Философия всеобщего управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Total Quality Management — философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции.
Среди основных принципов ТQМ: ориентация на результат; концентрация внимания на потребителях; лидерство и соответствие целям; управление, которое базируется на процессах и фактах; развитие персонала и вовлечение его в совершенствование; постоянное обучение, инновации и совершенствование; развитие партнерства; ответственность перед обществом. Следуя этим принципам, многие фирмы и сегодня выходят из кризиса и становятся самыми лучшими в своем классе.

Содержание

Введение 3
1. Идеология ТQМ - всеобщего управления качеством 4
1. Ориентация организации на заказчика 7
2. Ведущая роль руководства. 7
3. Вовлечение сотрудников 8
4. Процессный подход 8
5. Системный подход к управлению 8
6. Постоянное улучшение 9
7. Подход к принятию решений, основанный на фактах 9
8. Отношения с поставщиками 9
9. Минимизация потерь, связанных с некачественной работой 10
2. Классификация показателей качества. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе 11
1. По числу характеризуемых свойств 12
2. По степени охвата категории 13
3. По характеризуемым свойствам 14
4. По способу выражения 16
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Филасофия всеобщего управления качества.docx

— 88.76 Кб (Скачать файл)

7. Подход к принятию решений,  основанный на фактах

Эффективные решения основываются только на достоверных  данных. Источниками таких данных могут быть результаты внутренних проверок системы качества, корректирующих и  предупреждающих действий, жалоб  и пожеланий заказчиков и т.д. Также информация может основываться на анализе идей и предложений, поступающих  от сотрудников организации и  направленных на повышение производительности, снижение расходов и т.д.

8. Отношения с поставщиками

Так как  организация тесно связана со своими поставщиками, целесообразно  налаживать с ними взаимовыгодные отношения  с целью дальнейшего расширения возможностей деятельности. На данном этапе устанавливаются документированные процедуры, обязательные для соблюдения поставщиком на всех этапах сотрудничества.

9. Минимизация потерь, связанных с  некачественной работой

Минимизация потерь, связанных с некачественной работой, обеспечивает возможность  предлагать продукцию за меньшую  цену при прочих равных условиях. Стандартом работы является отсутствие дефектов, или - "делай правильно с первого  раза".

Главная идея методологии обеспечения качества основана на том, что понятие «улучшение качества» должно употребляться применительно к любой сфере деятельности, поскольку качество продукции – следствие качественного выполнения всех видов работ.

Качество  — не абстрактная категория, а  осязаемый каждым человекомконкретный измеритель полезности, целесообразности и эффективности любого труда. Повышение качества обязательно приводит к снижению издержек (потерь) на всех этапах жизненного цикла продукции (маркетинг – разработка — производство — потребление – утилизация), а следовательно, к снижению себестоимости, цены и повышению жизненного уровня людей.

Японский  специалист К. Исикава утверждал также, что безнравственно говорить о повышении цены при повышении качества продукции, так как повышение качества связано со стабилизацией производства, уменьшением дефектности, уменьшением издержек, а следовательно, с уменьшением себестоимости и цены. К. Исикава утверждал также, что о повышении цены можно вести речь только тогда, когда потребитель получает продукцию принципиально нового технического уровня. Но и в этом случае сразу необходимо планировать последующее снижение себестоимости за счет отладки, стабилизации и доводки производственного процесса и упорядочения деятельности в цепи «поставщик — изготовитель — потребитель». В этом залог экономического успеха фирмы, развития промышленности и состоятельности страны.

Как показывает зарубежная и отечественная практика, успех любой сферы деятельности существенно зависит от умных  и энергичных руководителей, которые  хотят и умеют видеть в лице каждого сотрудника заинтересованного  и активного партнера. Такие руководители четко понимают три золотые истины: первая — невежество стоит денег  и очень дорого обходится; вторая — качество приносит деньги (т. к. связано  с резким снижением издержек) и  создает устойчивую экономическую  стабильность и авторитет; третья —  главное достояние — это люди как внутри предприятия, так и  за его пределами. Именно поэтому  в стандартах ИСО делается акцент на ответственность руководителей, снижение издержек и кадровую политику.

2. Классификация показателей качества. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе

 

Оценка  уровня качества объекта и классификация  показателей качества рассматриваются в квалиметрии. Квалиметрия (от лат. qualitas – какой по качеству и … метрия) – это отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества.

Свойства  продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Качественные характеристики – это, например, соответствие изделия современному направлению моды, дизайну, цвету и т. д.

Количественная  характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции. Показатели качества количественно обуславливают степень способности продукции удовлетворять определенные потребности (например, качество клубней картофеля характеризует количеством крахмала). Классификация показателей качества по различным критериям представлена в таблице 1.

1. По числу характеризуемых свойств:

Единичные показатели характеризуют одно из свойств продукции. Могут относиться как к единице продукции, так и к совокупности единиц однородной продукции.

Например, плотность (кг/м3), мощность (ватт), максимальная скорость движения (м/с), массовая доля влаги в хлебе, кислотное число жира и т.д.

