Философия всеобщего управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Total Quality Management — философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции.
Среди основных принципов ТQМ: ориентация на результат; концентрация внимания на потребителях; лидерство и соответствие целям; управление, которое базируется на процессах и фактах; развитие персонала и вовлечение его в совершенствование; постоянное обучение, инновации и совершенствование; развитие партнерства; ответственность перед обществом. Следуя этим принципам, многие фирмы и сегодня выходят из кризиса и становятся самыми лучшими в своем классе.

Содержание

Введение 3
1. Идеология ТQМ - всеобщего управления качеством 4
1. Ориентация организации на заказчика 7
2. Ведущая роль руководства. 7
3. Вовлечение сотрудников 8
4. Процессный подход 8
5. Системный подход к управлению 8
6. Постоянное улучшение 9
7. Подход к принятию решений, основанный на фактах 9
8. Отношения с поставщиками 9
9. Минимизация потерь, связанных с некачественной работой 10
2. Классификация показателей качества. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе 11
1. По числу характеризуемых свойств 12
2. По степени охвата категории 13
3. По характеризуемым свойствам 14
4. По способу выражения 16
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Филасофия всеобщего управления качества.docx

— 88.76 Кб (Скачать файл)

Конкурентоспособность производителя – это его способность сохранять и расширять рынки сбыта за счет целенаправленной деятельности как по отношению к качественным характеристикам продукции, так и по отношению к производителям-конкурентам.

Категории «конкурентоспособность товара» и  «конкурентоспособность производителя» взаимозависимы. Предприятие не может  быть конкурентоспособным, если его  товар не имеет сбыта. Однако конкурентоспособность  товара не решающий фактор в конкурентоспособности  предприятия. В ряде случаев конкурентоспособность  товара обеспечивается за счет его  реализации по демпинговым ценам, не компенсирующим затрат на его производство и сбыт (что при достаточно длительном периоде времени может привести к разорению производителя).

Будучи  тесно взаимосвязанными, категории  конкурентоспособности товара и  предприятия имеют и существенные различия:

  1. конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем жизненному циклу товара, а в основе исследования конкурентоспособности предприятия лежит более длительный отрезок времени, соответствующий периоду функционирования предприятия;
  2. конкурентоспособность продукции рассматривается применительно к каждому ее виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю изменяющуюся номенклатуру выпускаемой продукции и его производственно-технический потенциал;
  3. анализ уровня конкурентоспособности предприятия осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара – прерогатива потребителя.

По своей  структуре конкурентоспособность  предприятия значительно сложнее  конкурентоспособности продукции, поскольку объект ее приложения –  вся производственно-экономическая  деятельность предприятия.

Конкурентоспособность предприятия определяется действием  комплекса факторов внешней и  внутренней среды его жизнедеятельности. К факторам внешней среды могут быть отнесены: уровень государственного регулирования и развития экономики страны обитания и др.

Факторы внутренней среды предприятия характеризуют следующие внутрипроизводственные показатели: технический уровень производства; технология; и т.д.

Возможности воздействия предприятия на факторы  окружающей среды ограничены, поскольку  они действуют объективно по отношению  к предприятию. Реальные и непосредственные возможности регулирования конкурентоспособности  предприятия относятся к сфере  факторов внутренней среды, однако воздействовать на эти факторы предприятие может  с разной интенсивностью. Серьезных  капиталовложений и длительного  времени окупаемости требуют  изменения технико-технологических  условий работы предприятия. Наиболее мобильными и поддающимися эффективному регулированию без существенных капиталовложений являются факторы  организации управления производственно-сбытовой деятельностью, и именно в этой сфере  находятся реальные пути повышения  конкурентоспособности предприятия. Решающим рычагом при этом является внедренная предприятием система менеджмента качества продукции.

Конкурентоспособность предприятия может оцениваться  путем сопоставления конкретных позиций нескольких предприятий на одном и том же рынке по таким параметрам, как: способность к адаптации в изменяющихся условиях конкуренции, технология, разрешающая способность оборудования, знания и практический опыт персонала, система управления, маркетинговая политика, имидж и коммуникации.

Проблема  качества и повышения конкурентоспособности  становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества.

Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных  компаний, поэтому начинать внедрение  системы менеджмента качества продукции  следует с определения места  этой системы в общей стратегии  компании.

Поскольку деятельность по формированию системы  менеджмента качества продукции  путем реализации международных  стандартов и принципов TQM ориентируется на повышение качества и конкурентоспособности продукции (услуг) компании, то все процессы, связанные с этой деятельностью, следует начинать с анализа потребностей и ожиданий потребителей этой продукции (услуг). Поэтому компания прежде всего должна определить маркетинговую стратегию, которая будет отражать интересы и особенности потребителей и характер конкурентных преимуществ ее продукции (услуг), за счет которых она рассчитывает добиться успеха.

В соответствии с маркетинговой стратегией должны развиваться активы компании и ее технологический потенциал, поэтому необходима стратегия технического развития.

Качество  продукции и ее конкурентоспособность  существенно зависят от качества и режима поставок материалов и комплектующих, следовательно необходима стратегия взаимодействия компании с их поставщиками.

Создание  и практическое использование системы  менеджмента качества продукции  зависит от людей, их квалификации и  способности постоянно учиться  и совершенствовать свои знания и  умение. Это обусловливает необходимость стратегии эффективного управления персоналом.

