размеров сердца и лёгких, длины и массы тела. Пик темпов прироста массы тела - в 12-13 лет. Важный показатель для возрастного развития девушек - возраст первой менструации (менархе), в течение года после которого происходит резкое торможение ростового процесса, а прироста массы - через 1,5 года. Происходит окончательное формирование пропорций тела.

До менархе быстрыми темпами нарастает аэробная мощность. После менархе абсолютное МПК  продолжает медленно увеличиваться  до 14-15 лет, а относительное (на килограмм  массы тела) - начинает снижаться. Систолический объем крови достигает максимума к 13-14 годам.

Пик прироста гликолитической мощности и ёмкости наступает в 13-14 лет. Увеличиваются запасы гликогена в мышцах и печени. Благоприятные предпосылки для развития алактатных анаэробных возможностей складываются к 13-14 годам, причем пик прироста - в конце этапа.

Оптимальный период развития максимальной силы - 12-14 лет. В течение года после менархе резко снижается прирост максимальной силы в связи с прекращением прироста мышечной массы. Темпы прироста силовой выносливости замедляются.

На протяжение всего этапа специальная силовая выносливость возрастает практически равномерно. Вначале - за счет увеличения «запаса силы», в последующем - за счет повышения гликолитической производительности и локальной работоспособности. Пик прироста скоростно-си-ловых способностей наблюдается в 14-15 лет (за счет «запаса силы» и совершенствования гликолитического и алактатного механизма энергообеспечения). В начале этапа прирост специальной силы в воде (при плавании на привязи) идет параллельно с увеличением мышечной массы, а в конце - за счет реализации «запаса силы».

Отдельные двигательные способности развиваются гетерохронно -они отличаются друг от друга периодами  ускоренного развития и возрастными рамками «пиковых», максимальных приростов. Это создает предпосылки для целенаправленного воздействия с помощью физических нагрузок на процессы роста и развития юных спортсменов. Появляется возможность выделить оптимальные возрастные периоды для избирательного воздействия на развитие аэробной производительности, анаэробной производительности, подвижности в суставах, быстроты, максимальной силы, силовой выносливости, скоростно-силовых способностей и т.д. Согласно теории «сенситивных» (чувствительных) периодов наибольшего эффекта от целенаправленной тренировки на прирост отдельных двигательных способностей следует ожидать в периоды их наиболее интенсивного естественного прироста.

 

1.2.Средства и методы развития основных физических качеств. Сенситивные периоды их развития

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации.

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины  «развитие» и «воспитание».

Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества. В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.[4, с. 36]

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно- силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость.

Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует  понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей. У каждого человека двигательные способности развиты по–своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо - физиологических задатков:

-  анатомo - морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов;

-  сила, подвижность,  уравновешенность, индивидуальные  варианты строения коры, степень функциональной зрелости её отдельных областей и др.);

-  физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем);

- максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);

- биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);

-  телесные (длина  тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани  и др.);

-  хромосомные  (генные).

На развитие двигательных способностей влияют также  и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.). О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки. Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились. Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки. [6, с. 105]

Информация о работе Аэробика в старших классах