Комплексный показатель – характеризует несколько простых свойств или одно сложное, состоящее из нескольких простых.

 

Таблица 1 - Классификация показателей качества по разным критериям

Число характеризуемых свойств 

Единичные, комплексные, интегральные

Степень охвата категории 

Базовые, относительные

Характеризуемые свойства

Назначения (классификационный,

функциональный,

состава и структуры).

Экономного использования  ресурсов.

Надежности (безотказность,

долговечность,

сохраняемость,

ремонтопригодность).

Эргономические (гигиенические,

физиологические,

психофизиологические,

психологические).

Эстетические.

Технологичности.

Транспортабельности.

Стандартизации и унификации.

Патентно-правовые.

Экологические.

Безопасности.

Способ выражения 

Натуральные, стоимостные, в процентах

Стадия определения

Прогнозируемые, проектные,

производственные, товарообращения,

утилизации или уничтожения


 

Например, коэффициент готовности изделия  Кг, который характеризует два свойства – безотказность и ремонтопригодность:

 

Кг=Т/(Т+Тв), (1)

 

где Т - наработка изделия на отказ (безотказность), час;

Тв - среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности), час.

 

Тв0у, (2)

 

где Т0 - среднее время, затраченное на отыскание отказа, час;

Ту - среднее время, необходимое для устранения отказа, час.

Интегральный  показатель – разновидность комплексного, определяет оптимальную совокупность свойств продукции с экономической точки зрения.

Отражает  отношение суммы полезного эффекта  от эксплуатации или потребления  продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или  потребление:

 

U=Э/(Зсэ), (3)

 

где Э – суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции (например, пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитальногоремонта);

Зс – суммарные затраты на создание продукции (разработку, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты), руб.;

Зэ – суммарные эксплутационные затраты (техобслуживание, ремонт, другие текущие затраты), руб.

2. По степени охвата категории: базовые; относительные.

Базовый – это показатель качества оцениваемой продукции, принятый за основу при ее сравнительной оценке с базовым образцом.

Недопустимо считать базовыми морально устаревшие образцы продукции; образцы, не прошедшие  научной проработки; использование  в одном образце сочетаний  наилучших показателей, реально  недостижимых.

Относительный показатель – это отношение показателя качества оцениваемой продукции к базовому значению этого показателя (единицы измерения проценты или безразмерные единицы).

3. По характеризуемым свойствам применяют следующие группы

показателей: назначения; экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии (экономичности); надежности; эргономические; эстетические; технологичности; транспортабельности; стандартизации и унификации; патентно–правовые; экологические; безопасности.

1) Показатели  назначения характеризуют свойство продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения. Показатели назначения характеризуют соответствие продукта его целевому назначению.

Функциональные  показатели характеризуют способность предмета удовлетворять определенным потребностям. В частности, для пищевых продуктов – это обеспечение организма человека питательными веществами. Отсюда в группу функциональных показателей можно внести, например, энергетическую ценность продукта, обусловленную энергией выделяемой при биологическом окислении единицы белков, жиров и углеводов; коэффициент усвояемости; коэффициент утилизации азота; качественный белковый показатель и т.д.

Показатели  состава и структуры для пищевых продуктов включают: химический состав, в том числе содержание макро- и микроэлементов, витаминов; усилия резания и другие.

2) Показатели экономного использования сырья, материалов топлива и энергии характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемого им сырья, материалов, топлива, энергии.

3) Показатели надежности. Надежность – это один из основных показателей продукции. Надежность – это свойство изделия (объекта) сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения, транспортирования. Надежность изделия в зависимости от назначения и условий его применения включает: безотказность; долговечность; сохраняемость; ремонтопригодность.

Безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработке. Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Сохраняемость - свойство изделия сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения или транспортировки. Ремонтопригодность – свойства изделий, заключающиеся в приспособленности к обнаружению причин возникновения отказов, повреждений, поддержанию и восстановления работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонта.

4) Эргономические  показатели характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапах функционального процесса в системе «человек – изделие – среда использования».

5) Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность продукции, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения, стабильность товарного вида. Оценка эстетических показателей качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией.

6) Показатель технологичности характеризует свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат, материалов, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

7) Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без ее использования или потребления.

8) Показатели стандартизации и унификации.

9) Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту.

10) Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукта.

11) Показатели  безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции.

4. По способу выражения: в натуральных единицах (килограммы, метры, баллы, безразмерные); в стоимостных единицах (рубли и т.д.).

Рыночная экономика в качестве одной из важнейших характеристик включает конкуренцию между субъектами и объектами рынка. С конкуренцией тесно связано и понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность – способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. При этом понятие конкурентоспособности применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и другим организациям. Конкурентоспособность товара — это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.

Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей: полезностью (качество, эффект от использования и т.п.); определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание); конкурентоспособностью предложения.

Изучение  конкурентоспособности товаров  важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности  товара, т.е. не учитывая издержек на его  производство и реализацию.

Информация о работе Философия всеобщего управления качеством