Для планирования мероприятий по улучшению качества и устранению причин производства некачественных продуктов (услуг), выделение средств  и людей для осуществления  улучшений необходимы анализ и оценка затрат, связанных с качеством, и  эффекта от улучшений, поэтому неотъемлемой составляющей стратегии компании является система прозрачного бухгалтерского и управленческого учета в рамках системы менеджмента качества продукции.

При формировании стратегии компании особое внимание следует уделять определению и развитию стержневой компетентности, т.е. тому комплексу взаимосвязанных ресурсов и внутренних возможностей компании, которые обеспечивают ее стратегическую конкурентоспособность, достижение устойчивых конкурентных преимуществ перед соперниками на рынке.

Формирование  общей стратегии и комплекса  функциональных стратегий компании предполагает не только разработку системы  стратегических планов, но и формирование у руководителей и ведущих  специалистов общего стратегического  мышления – скоординированного подхода  к долгосрочным перспективам компании и принятию оперативных решений  с ориентацией на них. Этого можно  добиться, вовлекая в формирование стратегии более широкий круг людей, т.е. формируя соответствующую организационную культуру.

Стратегия качества (СК) должна рассматриваться как одна из важнейших функциональных стратегий и разрабатываться в виде неотъемлемой части общей стратегии компании, поэтому руководство компании, принимая решение о разработке и внедрении СК, должно задумываться о формировании всего комплекса стратегических компонентов.

Ситуация, с которой сталкиваются отечественные  предприятия, ставшие на путь системного решения проблемы качества, радикально отличается от той, которая характерна для американских и западноевропейских компаний, когда они начали осваивать  стандарты ИСО серии 9000 и принципы TQM. Регулярный менеджмент для зарубежных компаний естественный элемент их организационной культуры, а прозрачность деятельности — компонент, необходимый для успешных операций на рынке капитала и доверительных отношений с партнерами по бизнесу. Что же касается ориентации на удовлетворение потребностей потребителей, то это привычный для зарубежных компаний курс, обязательный для успешных операций на конкурентных рынках. Таким образом, формирование и реализация в деятельности зарубежных компаний стратегии качества лишь затрагивает остальные элементы регулярного менеджмента, не предполагая необходимости их существенной перестройки. Главная же проблема, с которой сталкиваются отечественные компании, разрабатывающие систему менеджмента качества продукции, — это необходимость перестройки различных аспектов деятельности компании и связанное с этим изменение организационной культуры компании, психологии менеджеров и исполнителей.

Если  в отечественных компаниях цель создания системы менеджмента качества продукции свести только к ее сертификации по стандартам ИСО серии 9000, то результат  будет весьма ограниченным, если не провальным. Формальное применение стандартов ИСО серии 9000, не давая заметного  выигрыша, может подорвать возможность  реальных улучшений менеджмента  качества и его результатов. Основное содержание процесса сертификации заключается  в проверке документированности  наиболее важных процедур и в их реальном использовании. Однако соответствие деятельности компании предписанию  документов системы качества само по себе не обеспечивает высокого качества продукции, а лишь подтверждает ее способность производить продукцию или оказывать услуги, соответствующие некоторому стандарту или контракту.

Сертификация  в определенном смысле аналогична экзамену на аттестат зрелости, сдать который  можно только предварительно поучившись (и немалое время) в начальной  и средней школе, не говоря уже  о высшей.

Система менеджмента качества продукции  должна обеспечивать как соответствие продукции спросу на нее, так и  гарантированное выявление и  устранение недостатков процессов, которые влияют на ее качество, т. е. обеспечивать наибольшую вероятность  качественности выпускаемой продукции.

 

 

Заключение

 

Главная идея TQM состоит в том, что  компания должна работать не только над  качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих:

- качества  продукции

- качества  организации процессов

- уровня  квалификации персонала.

Принцип действия TQM можно сравнить с удержанием мяча на наклонной плоскости. Для того чтобы мяч не скатывался, его нужно либо подпирать снизу, либо тянуть сверху.

TQM включает 2 механизма:

- Quality Assurance (QA) — контроль качества — поддерживает необходимый уровень качества и заключается в предоставлении компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в качестве данного товара или услуги.

- Quality Improvements (QI) — повышение качества — предполагает, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий.

Два механизма: контроль качества и  повышение качества — позволяют  «удерживать мяч в игре», то есть постоянно совершенствовать, развивать  бизнес.

В основе TQM лежат следующие принципы: ориентация на потребителя; вовлечение работников, что даёт возможность  организации с выгодой использовать их способности; подход к системе  качества как к процессу; системный  подход к управлению; постоянное улучшение.

 

 

Список  использованной литературы

управление качество конкурентоспособность

1. Аристов О. В. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 240с.: ил.

2. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 212с.

3. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/ О.П. Глудкин и др.: Под. ред. О. П. Глудкина . – М.: Горячая линия – Телеком, 2001. – 600с.

4. Герасимов Б. И. Управление качеством: учебное пособие/ Б. И. Герасимов, Н. В. Злобина, С. П. Спиридонов. – М.: КНОРУС, 2005. – 272с.

5. Исикава К. Японские методы управления качеством. / Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1988. – 215с.

6. Крылова Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. – М.: Издательство стандартов, 1992. - 140с.

7. Мазур И. И. Управление качеством: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Управление качеством» / И. И. Мазур, В.

 

Размещено на Allbest.ru

 


Информация о работе Философия всеобщего управления качеством